ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Системы безопасности магазина</span></span></p>

Системы охранного телевидения способны отпугнуть от магазина значительную часть потенциальных злоумышленников и помочь найти преступников.

Системы охранного телевидения способны отпугнуть от магазина значительную часть потенциальных злоумышленников и помочь найти преступников. 
 
- «Только кража.
- Только ограбление.
- Только кража, Шура!»
«Золотой теленок»
 
Часы изделие компактное, но дорогое. А потому по частоте упоминания в криминальных сводках часовые салоны занимают почетное третье место после банков и ювелирных магазинов. При этом спектр угроз, которым подвергается часовой салон, гораздо шире, чем банальные кража или ограбление. Интерес для злоумышленников представляет и сам товар, и выручка, а наряду с защитой от «внешних» негодяев владельцу магазина приходится задумываться и о том, как не стать объектом мошенничества со стороны собственного персонала.
 
 
АНАЛИЗ УГРОЗ
В соответствии с методологией проектирования систем физической защиты особо важных объектов, попробуем определить угрозы, которым подвергается салон, и способы их реализации.
Кража «на хапок», или shop-lifting. Она возможна в двух вариантах. В первом случае преступник, иногда маргинал, просто выхватывает у продавца или покупателя выбираемый товар и пытается выбежать из магазина. Во втором преступник просит продавца подобрать товар подороже и пытается с ним скрыться. Он может иметь сообщника, который неожиданно атакует охранника и тем самым обеспечивает беспрепятственный выход преступника, затем убегает сам. Для совершения этого вида преступления почти никогда не проводится разведка, оно осуществляется спонтанно, дерзко. Для реализации второго варианта чаще всего используется транспортное обеспечение.
Кража со взломом, напротив, требует разведки, тщательной подготовки и применения технических средств. По мнению преступников, пролом стен или перекрытий, проникновение через вентиляционные или технологические отверстия в помещение магазина позволяет им обмануть охранную сигнализацию и получить некоторый резерв времени для вскрытия витрин и сейфов. Здесь также требуется транспортное обеспечение.
Ограбление «на рывок». Преступники в масках или загримированные, угрожая оружием или даже применяя его против охранников, забирают товары из витрин и выбегают к ожидающим их автомобилям или мотоциклам. Если успевают, наносят вред охранной сигнализации и уничтожают видеозаписи на компьютере. Это «маски-шоу» обычно занимает не более двух минут. Преступники могут иметь сообщников среди персонала магазина.
Разбойный налет со стрельбой, взятием заложников, как в остросюжетных фильмах, скорее произойдет в банке, реже в ювелирном магазине и еще реже в магазине, торгующем часами. Хотя исключать его вероятность все же нельзя.
Но наибольший ущерб приносят различные незаконные действия персонала. Например, торговля «леваком», т.е. предложение продавцами клиенту собственных товаров, в то время как «хозяйский» товар остается непроданным. Учитывая структуру ценообразования на часовом рынке, можно представить, какие суммы проходят мимо кассы хозяина магазина. Продажа из-под прилавка двух часов эквивалентна краже одних. Как говорит русская поговорка: «От домашнего вора не убережешься!». Но мы попробуем.
 
