Воскрешение Baselword и мысли о будущем

Камня на камне?

Вчера стали известны даты проведения двух крупнейших выставок на мировом рынке часов и украшений: Baselworld и SIHH. Точнее – бывших Baselworld и SIHH. Потому что в прежнем формате и с прежними названиями этих мероприятий больше не существует.

Женевский салон вышел за пределы Palexpo. В следующем году вместо привычных четырех дней мероприятие продлится целую неделю, с 7 по 13 апреля, и пройдет как внутри выставочного комплекса, так и в отелях и бутиках города. Своеобразным прообразом служит состоявшиеся в этом августе в Женеве Geneve Watch Days: набор независимых, но скоординированных во времени презентаций часовых компаний.

И вчера же пресс-релиз о новом формате и сроках выставки в Базеле разослали организаторы Baselworld. Она поменяла название на HourUniverse, и с февраля 2021 года начнет собирать сообщество производителей часов, ювелирных изделий и драгоценных камней на круглогодично работающей онлайн-площадке. Глобальную цифровую платформу, охватывающую все стороны бизнеса часов и драгоценностей, «на земле» должен дополнить «грандиозный фестиваль нетворкинга и опыта». Он пройдет в первом павильоне Messe Basel практически в те же даты, что и выставка в Женеве: с 8 по 12 апреля.

Из распространенного описания сложно однозначно понять, что будет представлять собой это событие, но очевидно, что с прошлой Baselworld общего будет мало. Это не привычная выставка, а наполовину шоу, наполовину – фестиваль, нацеленный на нетворкинг и передачу опыта, с активным отражением в интернете. В релизе упоминается включение в орбиту мероприятия компаний, работающих в сфере бывших в употреблении товаров, синтетических камней, блокчейн-технологий. Обещают пересмотреть всю структура приема гостей, вплоть до ультра-конкурентоспособных цен на жилье. Думаю, что получится интересно, почему – чуть дальше.

Подводя промежуточный итог, можно сказать: мероприятия очень сильно поменяют формат, но как инструменты коммуникации останутся. Как они будут выглядеть в новом мире?

Онлайн будущее

С платформой HourUniverse нам еще предстоит познакомиться, а формат онлайн-выставок отрасли уже знаком. В этом году на полностью цифровые платформы перешли ювелирные выставки в Италии и в США. Крупнейшая из них – JCK, которая раньше проходила в Лас-Вегасе, в виртуальной версии собрала 1700 экспонентов и около 40 000 посетителей. Это больше, чем было у Baselworld в самые лучшие годы (при этом организаторы проводили очень жесткую селекцию посетителей, отказывая в регистрации людям, не имеющим отношения к отрасли). У итальянцев цифры скромнее, но тоже приличные.

С нуля до 40 000 за год! Причины такого взрыва просты: с одной стороны, мероприятия «на земле» оказались невозможны, с другой, появились-платформы, способные восполнить потребность в бизнес-коммуникациях. Что позволило быть успешными американцам, и что происходит у нас, в России?

На Лас-Вегасской JCK бывало не так много россиян, но большинству специалистов эта выставка известна. В этом году американцы сделали огромный рывок, одним махом переведя мероприятие в онлайн. Они же показали отрасли, что такое цифровая выставка.

Вопреки представлению многих, это не просто сайт. Цифровая платформа JCK – это одновременно и поток конференций, презентаций, и коммуникационный сервис. Как и на обычной выставке, здесь можно было пройтись по стендам (страницам) участников, отобрать их с помощью фильтров. Можно «взять буклеты» (посмотреть и скачать презентации). Но самое важное - можно договориться и провести встречу, не выходя из офиса или дома. Сервис видеозвонков позволял связаться с экспонентом, который физически мог находиться хоть в США, хоть в Индии. В итоге и участники, и посетители, в полном восторге: они получили максимальный результат при минимальных затратах средств и времени. Все, кто принял участие в качестве экспонента или посетителя, говорят: это – будущее! На этом фоне новости из Базеля воспринимаются более позитивно, согласны?

Стыдимся товара?

Наверное вы заметили: в этом году мы предлагаем на онлайн-платформе Moscow Watch Expo ровно тот же набор возможностей, что был у JCK. Набор, который показал фантастическую отдачу в Лас-Вегасе. При этом не скрою: мы сталкиваемся с серьезными трудностями. Российские компании не спешат использовать новый формат.

