Какой будет российская часовая промышленность через несколько лет, будет ли она вообще? Ответы на эти вопросы можно было получить на состоявшейся в конце января конференции производителей часов, которую созвал в Чистополе флагман отечественного часпрома «Восток».
Точки роста
За последние 4–5 лет в структуре российской часовой промышленности произошли серьезные изменения. Еще 6 лет назад она состояла из десятка заводов полного цикла, которые по своим размерам и производственным затратам оставались типичными гигантами советских времен, но раздавленные перестройкой, по объему выпускаемой продукции они уступали даже некоторым малым предприятиям. Возросший после девальвации рубля спрос позволил заводам несколько поправить положение. Но подъем оказался кратковременным, под действием многих внутренних и не зависящих от заводов причин ситуация на многих из них опять стала ухудшаться. На большинстве из них не раз и не два поменялись собственники и руководство, сократился и продолжает падать объем выпуска, стареет оборудование, уходят люди.
Многие специалисты переходили на сборочные предприятия, которых на послекризисной волне появилось огромное количество. Однако и там бурный рост 2001–2002 гг. сменился в прошлом году падением спроса. Покупатель становится все более разборчивым, и просто русского названия на по сути китайских часах уже недостаточно для успеха. Осознание общих проблем подталкивает часовщиков к поиску совместных путей их решения. Одним из направлений развития отрасли может стать разделение труда и кооперация, когда наряду с предприятиями, занимающимися сборкой и продвижением часов под своими марками, существуют заводы, производящие отдельные компоненты: механизмы, корпуса, браслеты.
Поэтому пути идет почти весь цивилизованный мир, начинает по нему двигаться и Россия. Сегодня уже можно говорить о том, что в стране ярко выделились два центра, вокруг которых пойдет развитие отечественной часовой промышленности — Угличский и Чистопольский часовые заводы. Именно здесь благодаря сочетанию ряда экономи_ ческих, социальных и даже географичес_ ких условий удалось сохранить производственный потенциал и кадры. Чистопольский «Восток» — лидер по выпуску мужских часов, а широкая диверсификация делает его с финансовой точки зрения наиболее сильным предприятием отрасли.
Падение объемов продаж, коснувшееся в последние два года всех заводов, включая «Чайку», не затронуло «Восток». Наоборот, завод в последнее время стабильно наращивает производство продукции, и прежде всего — на базе собственных механизмов. Корпусное производство способно выпускать любые виды корпусов, начиная с самых дешевых методом литья из аллоя и заканчивая золотыми. «Восток» интенсивно дооснащается как за счет покупки оборудования, высвобождающегося на других предприятиях, так и за счет закупок новых станков за рубежом. Сегодня это — наиболее оснащенный и современный часовой завод России. Раз в один или два года чистопольцы приглашают в гости коллег, чтобы рассказать о своих успехах и проблемах, обсудить варианты сотрудничества и перспективы отрасли. Эти взаимополезные встречи стали традиционными. Последняя прошла в конце января.
Итоги Года механизмов
Прошлый 2003 год был объявлен в Чистополе Годом механизмов. И хотя сами заводские специалисты своей работой недовольны и говорят, что сделать удалось далеко не все, им удался огромный рывок. Разработан целый ряд модификаций калибра 2416: часы с 24 часовой шкалой и календарем; две разновидности механизмов с указателем «день ночь»; так называемое «открытое сердце»; классика с боковой секундной стрелкой. Закупка оборудования для декорирования механизмов позволила наладить выпуск более дорогих и внешне привлекательных версий калибра 2416 — с закаленными винтами, гравировкой. Параллельно с этим идет работа над устранением имеющихся недостатков базового калибра — уменьшению толщины и повышению точности.
Так, уже создан опытный образец механизма с увеличенной частотой колебаний баланса. В феврале должен появится опытный образец механизма с одним из самых популярных сегодня усложнений — индикатором резерва хода. Большие надежды на заводе связывают с недавно перевезенной с «Полета» линией по производству механических наручных часов с будильником — «Сигнал» 2612. Сейчас полученное оборудование проверяется, монтируется, запускается в работу, и в скором времени мы увидим очередную новинку от «Востока». «Сигнал» для Чистополя не просто новый механизм, его выпуск будет означать вступление завода в элитный клуб мануфактур, производящих сложные часовые механизмы. А таких предприятий во всем мире насчитывается около десятка.