 
БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СИСТЕМА
Современные интегрированные системы безопасности особо важных объектов строятся на методологической основе анализа угроз и представляют собой совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны, имеющих цель предотвращения противоправных действий. Такие системы выполняют следующие тактические задачи:
• предупреждение (сдерживание) противоправного действия;
• возможно раннее обнаружение такого действия (охранная сигнализация);
• замедление осуществления противоправного действия (обычно обеспечивается инженерной укрепленностью);
• пресечение криминального действия и задержание преступника (в момент совершения преступления или в результате следственных действий);
• анализ событий и устранение последствий. В общем случае задачи системы охранного телевидения (СОТ) состоят в верификации тревог, видеобэйджинге и получении данных для следственного анализа событий. Являясь частью системы безопасности часового магазина, СОТ участвует в решении тактических задач сдерживания и анализа событий (получение следственного материала).
Первую задачу решают открыто размещенные камеры, их муляжи и информационные таблички «ведется видеонаблюдение». Они призваны принудить преступника отказаться от попытки совершения противоправного действия ввиду неотвратимости провала. Вторая задача реализуется осуществлением видеозаписи происходящих событий.
Система охранного телевидения должна быть функционально разделена на систему наблюдения и систему видеорегистрации, причем приоритетное внимание нужно уделять последней. Действительно, выделять из штата охраны оператора для постоянного наблюдения в реальном масштабе времени и оперативного реагирования нерационально, такое наблюдение имеет смысл вести администрации. А вот наличие видеозаписей имеет решающее значение. Нужно только, чтобы они были достаточно информативными. Это условие обеспечивается оптимизацией таких параметров каждой камеры, как угол поля зрения, масштаб и ракурс.
 
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Ракурс король видеоинформации. Правильный выбор ракурса позволяет максимизировать ее объем. Очень часто при общем наблюдении в торговом зале и в помещениях, предназначенных для хранения ценностей, камеры устанавливают в верхних частях стен или на потолке, в углах. Такое решение позволяет при небольшом количестве камер видеть расположение всех фигур в зале, но в результате камера фиксирует не лица, а лишь затылки фигурантов. Какой-либо помощи в идентификации преступников такое изображение оказать не в состоянии. Для лучшей видимости информационных признаков объектов камеры общего наблюдения должны быть дополнены камерами, установленными пониже. Например, совершенно необходима удаленная от входа камера, установленная на уровне лица человека, входящего в торговый зал.
Для часового магазина могут оказаться полезными камеры, размещенные внутри витрин они позволят получить портретные кадры преступника в крупном масштабе и, возможно, установить его особые приметы, например татуировки на руках. Такая камера может устанавливаться скрытно. Эффективно решать задачу наблюдения за действиями продавцов помогают камеры, фиксирующие изображения показаний кассовых аппаратов. Помимо защиты от мошенничества и других противоправных действий, они способны помочь и в «мирное время» например, при разборе различных ошибок, которые, к сожалению, неизбежны в жизни.
Для получения изображений транспорта преступников и чтения номеров их автомобилей или примет мотоциклов следует установить камеры снаружи магазина, подальше от входа. При этом необходимо оценить траекторию движения предполагаемого транспортного средства с тем, чтобы камера могла запечатлеть номера автомобиля. Для решения этой задачи камеру нужно ориентировать вдоль фасада здания. Реальные камеры можно и нужно дополнять хорошо различимыми муляжами. Это производит впечатление на преступника и способно охладить его интерес к вашему магазину. А рабочие камеры лучше устанавливать замаскированно.
 
