В Швейцарии разгорается дискуссия о выгоде и опасности экспорта часовых технологий в Китай. Китайцы быстро учатся и уже не согласны со статусом стажеров-копиистов. Они создают часы, которые еще вчера считались прерогативой швейцарцев: турбийоны, модели с усложнениями.., Представляем вашему вниманию последние статьи на эту тему. Первая вышла в крупнейшем швейцарском еженедельнике Bilan, а вторая — в авторитетнейшем часовом журнале Europa Star.
Производить в Китае безответственно!
Вартан Сирмейкес, управляющий группой компаний Franck Muller, категорически против наметившейся в швейцарском часовом деле тенденции к переносу производства часов в Азию. По его мнению, экспорт часовых технологий создает реальную угрозу существованию часовой промышленности Швейцарии.
— Господин Сирмейкес, почему в последнее время вы столь активно и агрессивно выступаете против частичного переноса часового производства в Китай?
— Потому что я вижу в этом серьезную опасность для часовой индустрии. Некоторые марки перенесли свои производственные отделы и оборудование в Китай, а вместе с ним и швейцарские технологии и более чем столетний опыт часового искусства. Такое поведение просто опасно, т.к. оно наносит серьезный удар по всей нашей отрасли, а выгода иллюзорна. Кроме того, это путь иллюзий. Возможности и ресурсы китайского рынка, безусловно, безграничны, но это отнюдь не значит, что надо переносить в Китай производство. Китайцы, точнее, азиаты в целом, очень высоко ценят предметы роскоши, произведенные именно в Европе. И особенно в Швейцарии. Зачем же мы сами лишаем себя этого козыря? Когда покупатель приобретает часы, на которых стоит клеймо Swiss Made, а потом вдруг узнает, что большая часть компонентов сделана в Китае, это несолидно и очень дурно попахивает. Не менее дурное впечатление на наших потенциальных клиентов производят и сотни контейнеров из Китая, регулярно разгружающихся в аэропортах Цюриха и Клотена.
— Однако глава SwatchGroupНиколас Хайек в недавнем интервью нашему журналу сказал, что вся их продукция, выпускаемая в Китае (а это ЮО млн механизмов), предназначена только для местного рынка. И что эти механизмы не имеют с механизмами SwissMade и SwatchGroupничего общего. Может, не все так страшно?
— Мне бы очень хотелось верить, что кварцевые механизмы, сделанные в Китае корпорацией Swatch Group, действительно зарезервированы для местного рынка. Интересно, для каких именно марок производятся эти механизмы? Но, похоже, все это слова для прикрытия. Кроме того, часы — это не только механизм. Существуют еще стадии производства корпусов, циферблатов, стрелок, браслетов, сборка, упаковка. Так вот большинство этих производственных стадий либо уже перенесены на китайские фабрики, либо находится в процессе переноса. А набравшая ход тенденция, как известно, имеет свойство только углубляться. Подобная экспортная политика приносит сиюминутную прибыль, но в долгосрочной перспективе обернется против всей часовой индустрии Швейцарии. Когда наши мануфактуры начнут одна за другой закрываться, принимать какиелибо меры будет уже поздно.
Для наглядности приведу пример. Если японец захочет посмотреть на нашу горную вершину Сервэн, он вынужден будет поехать в Швейцарию. Если кто-нибудь возведет ему копию пика Сервэн в Японии, он вряд ли будет удовлетворен. То же самое можно сказать и об американце или азиате, желающем иметь швейцарские часы. Он потребует не клеймо SwissMade на циферблате, а настоящие швейцарские часы в полном смысле этого слова.
Для наглядности приведу пример. Если японец захочет посмотреть на нашу горную вершину Сервэн, он вынужден будет поехать в Швейцарию. Если кто-нибудь возведет ему копию пика Сервэн в Японии, он вряд ли будет удовлетворен. То же самое можно сказать и об американце или азиате, желающем иметь швейцарские часы. Он потребует не клеймо SwissMade на циферблате, а настоящие швейцарские часы в полном смысле этого слова.
— Вы считаете, что клеймо SwissMade уже не гарантирует качества?
