Второй эшелон
Влияние Франции и Гонконга на мировой часовой рынок не стоит недооценивать. Как и исключать эти страны из обзора мировой часовой промышленности.
Влияние Франции и Гонконга на мировой часовой рынок не стоит недооценивать. Как и исключать эти страны из обзора мировой часовой промышленности.
Мы продолжаем публиковать информацию о часовой промышленности различных стран мира. Сегодня наш рассказ о странах, которые не являются ведущими производителями часов, но чье влияние на мировой часовой рынок нельзя недооценивать.
Часовая промышленность Франции
Несмотря на то, что некогда Франция была одной из стран, где зарождалось часовое дело, и именно французы дали старт швейцарской часовой промышленности, сегодня часовая промышленность Франции здорово уступает швейцарской.
- сравнение со швейцарией - %% оборота, особенности производимых товаров, особенности размещения промышленности,
прикинуть среднюю цену экспортируемых часов, сравнить с данными FHS, со среднешвейцарской – французы делают упор на недорогие часы, элемент одежды, стиля. Может, глянуть данные об импорте во Фр из Щвейцарии – сравнить цифры – что производят и что покупают
Наиболее известные у нас: Fontenay, Pequignet, Alain Silberstein, Elle, посмотреть что еще. Французские часовые компании, в основном, не очень крупные по количеству работников и объему производимой продукции. Многие фирмы (такие как Pequignet, Alain Silberstein) осуществляет сборку своих часов в других странах (Швейцария, Гонконг и т.д.). Этот факт является одной из причин того, что экспорт французских часов превышает оборот компаний-производителей. Следующая таблица включает данные не только по производителям часов, но и по торговым компаниям (экспорт).
Часовая промышленность Франции в 2001 г.
компаний-производителей
работающих
млн. Евро
млн. Евро
По тем же причинам объем экспорта в штуках превышает производство часов. Основную часть французского экспорта составляют готовые часы.
Производство и экспорт (млн. шт.)
В стоимостном выражении географическое распределение экспорта выглядит вполне обоснованным. Первое место безраздельно принадлежит Швейцарии. Вполне логично ожидать тесную кооперацию с соседней Швейцарией в плане поставок комплектующих. Тем более, что во Франции неплохо развито производство различных комплектующих для часов. Причем Швейцария поглощает львиную долю всего французского экспорта (более 40%). Далее следуют все страны объединенной Европы (25%). Причем экспорт готовых часов в эти страны превышает аналогичный показатель для Швейцарии. Замыкает тройку лидеров Гонконг (6%).
Основные страны-импортеры (млн. Евро)
Европейского Союза
Арабские Эмираты
Влияние французских производителей на часовой рынок, особенно в области дизайна, достаточно велико. Франция считается законодателем мод во всем, что касается одежды и аксессуаров. Поэтому небезынтересно знать, какое мнение сложилось в Обществе Часовщиков и Ювелиров (CFHBJO), объединяющем французских производителей часов, о современных тенденциях в часовой моде.
Основные тенденции в наручных часах
• Большое разнообразие форм корпусов – преобладают квадратные и прямоугольные, но популярны также круглые и овальные
• Контраст и противопоставление размеров (крупный корпус с маленьким циферблатом и, наоборот, большой циферблат в тонком корпусе) и материалов (пластик и бриллианты, резина и сапфиры, золото и каучук и т.д.)
• Циферблаты занимают подчиненное положение в часах: простая, незамысловатая цветовая гамма, полное отсутствие знаков и надписей или наличие только цифр или рисок
• Стальные белые браслеты более популярны, чем двухцветные. В ремешках применяются самые разнообразные материалы – натуральная и крокодиловая кожа, синтетика и металлические элементы. Цвета ремешков также разнообразны – черный, красный, фиолетовый, пастельные тона. Пользуются популярностью как яркие кислотные (особенно у молодежи), так и пастельные металлические оттенки. Формы – прямые, мягкие и более сдержанные. Предпочтительны узкие модели браслетов, широкие чаще используются в спортивных моделях
• Женские модели составляют большую часть современных коллекций:
Модели с жестким или эластичным браслетом, с золотым или двухцветным покрытием с камнями или даже из оружейной стали
Модели с цельным браслетом, выполненным из стали, кожи или белого металла с полоской резины или черного силикона
Дорогие женские хронографы: белый или перламутровый циферблат, лакированная или крокодиловая кожа в цвет циферблата, корпусное кольцо (а иногда и циферблат) с камнями (бриллианты, цветные сапфиры, полудрагоценные камни, цирконий и т.д.)
Широкий диапазон трансформируемых моделей: двусторонние часы, скромные, неяркие повседневные и драгоценные, украшенные камнями для вечера. Сменные браслеты (металлические, из кожи крокодила или ящерицы, простой или набивной ткани и т.д.)
• Мужские модели разнообразных стилей:
Хронографы, спортивные и технически сложные часы для различных занятий (подводное плавание, пилотирование, плавание, автогонки и т.д.) или оснащенные дополнительными функциями (время в двух часовых поясах, сигнальное устройство и т.п.)