 
ПРЕДЕЛ ЧИТАЕМОСТИ
Для каждой камеры должен быть рассчитан необходимый масштаб изображения объекта, гарантирующий решение зрительной задачи. Что это означает? Зрительная задача это задача восприятия визуальной информации зрением человека. Выделяют три типа задач: обнаружение, опознавание (восприятие общих информационных признаков объекта) и идентификация (восприятие индивидуальных информационных признаков данного объекта). В часовом магазине телевизионное наблюдение (онлайн или в записи) решает задачи опознавания и идентификации преступника. Например, получение информации о его действиях или особых приметах. Способна ли камера решить эти задачи зависит от того, насколько хорошо она передает мелкие детали объекта. На языке технических терминов основным критерием этого является количество дискретных элементов картинки, так называемых телевизионных линий (TVL), приходящихся на эффективный размер объекта, т.е. такой размер, который характеризует и габариты объекта, и сложность его формы. Для фигуры человека этот размер составляет 0,2 м, для кисти руки примерно 2 см, для задач опознавания и идентификации черт лица он равен диаметру радужной оболочки глаза 15 мм. Числовые критерии запомнить нетрудно: для уверенного опознавания требуется, чтобы на эффективный размер объекта приходилось 3 4 TVL, для идентификации 6 1 0 TVL.
Теперь, выбрав камеру, легко посчитать другие характеристики. Например ее поле зрения и масштаб. Разрешение камеры на всю ширину кадра, которое дается в паспорте устройства (например, 380 или 570 TVL), так относится к ширине поля зрения, как критерий зрительной задачи в TVL относится к эффективному размеру объекта.
Для примера давайте рассчитаем, в каком поле зрения нужно получить изображение лица человека, чтобы идентифицировать его из круга известных лиц. Предположим, мы располагаем цветной камерой с разрешением 450 TVL. Как уже говорилось, для задачи идентификации лица эффективный размер объекта равен 15 мм, критерий решения зрительной задачи 6 TVL. Тогда получаем WM = 450x0,015:6 = 1,125 м.
Это и есть искомая ширина поля зрения, то есть то, какое пространство должна охватить данная камера, чтобы в последующем мы могли идентифицировать конкретного человека. Убедиться в правильности наших расчетов помогает повседневный опыт: в пространстве примерно такой ширины показывает камера диктора во время выпуска новостей.
Поле зрения камеры во многом определяется ее оптической частью объективом. Например, для камеры наружного наблюдения, которая должна считывать номера автомобилей, потребуется объектив с большим фокусным расстоянием. В то же время «всевидящее око», встроенное в витрину, потребует широкого угла поля зрения и, соответственно, относительно широкоугольного объектива.
 
ЗАПОМНИТЬ УВИДЕННОЕ
Как уже отмечалось, приоритетной задачей для системы охранного телевидения является видеорегистрация. Эта тема достойна отдельной статьи, поэтому здесь же мы лишь упомянем несколько важных пунктов.
При выборе центрального оборудования следует отдать предпочтение аппаратным, а не программным решениям. То есть строить систему на специализированном «железе», а не на компьютере. Это повысит надежность системы и защитит от козней Билла Гейтса. Все камеры системы должны быть синхронизированы по единому времени, а центральное оборудование и видеорегистраторы следует располагать в защищенных помещениях.
Аналитическая работа с видеозаписью основывается на программировании параметров записи. В фоновом режиме для экономии дискового пространства ведется запись пониженного качества и прореженная, а по тревоге от охранной или вызывной сигнализации максимального разрешения и плотности. Следует сопоставлять события, зафиксированные системой в разные моменты времени и в разных местах. Так, во время разведки преступник, на котором еще нет маски, может попасть в поле зрения камер, и его запись поможет потом опознать налетчика в маске.
В заключение приводим ссылки на нормативные документы Министерства внутренних дел, которые помогут повысить защищенность вашего бизнеса:
• РД 78.36.003-2002 Инженернотехническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств;
• Р78.36.002-99 Выбор и применение телевизионных систем видеоконтроля. 
 
ПРИМЕР РАСПОЛОЖЕНИЯ ВИДЕОКАМЕР В МАГАЗИНЕ ПЛОЩАДЬЮ 60 м2
 
 
Принимая во внимание, что площадь магазина небольшая, можно обойтись восемью камерами:
• 1, 2 и 3 обзорные камеры, которые можно установить на потолке. Угол их поля зрения около 90 град.;
• 4 камера для получения портретных снимков входящих посетителей. Угол ее поля зрения около 40 град., высота установки от 1,8 до 2,2 м. Камеру желательно замаскировать; 5 эта камера должна отображать рабочее поле продавцакассира, его руки, а также саму кассу и т.п. Высота установки камеры: от 2 до 2,5 м; 6 и 7 камеры скрытого видеонаблюдения. Их нужно установить внутри витрины на высоте от 1 до 1,5 м. Угол поля зрения камер примерно 60 град.;
• 8 эта установленная на потолке камера предназначена для получения информации о посетителях у правой витрины. Угол поля зрения не более 30 град.
Проверить и уточнить все параметры обзора до установки оборудования можно с помощью бытовой видеокамеры: например, подняться на стремянку и поснимать с предполагаемых точек установки камер в разных масштабах.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №3-2011

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна