Ворота в одну сторону
Кросс-граничная торговля отнимает доходы у государства и работающих на его территории предпринимателей. Ее влияние становится особенно критично сегодня, в сложных экономических условиях.
Кросс-граничная торговля отнимает доходы у государства и работающих на его территории предпринимателей. Ее влияние становится особенно критично сегодня, в сложных экономических условиях.
Едва ли не единственной бурно развивающейся торговой площадкой в нашей стране остается Интернет, особенно его кросс-граничная часть. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, если в 2008 году россияне заказали за рубежом товаров на 4,3 млрд рублей, то в 2014 году эта сумма увеличилась почти в 50 раз и достигла 208,6 млрд рублей. На долю иностранных поставщиков пришлось почти 30% от оборота всей электронной коммерции в России, и рост продолжается: в первом квартале 2015 г. объем трансграничной онлайн-торговли составил 104,4 млрд рублей.
Глава Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов оценивает сумму, потраченную россиянами в иностранных интернет-магазинах, в $2,25 млрд: «75 миллионов посылок и средний чек около $30 – две цифры, которые никем не оспариваются». Почти 80% оборота кросс-граничной торговли приходится на Китай. Только через «Почту России» из Поднебесной каждый день проходит около 500 000 почтовых отправлений средней стоимостью $20-30. По оценкам DataInsight, на долю китайского AliExpress в 2014 году пришлось 55% всех заказов, а его клиентура увеличилась с 17 млн человек в начале года до более чем 22 млн в конце.
Бюджетные потери
Что это означает для часового рынка и розничной торговли в России в целом? По оценкам экспертов, ежедневно к нам прибывает около 15 000 часов. Ремни и браслеты никто не считал, но, поверьте, сумма впечатляет. За эти часы никто не платит никаких налогов и сборов – это частные посылки. Однако многие покупатели заказывают по пять-семь штук часов: одни на подарки, другие – под разные наряды, но большинство берет на продажу, «отбивая» свою покупку. Спасибо нашему законодательству, которое разрешает беспошлинный ввоз товаров на сумму 1000 евро!
Вы только вдумайтесь: больше 5 млн часов в год попадает в нашу страну без уплаты пошлин, НДС и прочих налогов! Только на этой группе товара бюджет России теряет до $50 млн. А всего из-за трансграничной торговли государство прямо и косвенно недополучает, по экспертным оценкам, 1250-1420 млрд рублей. Планка беспошлинного ввоза в 1000 евро фактически узаконивает контрабанду. И это только видимая часть айсберга: сложно посчитать негативное влияние, которое подобная торговля оказывает на малый бизнес в нашей стране. Сегодня начинают сбываться предположения об уничтожении мелкого торгового бизнеса, который исчезает на глазах. Москва, включая центр, пестрит баннерами «Аренда!» Магазинчики и бутики закрываются пачками. И такая ситуация наблюдается не только в столице. Торговцы рынка «Дубровка», через который товар попадает во многие небогатые города России, говорят о падении продаж в 3-4 раза.
Исход малого бизнеса – это национальная катастрофа. Экономики многих стран держатся именно за счет небольших предприятий. Только в Москве в малом бизнесе, связанном с розничными продажами, задействованы более 300 000 человек, на содержание которых государство и город не тратят ни копейки. Наоборот, эти люди платят аренду, налоги и взносы во всяческие фонды. А еще такая занятость дает людям оптимизм и уверенность в жизни.
Правительства всех стран мира защищают свой малый и средний бизнес. По статистике, 70-80% населения развитых стран заняты в сфере услуг: в прачечных, химчистках, ремонтных мастерских, и, безусловно, в часовых салонах.
Эти предприятия создают рабочие места и платят налоги на содержание государства со всеми его чиновниками и силовым аппаратом. У нас же, как всегда, крайности: во время разрушительно го кризиса нет внятной экономической политики, а во время спада потребительской активности мы повышаем арендную плату и вводим новые налоги на торговлю. Не успел малый бизнес встать на ноги, как его удавили поборами те, кого он содержит. А теперь его добивает родное государство, включив «зеленый свет» иностранной интернет-торговле, которая не дает стране ни копейки, а только обирает его граждан, зачастую «втюхивая» откровенный контрафакт!
Удар по покупателю
Владелец легального магазина не заинтересован в работе с некачественным товаром или контрафактом. С последним можно «залететь» по-крупному, ведь это магазин – сбежать он не может. А некачественный товар способен разрушить репутацию и оставить без покупателей. И соответственно, у предпринимателя будет весь пакет документов: таможенная декларация, сертификат соответствия, гигиенический сертификат и прочее. Такой магазин обеспечит гарантию, обмен и возврат в строгом соответствии с законом.
Ничего этого не дадут продавцы из Китая. О каком обмене или возврате может идти речь – где Пекин, а где Москва? Потери клиента ребята тоже не боятся – смотрите цифры выше. В часы, присланные по почте, зачастую вставляют примитивные механизмы и самые дешевые соляные батарейки. Ремешки с гордой надписью «genuine leather» изготовлены из кожи молодого дермантина, а корпуса делаются из непонятного желтого сплава, покрытого блестящей субстанцией, которая облезает еще до начала носки. Через неделю такие часы приобретают стильный вид «память о дедушке»
Развенчание свободы
Кстати, проповедуя свободу международной торговли, страны-экспортеры активно защищают свой собственный рынок. В Китае онлайн-торговлю контролируют аж четыре ведомства со специально обученными чиновниками. Купить их невозможно – смертную казнь там никто не отменял, и показательные расстрелы мздоимцев регулярно показывают по телевизору. Так что без лицензий, полученных в этих ведомствах, на рынок Поднебесной не выйти. Мы же открыты для самой низкопробной продукции.
Уверения, что дешевизна товара объясняется почти бесплатной рабочей силой в Китае и прямыми поставками с фабрики, мягко выражаясь, лукавство. Уровень заработной платы китайского рабочего уже выше российского, и дешевизна связана только с качеством продукции. Для справки, в магазинах Пекина болееменее качественные часы стоят $50-70. Правительства большинства стран контролируют онлайн-торговлю, защищая свой рынок. В результате качество китайских товаров, поставляемых в Европу, находится на уровне мировых стандартов.
И еще. Поставка товаров из Китая к нам происходит в так называемом упрощенном режиме, а отправить товар из России в Китай – процедура очень сложная. Получается игра в одни ворота.
Резюмируя все вышеизложенное, получается, что кросс-граничная торговля выгодна китайской стороне, «Почте России» как монопольному логисту, и Яндексу, через который идут деньги. При этом абсолютно невыгодна Правительству Российской Федерации, российскому бизнес-сообществу и конечному потребителю, получившему подарок «по дешевке»: радость от дешевой покупки длится гораздо меньше, чем разочарование от ее качества.
Автор: Дмитрий Лукин
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: рынок