<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Новая жизнь</span></span></p> "До основания, а затем..." - эти знаменитые слова из "Интернационала" как нельзя лучше подходят для описания того, что происходит на Петродворцовом часовом заводе. В 2000 году производство механизмов на "Ракете", выпускавшей некогда одни из самых неприхотливых советских часов, было остановлено. А к 2002-му предприятие пришло в такое состояние, что специалисты отрасли сочли его умершим. Тем неожиданнее стало пришедшее в этом году известие о том, что на "Ракете" возобновлено производство механизмов.
"До основания, а затем..." - эти знаменитые слова из "Интернационала" как нельзя лучше подходят для описания того, что происходит на Петродворцовом часовом заводе. В 2000 году производство механизмов на "Ракете", выпускавшей некогда одни из самых неприхотливых советских часов, было остановлено. А к 2002-му предприятие пришло в такое состояние, что специалисты отрасли сочли его умершим. Тем неожиданнее стало пришедшее в этом году известие о том, что на "Ракете" возобновлено производство механизмов.
- Когда мы сюда пришли, здесь было полное запустение: выбитые стекла, размороженные трубы отопления, разрушенное и разворованное оборудование, - говорит исполнительный директор завода Анатолий Черданцев. - Мы восстанавливали не только часовое производство, одновременно пытались запустить несколько проектов, освоить новые технологии - порошковую металлургию, литье... Но, как ни странно, часы показали себя наиболее рентабельным направлением.
Рентабельность эта весьма относительна - объем производства 3500 часов в месяц выглядит миниатюрно по сравнению с 400 тысячами, на которые когда-то были рассчитаны мощности. "Ракете" принадлежит только часть территории и зданий бывшего завода. От "города в городе" предприятию досталось около 5000 метров офисных помещений, транспортный цех, подстанция и несколько производственных корпусов. Для выпуска нынешнего количества часов требуется лишь малая часть оборудования, и завод "уплотнили". Необходимые станки перевезли в несколько производственных корпусов, а оставшиеся здания перестраивают для сдачи в аренду. Помимо часового производства на бывшей площадке завода действуют еще несколько предприятий. Часовщики с соседями дружат, обмениваются специалистами, которых не могут держать в штате по финансовым причинам. "Не даем друг другу умереть", - как говорит Черданцев. Так, часовой завод взял на себя нагрузку по обеспечению всех инженерных коммуникаций, охраны, старается поддержать привлекательный вид зданий.
Если кто-то ожидает от возрожденного завода суперсовременной продукции и прочих чудес - мы вынуждены их разочаровать. "Ракета" выпускает модели 30-летней давности, для производства которых сохранились технологии. Это механические часы в латунных корпусах розничной ценой до $20. Значительную часть выпуска составляют спецзаказы - часы с корпоративной символикой. На заводе есть дизайнерская группа, которая занимается разработкой оформления циферблатов для этих заказов. Но создать новый корпус "Ракета" пока не может и цели такой себе не ставит. Часть продукции реализуется в виде механизмов, которые охотно приобретают производители золотых часов и различной сувенирной продукции. Оборудование часового завода уникально и позволяет выпускать множество непрофильных деталей, необходимых предприятиям самого разного толка: резцы, фрезы, всевозможные миниатюрные изделия. Эти сторонние заказы позволяют "Ракете" оставаться на плаву. Но доля часов в общем объеме выручки все-таки остается наибольшей - 65-70%.
Сейчас на предприятии работает 200 человек, из них около ста - непосредственно на производстве. Проблема кадров - одна из самых серьезных для "Ракеты". Доходило до того, что при наличии оборудования для операции ладки хода часовой завод был вынужден искать специалиста в ремонтных мастерских. Чтобы уменьшить расходы, на заводе активно используют надомников - раздают работу на дом прежним специалистам или тем же работникам мастерских. "Все это давалось с трудом и на нервах, - рассказывает Черданцев. - Тем не менее оборудование мы освоили, за это лето совершили огромный скачок в качестве механизмов, а сейчас набираем молодежь в ученики".
Вторая проблема завода - имидж. В 2000-2003 годах, когда собственное производство механизмов было остановлено, в Петродворце собирали часы на базе механизмов других российских предприятий. Но те и сами испытывали проблемы, качество калибров было неудовлетворительным, что привело к многочисленным нареканиям в адрес "Ракеты". Благодаря такой "помощи" коллег сегодня Петродворцовому часовому приходится прилагать значительные усилия для восстановления репутации. В этом могла бы помочь рекламная кампания, но средств на нее у предприятия пока нет.