Элегантные модели с простыми и изящными формами, утонченные или даже сверхтонкие корпуса
Классические цвета браслетов и циферблатов – белый, черный, коричневый, темно-синий
Белый металл (в основном сталь) все еще доминирует, хотя все чаще комбинируется с золотым покрытием или даже с чистым золотом, особенно в изысканных спортивных моделях
• Широкий диапазон молодежных моделей: ярко окрашенные спортивные часы с крупной и необычной формой корпуса, романтические модели для молодых девушек – с цветами, миниатюрным корпусом и тонким браслетом, который можно обернуть 2-4 раза вокруг запястья
Часовая промышленность Гонконга
Солидный накопленный опыт местных производителей наряду с удачным географическим положением, широкой сетью поставщиков и каналов сбыта, сформированными за многие годы успешного развития, сделали Гонконг поистине часовой столицей Азиатского региона. Если Швейцария знаменита дизайном часов и всемирно известными торговыми марками, Япония – самыми современными технологиями, то Гонконг способен предложить любому заказчику быстрое, качественное и недорогое производство часов в соответствии с его, заказчика, пожеланиями. Часовое сообщество Гонконга крайне чувствительно к изменениям рыночной ситуации и способно быстро реагировать на новые тенденции, появляющиеся в часовом производстве, быстрым выпуском широкого спектра инновационных дизайнерских решений.
Рыночную гибкость гонконгским компаниям, наряду с собственными исследовательскими и дизайнерскими разработками, придает концентрация на заказах для ОЕМ и ODM бизнеса. OEM (Original Equipment Manufacturer – Производитель Оригинального Оборудования) производство подразумевает изготовление имеющихся у заказчика моделей часов и последующую их продажу тому же заказчику. ODM (Original Design Manufacturer - Производитель Оригинального Дизайна) производство включает в себя также и разработку самой модели. Проще говоря, если заказчик придет к производителю с образцом готовых часов (чертежами, эскизами и т.п.) и попросит изготовить 2000 штук "точно таких же" – это и будет ОЕМ производство. Если же заказчик может лишь описать требования, которые он предъявляет к готовым часам, и просит производителя создать сами часы и изготовить их в количестве 2000 штук – тогда мы имеем дело с ODM производством.
На первый взгляд разница небольшая. Для Гонконга в недавнем прошлом было характерно ОЕМ производство. Однако в последнее время все быстрее стал развиваться именно ODM бизнес. Причин несколько: во-первых, полный цикл производства стоит дороже и, соответственно, приносит больше прибыли производителю. Во-вторых, ODM производство позволяет производителям открыть для себя новые каналы сбыта. Основными потребителями ОЕМ продукции являются крупные импортеры и дистрибьюторы из США, стран Европейского Союза Японии и других развитых стран. Небольшое количество заказов приходится на модные торговые марки (???) и крупные торговые сети (????). ODM бизнес, помимо указанных выше каналов сбыта, позволяет привлечь более мелких дистрибьюторов, не обладающих значительной финансовой мощью для инвестиций в собственный дизайн и производство. Кроме того, появляется возможность проникновения на рынки менее развитых, но перспективных стран (таких как Китай, страны Юго-Восточной Азии, Восточной Европы и т.д.).
Однако, такие заказы, обычно небольшие по количеству, делают затруднительным эффективное автоматизированное массовое производство. В результате часовое производство требует больших затрат труда. Пытаясь выжить в условиях жесткой конкуренции, гонконгские компании переносят ряд этапов производства с большими трудозатратами в соседний Китай, где стоимость рабочей силы значительно ниже. Снижение производственных затрат особенно актуально для компаний, работающих в дешевом секторе рынка. В то же время компании, выпускающие более дорогую продукцию, сохраняют свою производственную базу в Гонконге с целью обеспечения более высокого качества производства.
В Гонконге создана разветвленная система вспомогательных часовых производств. Предприятия этой системы изготавливают и поставляют на сборочные линии большое разнообразие необходимых деталей и элементов часов (корпуса, браслеты, стрелки, циферблаты, части электронных схем и т.п.). Это дает сборочным предприятиям больше пространства для маневра – при переходе на производство новой модели часов такой компании не нужно перестраивать всю технологическую цепочку, достаточно только заказать новые комплектующие у поставщиков. Тем не менее, часовая промышленность Гонконга находится в сильной зависимости от импортных поставок механизмов (в основном из Швейцарии, Японии и Китая), кристаллов кварца и электронных микросхем.
Среди других факторов, оказывающих негативное влияние на часовую промышленность Гонконга, можно назвать недостаточную известность часовых марок местных компаний-производителей в мире. Данное обстоятельство привело к тому, что в целом весьма конкурентоспособная индустрия, обладающая достаточным потенциалом для того, чтобы производить продукт на уровне мировых стандартов, испытывает серьезные трудности в реализации своей продукции на рынках стран за пределами азиатского региона. Можно найти массу причин сложившейся ситуации – от недостаточного опыта менеджеров в продвижении продукции на международном рынке и недостаточной ориентированности на конечного потребителя до перенасыщенности рынка известными часовыми марками. Однако факт остается фактом: очень немногим компаниям удалось приобрести швейцарские или иные "раскрученные" бренды (или в достаточной степени "раскрутить" собственные) с целью более успешного продвижения своей продукции на мировом рынке. Основную статью экспорта составляют кварцевые часы (более 60% всего экспорта). Также экспортируется большое количество комплектующих – от отдельных деталей до готовых механизмов, корпусов, браслетов и т.п.
Экспорт часов и комплектующих
Теги: техника продаж Alain Silberstein Pequignet Fontenay 6-2002 Elle
Поделиться