— В последней редакции — нет. Ведь теперь, согласно критериями FHS(Швецарской часовой федерации), наносить маркировку SwissMade на часы можно, если они собраны и протестированы в Швейцарии и если в нашей стране произведено более половины комплектующих. Это откровенное понижение планки. Некоторые производители выиграют от этого и будут использовать все больше компонентов, произведенных за границей, но со временем часы SwissMade неизбежно потеряют свою ценность. Придет время, когда нужно будет изобретать новое клеймо, например, TrueSwissMade, которое будет гарантией контроля часов в целом, а не только тикающего в них механизма.
— Но ведь и о часах FranckMullerнельзя сказать, что они произведены исключительно в Швейцарии!
— Я могу гарантировать, что от 96 до 99 процентов всех комплектующих в наших часах — будь то простые модели, хронографы или сложные — швейцарского производства. Исключение — определенные виды камней, которые мы импортируем из Японии. Кроме того, мы используем комплектующие из Франции и Италии для производства ремешков и браслетов. Эти две страны, заметьте, имеют богатую традицию производства предметов роскоши, и поэтому мы планируем развивать сектор ювелирных изделий именно в них. Но это совсем не Китай, который, напротив, является страной-потребителем предметов роскоши.
— Но если по прошествии лет китайцы преуспеют в часовой индустрии, почему мы должны гнушаться их опытом и ноу-хау?
— При всем уважении к стремительно растущим китайским технологиям, они никогда не достигнут уровня швейцарских. У нас, в Швейцарии, существует живое представление о канонах HauteHorlogerie, мы много веков хранили, создавали и развивали традиции часового дела, которое всегда развивалось параллельно с наукой и искусством. Именно поэтому покупатели по всему миру ценят часы, сделанные именно в Швейцарии или еще в нескольких легендарных краях — таких как немецкий Гласхютте. Если покупатели поймут, что их швейцарские часы на самом деле родом из азиатских индустриальных городов, они просто перестанут их покупать и предпочтут кварцевые Seiko, точность которых всегда была гораздо выше, чем точность большинства швейцарских механических часов.
— SwatchGroup решила наладить производство недорогих механизмов в Китае, чтобы потеснить позиции японцев на китайском рынке.
— Интересно, как SwatchGroup с объемом производства 100 млн механизмов собирается соперничать с японцами, которые выпускает на азиатском рынке от 1,5 до 2 млрд механизмов? Это не серьезно и звучит так же абсурдно, как если бы, например, в Ferrari захотели оправдать производство очень дешевых автомобилей в Китае тем, что так делают японцы. Швейцарское HauteHorlogerie и японская часовая промышленность находятся и работают в совершенно разных плоскостях.
— Вы за то, чтобы полностью запретить частичное производство часов в Китае. Но неужели вас самого, как руководителя крупного концерна, не привлекает перспектива значительного снижения стоимости производства?
— Да, если бы мы перенесли производство в Азию, наша прибыль была бы чуть больше. Но нас вполне удовлетворяет и существующее положение дел. Тем более что наши изделия находятся на сравнительно высоком ценовом уровне — примерно 20 тысяч франков.
—У вас есть реальные союзники по борьбе с экспортом технологий?
— Да. Это такие часовые производители, как Rolex, PatekPhilippe или Chopard. Наши союзники разделяют с нами взгляды на необходимость защиты швейцарского HauteHorlogerie.
— Вы говорите об HauteHorlogerie, но тот же мистер Хайек утверждает, что переводит в Китай прежде всего кварцевые технологии и производству механических часов массовые подделки не грозят.
— В том то и дело, что это не так! Что мешает изготовителю подделок установить кварцевый механизм и внушить покупателю, что перед ним механические часы. К тому же получается, что и покупатель кварцевых часов не может быть уверен, что под видом одних из 100 млн кварцевых часов, изготовленных SwatchGroup в Китае, ему не всучат подделку. Я настоятельно рекомендую прекратить эту деятельность. Тем более что механизмы ценой 0,77 франков за штуку не стоят такого риска. Существует масса примеров, когда перенос в Китай западных технологий оборачивался для Запада большими потерями. Китайские компании перенимали европейские технологии и создавали конкурентный товар. Кое-кто фокусирует свое внимание лишь на краткосрочных и среднесрочных интересах. Еще раз повторю: в долгосрочной перспективе перенос производства в Китай негативно скажется на индустрии товаров роскоши в целом и на часовой промышленности в частности.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 1-2005
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна