Вместе – мы сила

По мнению исследователей Deloitte швейцарскую часовую промышленность в ближайшие 12 месяцев ожидает новая волна слияний и поглощений. Причина такого поведения – стремление часовщиков выстроить вертикально интегрированные структуры, чтобы справится с нехваткой квалифицированного персонала, высоким курсом национальной валюты и торможением на основных рынках сбыта. 

По мнению исследователей Deloitte швейцарскую часовую промышленность в ближайшие 12 месяцев ожидает новая волна слияний и поглощений. Причина такого поведения – стремление часовщиков выстроить вертикально интегрированные структуры, чтобы справится с нехваткой квалифицированного персонала, высоким курсом национальной валюты и торможением на основных рынках сбыта. 

Консалтинговая компания Deloitte опубликовала свой отчет «Исследования швейцарской часовой промышленности – 2012». Главный вывод этого исследования – швейцарских часовщиков ожидают новые слияния и поглощения, об этом заявили почти ⅔ опрошенных респондентов. В качестве подтверждения своего тезиса Deloitte ссылается на тенденцию, которая остается неизменной с начала 80-х годов: количество производителей часов в Швейцарии постоянно сокращается, при этом средний показатель числа работников в одной компании все время растет. Если в 1981 году насчитывалось около 900 часовых фирм, а среднее число сотрудников в них составляло немногим более 50 человек на компанию, в 2011 году количество компании сократилось более чем в полтора раза, их стало менее 600, зато «списочный состав» подрос почти вдвое до среднего показателя чуть менее 100 человек на одно предприятие.  Другие цифры, характеризующие тренд – только за 2011 и 2012 гг. было отмечено 13 сделок слияния или поглощения среди швейцарских часовых компаний.

Цель большинства слияний – выстраивание вертикально интегрированных структур, в которых есть все, от производства и дизайна, до продажи и маркетинга, узкая специализация внутри швейцарского часового сообщества понемногу изживает себя. При этом подавляющее большинство слияний – покупка часовыми брендами сборочных предприятий и производителей комплектующих. Причин стремления к вертикальной интеграции несколько. Во-первых, это сокращение в Швейцарии предложения квалифицированной рабочей силы. Серьезным риском для своего бизнеса этот фактор назвали более 30% из опрошенных Deloitte руководителей компаний. При том, что сотрудники всех часовых компаний составляют всего около 1% от всех занятых в Швейцарии, даже этот процент набирается с трудом. В то же время 35% опрошенных в ходе исследования Deloitte заявили, что намерены нанимать дополнительный персонал, и только 11% признались, что у них на фирмах ожидаются сокращения. Второй причиной беспокойства для часовщиков является торможение  спроса на международных рынках. Швейцарские часы – полностью экспортно-ориентированная индустрия, по оценкам Deloitte более 95% всех часов идут на экспорт. И третий фактор, который портит жизнь изготовителям приборов времени – укрепление национальной валюты. Рост курса франка к другим мировым валютам ведет к в конечном итоге к росту розничных цен. А вынос производства за рубеж, где курс выгоднее и рабсила в избытке, не рассматривается никем, поскольку в этом случае теряется право на знак Swiss made, который является одним из сильнейших гарантов устойчивого спроса на часы.

Как отмечает ведущий партнер Deloitte по потребительским товарам Говард да Сильва, нынешние времена непростые для часовой индустрии. «Но эта отрасль переживала взлеты и падения на протяжении последних 400 лет, а, значит, выкрутится и на этот раз», – сказал эксперт.
 

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Deloitte