ВСЕ НАЧАЛОСЬ С БАТАРЕЙКИ…
Как абсолютно законно застраховать себя от претензий контролирующих органов?
Как абсолютно законно застраховать себя от претензий контролирующих органов?
Как абсолютно законно застраховать себя от претензий контролирующих органов?
Как обычно, все началось с мелочи. Продавец отправил в сервисный центр потребителя, который попросил заменить батарейку в недавно купленных часах. В свою очередь, сервисный центр потребовал от клиента оплатить новую батарейку. Естественно, потребителю это не понравилось, он пожаловался в Роспотребнадзор. И покатился снежный ком…
Проведя внеплановую проверку торгового предприятия, Роспотребнадзор указал, что, поскольку батарейка является неотъемлемой частью часов, в течение гарантийного срока ее замена должна проводиться бесплатно.
Кроме того, по результатам проведенной проверки контролеры выявили, что в нарушение Закона ни в гарантийном талоне, ни в инструкции по эксплуатации, ни каким-либо иным способом до потребителя не была доведена информация:
• о дате изготовления часов и сроке службы;
• о технических характеристиках (виде покрытия корпуса);
• об импортере.
В итоге по совокупности выявленных нарушений индивидуальный предприниматель был оштрафован за продажу товаров при отсутствии установленной информации об изготовителе, исполнителе или продавце (на основании ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ) и за нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (на основании ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ).
Поскольку читатель усомнился в правоте контролеров, и учитывая, что аналогичные претензии могут быть предъявлены практически каждому, мы решили проанализировать ситуацию и постараться выработать свои рекомендации.
ЗА ЧЕЙ СЧЕТ БАТАРЕЙКА?
Тот факт, что сервисный центр потребовал у потребителя оплаты за батарейку, установленную в гарантийные часы, Роспотребнадзор расценил как нарушение прав потребителя. Свою позицию контролирующий орган обосновал так: поскольку изготовитель установил на часы двухлетнюю гарантию, то в течение этого срока замена батарейки должна производиться бесплатно. Почему же? – недоумевал, в свою очередь, продавец, – ведь в паспорте указано, что разряд батарейки не является неисправностью… Но при чем тут, спросим продавца, неисправность?
Элемент питания – это комплектующее изделие, без которого часы не способны выполнять свое предназначение как прибор времени.
Уже много лет наши читатели включают в техническую документацию часов электронных и электронно-механических кварцевых запись о том, что «остановка часов по причине разряда элемента питания неисправностью часов не является». И это правильно, потому что разряд элемента питания до истечения гарантийного срока, даже на следующий день после приобретения – предсказуемое событие. Хотя бы потому, что элемент питания устанавливается изготовителем во время сборки, и продавец не может знать, какой процент ресурса выработан ко времени передачи товара пользователю.
Таким образом, специальной записью продавец обезопасил себя от возможной необоснованной претензии. Но с какой стати потребитель должен оплачивать замену элемента питания, если потребность в этом возникла в течение установленного на часы гарантийного срока?
Посмотрим, что гласит по этому поводу Закон. Пунктом 3 ст. 19 установлено следующее: «…Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором».
Применительно к элементу питания, как комплектующему изделию прибора времени, эту норму следует понимать так: если в прилагаемой к часам документации нет оговорки о самостоятельном гарантийном сроке на комплектующее изделие «элемент питания» – гарантийный срок для него равен сроку на основное изделие, то есть на часы.
Даже если в документации есть оговорка, что нормальная работа элемента питания гарантируется, например, в течение 1 месяца со дня передачи часов пользователю – у того все равно остается право потребовать безвозмездной замены элемента питания в течение всего срока гарантии на основное изделие.
Обратим внимание на оговорку: «если иное не предусмотрено договором». Что это обозначает?
В документации на часы может быть, например, предусмотрено, что в случае разряда элемента питания до истечения гарантийного срока на часы замена элемента осуществляется за плату. Но, думаю, на это не пойдет ни один продавец – по политическим соображениям. Уж лучше включить стоимость элемента питания в цену товара, чем из-за мелочной фразы потерять покупателя!
УЖ СКОЛЬКО РАЗ ТВЕРДИЛИ МИРУ…
Практически каждого продавца можно привлечь к административной ответственности по части 1 ст. 14.8 КоАП РФ, согласно которой: «…нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей; на юридических лиц – от 5000 до 10 000 рублей».
Почему так пессимистично? Прежде всего, о чем мы писали не единожды, продавец работает с тем, что он получил от поставщика. Не секрет, что основная масса товара на прилавках российских магазинов – зарубежного производства, а иностранному производителю наше потребительское законодательство и сопутствующие проблемы конечного продавца мало интересны.
Да, розничный продавец здесь «крайний», получив товар практически без документации, он рискует своим собственным кошельком. И как же ему быть, если вся техническая и эксплуатационная документация на часы состоит из красивого буклета, наполовину состоящего из благодарностей покупателю?
Вариантов здесь может быть только два. Первый (утопический) – на равноправной основе выстраивать деловые отношения с поставщиком. Осознаю, что розничный продавец, как правило, индивидуальный предприниматель, который не в силах влиять на крупного поставщика. Поэтому для него реальным является только второй вариант: изготавливать техническую документацию самостоятельно.
Но лев не так страшен, как кажется. Каждому продавцу по силам изготовить паспорт и инструкцию по эксплуатации в виде некой унифицированной формы. Главное, чтобы при этом было соблюдено основное условие: в документации должна (хотя бы формально!) содержаться та информация о товаре, которая в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» является обязательной.
В следующих номерах ЧБ мы предложим типовой образец паспорта и инструкции по эксплуатации на часы. Пока же обратим внимание только на те пункты документации, которые захотел в ней увидеть Роспотребнадзор в случае с нашим читателем.
ДАТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЧАСОВ И СРОК ИХ СЛУЖБЫ
В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона информация о товаре в обязательном порядке должна содержать «…срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению».
Обратим внимание на оговорку «если». Часы – не продукт питания и не лекарство, которые по истечении определенного срока «представляют опасность... или становятся непригодными. Именно поэтому указание в технической документации сведений о сроке службы часов не является обязательным. О том же, когда изготовитель вправе, а когда обязан указывать срок службы товара длительного пользования, однозначно сказано в пунктах 1 и 2 ст. 5 Закона.
В свою очередь, указывать в документации дату изготовления товара Закон вообще не обязывает.
Контролеры же Роспотребнадзора свои требования основывали на положениях ГОСТ, в которых перечислены требования к содержанию паспорта на часы. И действительно, в подп. 4.34.1 ГОСТ 26272-98 черным по белому написано, что паспорт на часы электронно-механические кварцевые должен содержать дату изготовления часов и свидетельство о приемке! При этом контролеры ссылались также на раздел 1 того же ГОСТа, где сказано, что «настоящий стандарт распространяется на электронно-механические кварцевые наручные и карманные часы, часы-кулоны и часы-перстни (далее – часы), механизмы часов, часы и механизмы, поступающие по импорту, а также собранные из импортных комплектующих».
Неужели правы контролеры Роспо-требнадзора? И где взять дату изготовления часов? Любой продавец или поставщик импортного товара знает, что найти эту информацию почти невозможно.
Действительно, в часовых ГОСТах содержатся приведенные выше требования. Но исполнение этих требований (в части содержания паспорта) не является обязательным!
Почему так? В соответствии с Фе-деральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ в (ред. от 28.09.2010) «О техническом регулировании». Пунктом 1 статьи 46 этого закона предусмотрено следующее переходное положение:
«Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
• защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
• охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
• предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
• обеспечения энергетической эффективности».
Иными словами, приведенное положение закона № 184-ФЗ обозначает следующее: пока взамен ГОСТов не будут приняты технические регламенты – установленные ГОСТами нормы и правила обязательны лишь в части требований безопасности.
Таким образом, у контролеров Роспотребнадзора не было оснований требовать от продавца буквального соблюдения ГОСТ, да еще и по отношению к часам иностранного изготовителя. Справедливости ради заметим, что в том же подп. 4.34.1 ГОСТ 26272-98 сказано следующее: «Для часов, получаемых по импорту, не соответствующих обязательным требованиям настоящего стандарта, в паспорте часов (на самом читаемом месте) должно быть указано: «Часы не соответствуют требованиям ГОСТ 26272–98 в части ...».
Но поскольку даже такой записи в технической документации не было – продавец, что называется, «подставился».
ИНФОРМАЦИЯ О ВИДЕ ПОКРЫТИЯ КОРПУСА
Требование указывать вид покрытия часов содержится в том же подп. ГОСТа, о котором шла речь выше. Соответственно, и юридическая позиция ЧБ формально аналогичная: выполнение этого требования не является обязательным. Но! В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона РФ «О защите…» к числу обязательной информации о товаре относится сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг).
Что такое часы? Правильно! Прибор времени, основное предназначение которого – индикация текущего времени и измерение его интервалов. Соответственно, основным потребительским свойством прибора времени, очевидно, является точность измерения.
Но часы, особенно женские – это еще и аксессуар, предмет украшения и тому подобное. Именно поэтому, как нам представляется, в технической документации на часы необходимо указывать материалы, из которого они изготовлены. В том числе и материал покрытия.
И если бы требования контролеров Роспотребнадзора об указании материала покрытия были основаны на нормах Закона, а не на положениях ГОСТ – их можно было бы расценить как правомерные.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИМПОРТЕРЕ
Дискуссии на эту тему уже давно положен конец. А именно – в п. 3 Письма Роспотребнадзора от 22.11.2007 № 0100/11983-07-32 «О реализации территориальными органами Роспотребнадзора Федерального закона от 25.10.2007 № 234-ФЗ».
Кому интересно, тот может лично ознакомиться с позицией контролирующего органа на его сайте. Здесь же отметим, что позиция эта однозначна: если товар поставлен по импорту – информация об импортере является обязательной. Ее непредоставление продавцом может служить основанием для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ. Другое дело, как добыть эту информацию от поставщика… Но на этот вопрос у меня нет ответа.
Итак, в следующих номерах – типовая техническая документация на часы в соответствии с действующим законодательством и с учетом последних изменений.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №4-2011
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: 4-2011