Юлия Шимко: мы не ожидали карантина
— Как быстро власти приняли решение о вводе карантина в Бишкеке?
— Произошло все очень быстро. Было всего несколько случаев заболевших и буквально за неделю было принято решение о закрытии города на карантин. Из ОАЭ прилетел самолет, на борту которого обнаружили семь зараженных человек, плюс попали в карантин остальные пассажиры, которые с ними летели. Как только были выявлены первые признаки заболевания, началась паника. Люди побежали в продуктовые магазины, сметая продовольствие. Торговые центры моментально опустели. В первую неделю торговля встала, люди были в шоке.
— Сколько в Киргизии больных на сегодняшний день?
— Сегодня объявили, что подтвержденных случаев заболевания — 49, из них 30 человек в Бишкеке, остальные в регионах. Удивительно, что так резко начали принимать кардинальные меры. Возможно, нам что-то недоговаривают. С сегодняшнего дня введен комендантский час: с 08:00 до 20:00 мы можем выйти из дома только в продуктовый магазин, аптеку или поликлинику. Выход на работу может осуществляться только по путевым листам и только для тех, кто работает в больнице или в другой чрезвычайно важной профессии, сотрудников которой не отправили в вынужденный отпуск. Если мы выйдем по другой причине — штраф или арест до трех суток. Штраф могут выписать, если человек выходит из дома без маски. После 20:00 выход на улицу запрещен. Думаю, это связано с тем, что страна небогатая и у нас очень слабая медицина. С распространением инфекции просто не хватит аппаратов искусственной вентиляции легких, их буквально 2-3 штуки на весь город.
— Практически все предприятия закрыты?
— Обязали закрыться всех. Сначала хоть какие-то салоны и парикмахерские работали, торговые центры. Сейчас закрыто всё.
— Предоставляли ли вам возможность забрать свой товар из магазина?
—Да, нам дали два дня на то, чтобы вывезти весь товар. Мы поначалу сильно не переживали, не думали, что ситуация примет такой оборот. Мы вывезли 30-40 ходовых позиций, остальное оставили под охрану. Забрали то, что планировали реализовать онлайн. Позже узнали, что всех, кто не успел вывезти свою продукцию, не пустили в магазины, объясняя это тем, что идет санитарная обработка.
— Что происходит с продажами сейчас?
— Людям нечего делать дома на карантине, и они идут в Instagram. Мы перенесли свою деятельность туда. Просмотров много, лайков много. Обычно, в среднем у наших сторис около 300 просмотров, сейчас — 1000. Мы начали публиковать старые архивные видео, они набирают много просмотров, люди интересуются. Мы делаем акцент на таком послании: «Как только карантин закончится, приходите к нам за часами своей мечты». Выкладываем разные ролики, например, как мы царапаем керамические часы Victorinox и царапин не остается, как моют руки с часами, при этом они полностью попадают под струю воды. Люди очень интересуются, активничают, спрашивают, когда откроется магазин и модели можно будет посмотреть вживую. Сегодня планируем снять какой-нибудь интересный ролик дома с теми моделями, что удалось забрать из магазина, чтобы поддерживать интерес нашей аудитории и потенциальных покупателей.
— Что было с продажами до карантина? Как развивалась ситуация?
— Март начался вполне неплохо, как обычно, но как только появился первый слух про карантин, люди поддались панике и побежали скупать продукты. Потом резко начал расти доллар, и появился особый спрос на премиум-сегмент. Видимо те, кто давно планировал покупку, решили, что сейчас самое время. Одна дорогая модель Frederique Constant у нас ушла, за другую покупатель внес предоплату, но позже передумал и попросил вернуть. Объяснил тем, что ситуация нестабильна и он не знает, что будет завтра. В предпоследний день карантина у нас ушло шесть штук Tissot.
— Есть ли какие-либо прогнозы сколько продлится карантин?
— Сначала говорили, что торговые центры будут закрыты до 8 апреля. Сейчас официально объявили, что, в связи с вводом чрезвычайного положения, срок карантина продлят до 15 числа. Никто не знает, что будет дальше. Даже посылки нельзя получить.
— Как вы думаете, что будет после окончания карантина?
— У тех, у кого сейчас есть деньги, они никуда не денутся. У людей появилось время смотреть наш Instagram. У нас с мужем спор: он говорит, что по окончании карантина люди будут тратить деньги с опаской, а я думаю, что с большой охотой, так как покупка, особенно часов — это эмоция, по которым люди успеют соскучиться за время изоляции.