Не забывают на заводе и про свою более «крупную» продукцию. Ведется работа по усовершенствованию механического будильника, создан механический калибр для настольных и каминных часов, имеющий семисуточный запас хода. Перестройку и расширение модельного ряда выпускаемых механизмов завод производит не только для увеличения ассортимента своей продукции. В планах — стать своеобразной «русской ЕТА». А что? Для этого есть все необходимое и даже больше. «Восток» — завод полного цикла, самостоятельно производит все необходимые комплектующие, начиная с камней и пружин и заканчивая стеклами для часовых корпусов. Уже сегодня он поставляет свои механизмы более чем десяти российским компаниям, а также производит ряд комплектующих для механизмов, производимых другими заводами.
Чистопольцы заинтересованы в расширении числа партнеров, росте продаж механизмов, ведь производственные мощности завода позволяют выпускать достаточное количество механизмов для того, чтобы полностью покрыть спрос внутри России.
«Восток» идет на Запад
Но при всей значительности российского часового рынка спрос внутри страны, особенно на дорогие и сложные модели, все же ограничен. В то же время в мире продолжается рост интереса к механическим часам с различными усложнениями. Поэтому вторым направлением развития завода в прошлом году стала работа по выходу на зарубежные рынки. Конечно, даже при наличии на международном рынке потенциально высокого спроса российскому производителю предстоит немало потрудиться, чтобы получить тамошнее признание.
Поэтому наряду с совершенствованием выпускаемых механизмов серьезные усилия прилагались также для продвижения компании. Начиная с лета в ряде зарубежных часовых изданий появились рекламные полосы и статьи о «Востоке» и выпускаемых им механизмах. Завод участвовал в выставке во Франкфурте_на_Майне, механизмы «Востока» были представлены на стенде одной из компаний_участниц Базельской выставки.
Еще более серьезная программа намечена на 2004 год: участие в крупнейшей европейской выставке Inhorgenta, проходящей в феврале в Мюнхене, рассматривается вопрос об экспозиции в Базеле. Усилия по продвижению на зарубежные рынки начинают давать отдачу. Так, завод заключил контракт на поставку важнейшего узла — приставного хода — с одним из крупнейших мировых производителей крупногабаритных часов, и недавно в Германию была отгружена первая партия из 2000 изделий.
Год покупателя
Наступивший 2004 год на заводе объявлен Годом маркетинга. «Главный человек на заводе — клиент» — так определил политику предприятия генеральный директор Владислав Цивилин. В этом году запланированы разработка и выпуск новых моделей в более высокой ценовой категории с розничной ценой около $100–150. У завода есть для этого все условия. Уже появились золотые часы и ювелирные наборы от «Востока», созданные в сотрудничестве с казанскими ювелирами. Весной запланировано открытие в Москве Торгового дома «Восток», в задачу которого будет входить продвижение новой продукции завода. — Работать так, чтобы это было удобно партнерам, выпускать современную продукцию, которая нужна рынку, усилить работу по формированию имиджа марки, — уверен Цивилин. — Да, многие из этих задач для нас новы и непривычны. Но до сих пор большинство поставленных перед нами целей мы достигали.
Поиски нишы
Однако на конференции в Чистополе речь шла не только о «Востоке». Здесь обсуждался широкий круг вопросов, волнующих всех производителей часов: разделение труда, поставки комплектующих, противодействие давлению зарубежных компаний. Примечательно, что все, кто выступал на конференции, вели речь не о выживании, а о развитии предприятий.
Для большинства заводов самый тяжелый этап позади, они сумели реструктурироваться и научились работать в новых экономических реалиях. Вместе с тем понятно, что изменения на рынке происходить будут и в дальнейшем. И скорее всего в ближайшие 2–3 года несколько довольно крупных предприятий перестанут существовать как производители часов. На конференции в очередной раз был поднят вопрос о создании профессионального объединения часовщиков — ассоциации производителей. И, кажется, теперь ее появление стало реальностью. Во всяком случае основной камень преткновения — амбиции руководителей предприятий — наконец-то уступают место готовности поставить во главу угла интересы предприятий и отрасли в целом.
Сегодня происходит определенная специализация российских компанийпроизводителей часов, некоторое «разбегание». Каждая из них старается отыскать и находит свое, уникальное, место на рынке. И в русле этого процесса предложения «Востока» выглядят более чем своевременными и нужными. А у самого «Востока» есть все, чтобы стать очагом роста, откуда начнется возрождение российской часовой промышленности.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 1-2004
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: стратегии компаний 1-2004 Восток