Восток наступает

Вартан СирмейкесВартан Сирмейкес, управляющий группой компаний Franck Muller, категорически против наметившейся в швейцарском часовом деле тенденции к переносу производства часов в Азию. По его мнению, экспорт часовых технологий создает реальную угрозу существованию часовой промышленности Швейцарии.
В Швейцарии разгорается дискуссия о выгоде и опасности экспорта часовых тех­нологий в Китай. Китайцы быстро учатся и уже не согласны со статусом стажеров-копиистов. Они создают часы, которые еще вчера считались прерогативой швей­царцев: турбийоны, модели с усложнениями.., Представляем вашему вниманию последние статьи на эту тему. Первая вышла в крупнейшем швейцарском ежене­дельнике Bilan, а вторая — в авторитетнейшем часовом журнале Europa Star.
 
Производить в Китае безответственно!
 
Вартан Сирмейкес, управляющий группой компаний Franck Muller, категориче­ски против наметившейся в швейцарском часовом деле тенденции к перено­су производства часов в Азию. По его мнению, экспорт часовых технологий со­здает реальную угрозу существованию часовой промышленности Швейцарии.
 
    Господин Сирмейкес, почему в последнее время вы столь активно и агрессивно выступаете против час­тичного переноса часового произ­водства в Китай?
  Потому что я вижу в этом серьезную опасность для часовой индустрии. Некоторые марки перенесли свои про­изводственные отделы и оборудование в Китай, а вместе с ним и швейцарские технологии и более чем столетний опыт часового искусства. Такое поведение просто опасно, т.к. оно наносит серьезный удар по всей нашей отрасли, а выгода иллюзорна. Кроме того, это путь иллюзий. Возможности и ресурсы китайского рынка, безусловно, безграничны, но это отнюдь не значит, что надо переносить в Китай производство. Китайцы, точнее, азиаты в целом, очень высоко ценят предметы роскоши, произведен­ные именно в Европе. И особенно в Швейцарии. Зачем же мы сами лишаем себя этого козыря? Когда покупатель приобретает часы, на которых стоит клеймо Swiss Made, а потом вдруг узна­ет, что большая часть компонентов сделана в Китае, это несолидно и очень дурно попахивает. Не менее дурное впечатление на наших потенциальных кли­ентов производят и сотни контейнеров из Китая, регулярно разгружающихся в аэропортах Цюриха и Клотена.
Вартан Сирмейкес
    Однако глава SwatchGroupНиколас Хайек в недавнем интервью нашему журналу сказал, что вся их продукция, выпускаемая в Китае (а это ЮО млн механизмов), предназна­чена только для местного рынка. И что эти механизмы не имеют с меха­низмами SwissMade и SwatchGroupничего общего. Может, не все так страшно?
 
—  Мне бы очень хотелось верить, что кварцевые механизмы, сделанные в Китае корпорацией Swatch Group, действительно зарезервированы для местного рынка. Интересно, для каких именно марок производятся эти механизмы? Но, похоже, все это слова для прикры­тия. Кроме того, часы — это не только механизм. Существуют еще стадии про­изводства корпусов, циферблатов, стрелок, браслетов, сборка, упаковка. Так вот большинство этих производст­венных стадий либо уже перенесены на китайские фабрики, либо находится в процессе переноса. А набравшая ход тенденция, как известно, имеет свойст­во только углубляться. Подобная экс­портная политика приносит сиюминут­ную прибыль, но в долгосрочной перспективе обернется против всей часовой индустрии Швейцарии. Когда наши мануфактуры начнут одна за другой за­крываться, принимать какиелибо меры будет уже поздно.
 
Для наглядности приведу пример. Если японец захочет посмотреть на нашу горную вершину Сервэн, он вынужден будет поехать в Швейцарию. Если кто-нибудь возведет ему копию пика Сервэн в Японии, он вряд ли будет удовлетворен. То же самое можно сказать и об американце или азиате, желающем иметь швейцарские часы. Он потребует не клеймо SwissMade на циферблате, а настоящие швейцарские часы в полном смысле этого слова.
   Вы считаете, что клеймо SwissMade уже не гарантирует качества?
   В последней редакции — нет. Ведь теперь, согласно критериями FHS(Швецарской часовой федерации), на­носить маркировку SwissMade на часы можно, если они собраны и протестиро­ваны в Швейцарии и если в нашей стра­не произведено более половины ком­плектующих. Это откровенное пониже­ние планки. Некоторые производители выиграют от этого и будут использовать все больше компонентов, произведен­ных за границей, но со временем часы SwissMade неизбежно потеряют свою ценность. Придет время, когда нужно будет изобретать новое клеймо, напри­мер, TrueSwissMade, которое будет га­рантией контроля часов в целом, а не только тикающего в них механизма.
   Но ведь и о часах FranckMullerнельзя сказать, что они произведены исключительно в Швейцарии!
   Я могу гарантировать, что от 96 до 99 процентов всех комплектующих в на­ших часах — будь то простые модели, хронографы или сложные — швейцар­ского производства. Исключение — оп­ределенные виды камней, которые мы импортируем из Японии. Кроме того, мы используем комплектующие из Фран­ции и Италии для производства ремеш­ков и браслетов. Эти две страны, за­метьте, имеют богатую традицию произ­водства предметов роскоши, и поэтому мы планируем развивать сектор юве­лирных изделий именно в них. Но это совсем не Китай, который, напротив, яв­ляется страной-потребителем предме­тов роскоши.
   Но если по прошествии лет ки­тайцы преуспеют в часовой индуст­рии, почему мы должны гнушаться их опытом и ноу-хау?
   При всем уважении к стремитель­но растущим китайским технологиям, они никогда не достигнут уровня швей­царских. У нас, в Швейцарии, существу­ет живое представление о канонах HauteHorlogerie, мы много веков храни­ли, создавали и развивали традиции ча­сового дела, которое всегда развива­лось параллельно с наукой и искусст­вом. Именно поэтому покупатели по все­му миру ценят часы, сделанные именно в Швейцарии или еще в нескольких ле­гендарных краях — таких как немецкий Гласхютте. Если покупатели поймут, что их швейцарские часы на самом деле ро­дом из азиатских индустриальных горо­дов, они просто перестанут их покупать и предпочтут кварцевые Seiko, точность которых всегда была гораздо выше, чем точность большинства швейцарских ме­ханических часов.
    SwatchGroup решила наладить производство недорогих механиз­мов в Китае, чтобы потеснить пози­ции японцев на китайском рынке.
    Интересно, как SwatchGroup с объемом производства 100 млн меха­низмов собирается соперничать с япон­цами, которые выпускает на азиатском рынке от 1,5 до 2 млрд механизмов? Это не серьезно и звучит так же абсурдно, как если бы, например, в Ferrari захоте­ли оправдать производство очень деше­вых автомобилей в Китае тем, что так делают японцы. Швейцарское HauteHorlogerie и японская часовая промыш­ленность находятся и работают в совер­шенно разных плоскостях.
Сборка часов
    Вы за то, чтобы полностью за­претить частичное производство ча­сов в Китае. Но неужели вас самого, как руководителя крупного концер­на, не привлекает перспектива зна­чительного снижения стоимости про­изводства?
    Да, если бы мы перенесли произ­водство в Азию, наша прибыль была бы чуть больше. Но нас вполне удовлетво­ряет и существующее положение дел. Тем более что наши изделия находятся на сравнительно высоком ценовом уровне — примерно 20 тысяч франков.
У вас есть реальные союзники по борьбе с экспортом технологий?
    Да. Это такие часовые производи­тели, как Rolex, PatekPhilippe или Chopard. Наши союзники разделяют с нами взгляды на необходимость защиты швейцарского HauteHorlogerie.
    Вы говорите об HauteHorlogerie, но тот же мистер Хайек утверждает, что переводит в Китай прежде всего кварцевые технологии и производству механических часов массовые подделки не грозят.
    В том то и дело, что это не так! Что мешает изготовителю подделок ус­тановить кварцевый механизм и вну­шить покупателю, что перед ним меха­нические часы. К тому же получается, что и покупатель кварцевых часов не может быть уверен, что под видом од­них из 100 млн кварцевых часов, изго­товленных SwatchGroup в Китае, ему не всучат подделку. Я настоятельно ре­комендую прекратить эту деятельность. Тем более что механизмы ценой 0,77 франков за штуку не стоят такого рис­ка. Существует масса примеров, когда перенос в Китай западных технологий оборачивался для Запада большими потерями. Китайские компании перени­мали европейские технологии и созда­вали конкурентный товар. Кое-кто фо­кусирует свое внимание лишь на крат­косрочных и среднесрочных интересах. Еще раз повторю: в долгосрочной перспективе перенос производства в Китай негативно скажется на индустрии това­ров роскоши в целом и на часовой про­мышленности в частности.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 1-2005

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: интервью 1-2005 Frank Muller Вартан Сирмейкес