Ситуация осложняется тем, что серьезно снизилось качество получаемого часовым заводом сырья. Состав сплава и характеристики каждой партии металла отличаются от предыдущей, и часовщикам приходится искать новые решения, проводить термообработку металла, искать специальные инструменты, чтобы обеспечить приемлемое качество механизмов.
Проблем достаточно, но как может быть иначе? Ведь еще полгода назад никто не верил, что на "Ракете" вообще хоть что-нибудь можно восстановить. А завод, тем не менее, уже работает и строит планы на будущее, поставляет продукцию в Украину и Казахстан, участвует в ювелирных выставках. Хотя список проблем и остается внушительным, по мнению дирекции, они решаемы.
В плане следующего года увеличение выпуска до пяти тысяч штук в месяц и переход в более дорогую ценовую нишу - около $ 100. Освоить этот ценовой сегмент жизненно необходимо для "Ракеты", потому что при нынешней цене часов в $ 10-20 вряд ли можно всерьез говорить о возрождении предприятия. Добиться роста продаж планируется за счет более интенсивной работы с розничной торговлей. Этой осенью завод инвестировал несколько миллионов рублей в то, чтобы обеспечить магазины своими часами.
В дополнение к трем уже выпускаемым калибрам ("три стрелки", "три стрелки + календарь/день недели-дата" и "24 часа") на заводе осваивают такие усложнения, как стрелочный и лунный календари, а по разработанным еще в 80-х чертежам собраны первые экземпляры механизма с автоподзаводом.
Следующий этап - усовершенствование дизайна. "Для перехода в более дорогой сегмент одной лишь надежности механизма, конечно, мало, - делится планами Черданцев. - Понимаю, что работать над внешним оформлением нам предстоит даже больше, чем с развитием функций. Массовыми сериями мы выпускать часы не можем и не хотим. Во-первых, потому что массовый товар, особенно в часовом бизнесе, никому не нужен. Во-вторых, потому что рынок перенасыщен "серым" импортом, который сбивает цены и конкурировать с которым мы не в состоянии. Наша задача - выпуск качественных часов, корпуса для которых мы будем закупать за рубежом".
Руководители завода понимают, что на насыщенном рынке будет иметь перспективы только продукция, имеющая оригинальное лицо, четко отличающее его от других отечественных производителей. На "Ракете" хотят выгодно отличаться современным дизайном корпусов, а также качеством и надежностью механизмов. Кстати, в советские времена благодаря своей "неубиваемой" конструкции механизма "Ракета" заслуженно славились как едва ли не самые надежные часы. Эту славу и намерено возродить новое руководство завода. А залогом качества станет четкое соблюдение стандартов и технических условий советских времен.
Как ни парадоксально, но заводу проще и выгоднее делать все, чтобы точно придерживаться технологий. Просто пока на "Ракете" нет специалистов, которые могли бы разработать новые технологии или оценить, к чему приведет то или иное отклонение. Вторым условием высокого качества является тестирование 100 процентов выпускаемой продукции с использованием сохранившейся часовой контрольной станции. Другие предприятия, по мнению дирекции "Ракеты", на контроле качества экономят: системы технического контроля, существовавшие раньше на всех заводах, сейчас почти нигде не функционируют.
Здоровый скептицизм долгое время не позволял производителям часов и сторонним наблюдателям поверить в возможность восстановления "Ракеты". Да и мы, признаться, не очень верили в такое, пока своими глазами не увидели различные этапы производства механизмов. Конечно, сейчас завод совсем не похож на гиганта приборостроения, каким его помнят многие. Но вопреки всему он работает. И очень хочется надеяться на то, что продуманный менеджмент выведет "Ракету" на новую орбиту и в России станет одним часовым заводом больше.
Краткая справка
С точки зрения даты основания Петродворцовый часовой завод - самое старое предприятие часовой отрасли в России. Его история начинается с мастерской по обработке камней, созданной более 300 лет назад, а часы здесь начали выпускать после войны. С середины 90-х руководство и владельцы Петродворцового часового завода менялись несколько раз. До 1999-го предприятием владел "Форбанк", затем - компания "Невские технологии". В 2002 году Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти ввел процедуру наблюдения на ОАО "Петродворцовый часовой завод", объем задолженности предприятия к тому времени оценивался примерно в 187 млн рублей. Сегодня владельцем контрольного пакета являются структуры Уральской горно-металлургической компании (УГМК). Предприятие было приобретено на открытых торгах, где торговая марка "Ракета" была оценена в 200 тысяч рублей, а площадка завода - примерно в $3 млн.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №1-2006
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: 1-2006