И ладно бы дело было в деньгах: складывается ощущение, что участники рынка банально боятся онлайн-коммуникаций. И вот эта их боязнь пугает меня по-настоящему.

«Это ж готовиться нужно!» - честно ответил на предложение участвовать в онлайн-выставке один из дистрибьюторов. «Одно дело – прийти на выставку обычную, выставил товар и сиди» - слова другого. «У нас некому провести презентацию» - признается третий. Спасибо этим людям за честные ответы! Потому что есть еще десятки отговорок, призванных скрыть реальные причины.

Дистрибьюторы пытаются учить магазины продавать их товар, при этом сами, как огня, боятся представить этот товар перед публикой. Иногда кажется, что они стыдятся своего товара, вопросов, которые могут возникнуть при публичной демонстрации. У нас это особенно ярко проявляется во время лайвов на большую аудиторию: «а давай расскажешь ты, а то вдруг меня чего не то спросят?»

Между прочим, это отношение передается магазинам. Вы не задумывались, почему Instagram используют почти все, но успешны там лишь немногие? Потому что там мало просто выкладывать картинки, там нужно общаться. А вслед за дистрибьюторами общаться в сети боятся и большинство магазинов. Успешны те, кто первыми освоили новый инструмент.

С одной стороны, я знаю сложности, которые есть у компаний: отсутствие материалов, слабые презентационные способности персонала, и так далее. С другой, хочется спросить владельцев, что вы собираетесь делать: что-то менять, или засунуть голову в песок еще глубже? Это естественно, что сотрудники не хотят браться за новую, дополнительную работу, но вы-то должны понимать, что от этого зависит сохранение вашего бизнеса?

Мы предложили онлайн-формат прежде всего как подстраховку на случай отмены основной выставки и инструмент расширить аудиторию. Но очевидно, что коммуникации будут все больше уходить в интернет. Даже если через три месяца волна короновируса спадет, мир уже не станет прежним: зубную пасту в тюбик не затолкать. И у часовых компаний есть всего две возможности: пытаться делать вид, что ничего не происходит, ездить на лошадях во времена автомобилей, или максимально быстро осваивать новые технологии.

Год селекции

Все говорят, что 2020-й – год селекции. Среди магазинов, брендов, дистрибьюторов. Кто-то останется, кто-то уйдет. Еще раз напомню про JCK, трансформацию Baselworld. Потому что ключевым критерием селекции станет способность работать в новых условиях и с новыми инструментами, разговаривать на новом языке. Мы специально установили цену на участие в онлайн-выставке Moscow Watch Expo на минимальном уровне, 25 000 рублей, чтобы опробовать новый формат смогло максимальное число компаний. Moscow Watch Expo онлайн – это шанс для дистрибьютора сделать рывок. Шанс, требующий всего лишь определенных усилий.

Почему меня пугает боязнь часовщиков новых инструментов работы? Потому что это вопрос не только конкурентоспособности отдельных компаний, но и конкурентоспособности часового рынка в целом. Научимся использовать новые форматы – рынок будет развиваться. Нет – деньги покупателей уйдут на другие товары и услуги, еще более ненужные, чем часы. MWE-online – шанс и для компаний, и для всего рынка научиться новому.

Приходите! Да, с первого раза у вас не всё получится «на 5 баллов». Не страшно, мы все учимся, а при учебе ошибки – это норма. Вы совершенно точно получите результат (рекламу, контакты, продажи), и получите главное – опыт, который сможете скорректировать в дальнейшем. В ближайшие месяцы вам все равно предстоит общаться с клиентами дистанционно, и подготовленные к онлайн-выставке материалы окажутся незаменимыми в этой работе. Время еще есть, в онлайне полторы недели – огромный срок!

Выбирая поставщика, ритейлеры смотрят не только на товар, но и на надежность компании. В этом году они будут смотреть особенно пристально. Если компания не способна на минимальные инвестиции и не может презентовать свой товар, есть ли будущее у такого партнера?

Помните фильм «Движение вверх»? «У нас три секунды, можно выиграть, проиграть и снова выиграть!» Приходите! Давайте учиться и выигрывать вместе!

Зарегистрироваться как посетитель (онлайн и оффлайн) Информация для участников MWE-online