Реально ли в кризис наращивать обороты и отнимать клиентов у всемогущего Alibaba? «Реально» - отвечает генеральный директор компании ООО «Часком» Владимир Башлыков
Владимир, почему ваша компания сделала ставку именно на детские часы?
Когда мы в 2002 году начинали бизнес, то проанализировали ситуацию на часовом рынке и, к удивлению, увидели, что есть совершенно пустая ниша детских часов. Конечно был Flick-Flack, немного китайского товара в ларьках, но это было не серьезно. Нам показалось, что перспективы сегмента намного больше. К тому же мы рассчитывали на его высокую устойчивость, что особенно важно. Согласитесь, мало кто из нас хочет каждый год сталкиваться с новыми проблемами и искать новый товар! Тогда мы зарегистрировали марку «Тик-Так» и наладили сборку часов в России. 14 лет работы показали, что наши расчеты были правильными.
В последние годы доходы покупателей снизились. Как это повлияло на вашу работу?
На протяжении последних кризисных лет наши продажи ежегодно растут на 15%. К сожалению, прошлый год не стал исключением.
Почему «к сожалению»? Сейчас считается счастьем сохранить старые цифры, а вы говорите о приросте…
Потому что кризис 2008-го дал нам очень сильную прибавку оборота. Мы рассчитывали иметь такой же скачок и в 2015-м, но получили все те же 15%. Рынок детских товаров отличается от «взрослого». К тому же наша продукция находится в наиболее доступном ценовом сегменте: от 1000 рублей. Поэтому часы «Тик-Так» – самый настоящий антикризисный товар.
За счет чего был достигнут рост?
В основном за счет увеличения оборота у старых партнеров. В меньшей степени повлияло появление новых клиентов. В этом году мы ощутили приток компаний, которые раньше заказывали часы через интернет-магазины типа Alibaba. Но объемы у них небольшие, и на общую картину они пока влияют не очень сильно.
То есть вы сумели победить Alibaba?! Фантастика!
Конечно, Alibaba мы не победили, но российские интернет-магазины начали приходить к нам. Некоторым из них стало удобнее работать с нами, чем с китайцами. В целом же Alibaba – наши основные конкуренты, оттуда идет очень большой поток товаров. Когда мы ввозим комплектующие, мы платим пошлину до 15% плюс НДС. А посылки не облагаются ничем. На Aliexpress похожие часы стоят от $2, благодаря «Почте России» доставка почти бесплатна. Поэтому детские магазины охотно закупают товар там. Для них часы – не профильное направление, а игрушка, их не интересует ни страна происхождения, ни гарантия, ничего. Только цена.
А часовщики?
С часовыми магазинами у нас противоположная проблема: они говорят, что наш товар слишком дешевый. Большая часть продаж марки «Тик-Так» приходится на регионы. В Москве у нас есть ряд клиентов, которые успешно продают наши часы, например «Тик-Так» представлен в Центральном детском магазине на Лубянке. А в целом, московские магазины с нами работают неохотно. Они считают, что витрина с недорогим товаром не сможет дать им необходимый оборот. Но они не правы: «Тик-Так» не конкурирует с традиционными марками, он работает как дополняющий товар. Купив что-то себе, человек часто готов приобрести недорогие часы «Тик-Так» в подарок ребенку.
Мы даже не претендуем на полки в основной витрине, а предлагаем магазинам специальную настольную или напольную стойку. Она выглядит ярко и привлекательно, не занимает много места, но играет роль аттрактора, привлекающего внимание.
Считается, что молодежь не носит часы…
Возможно. Мы ориентируемся не на молодежь, а на детей, это разные группы. Как я сказал, по детским часам мы не ощущаем спада, даже наоборот. Наручные часы или будильник часто выбираются как подарок по случаю окончания детского сада, перехода в очередной класс школы. Родители стремятся приучить ребенка к управлению временем: вовремя вставать, делать определенные вещи, и будильник становится незаменим. К тому же дети не отличаются аккуратностью и часто выводят часы из строя. Поэтому спрос на нашу продукцию очень стабилен. Родители приучают детей ко времени, а мы – к часам. Для часовщиков дополнительным аргументом может служить сезонность: пик продаж часов «Тик-Так» приходится на весну, традиционно тяжелое время. Интересно, что если детский сад решил подарить часы выпускной группе один раз, то чаще всего он выбирает такой же подарок и в следующем году.
В вашем ассортименте есть детские стрелочные часы, цифровые модели, часы с LED-индикацией, классика и даже несколько категорий будильников. Что из этого ассортимента наиболее популярно?
Все меняется. Например, лет 5 назад мы были первыми, кто привез часы с LED-индикацией. Интерес был колоссален, но сейчас идет на спад. Главными позициями стали обычные стрелочные часы с цветными ремешками, электронные часы для детей и будильники.
Ощущаете ли вы давление со стороны «умных» часов?
Я бы не сказал. Этот товар предназначен все же для более взрослых. Одно время мы попробовали предложить покупателям детские часы со специальными функциями: есть модели, имеющие специальную кнопку SOS и встроенный GSM-модуль, позволяющие родителям видеть, где находится ребенок и даже разговаривать с ним. На первом этапе продукт вызвал большой интерес, но при реальном использовании возникла проблема со сроком работы батарейки. Люди привыкли, что о часах не нужно заботиться по нескольку лет, и когда выясняется, что эту модель необходимо заряжать хотя бы раз в два дня, они перестают их использовать. Поэтому мы сворачиваем активность в данном направлении и считаем более интересным вариантом наборы «часы + какая-то полезная вещь». К весеннему сезону, к выпускным в детсадах, мы подготовили комплекты «часы + ручка». В дальнейшем планируем предложить «часы и калькулятор» и т.п.
Каким вы видите будущее своей компании?
Устойчивым. В прошлом году мы еще раз убедились, что правильно выбрали товар, находящийся на стыке часового и детского направлений. На детях экономят в последнюю очередь, рынок детских товаров пострадал от кризиса меньше всего. Марка «Тик-Так» уже хорошо известна на рынке, сегмент детских часов не обещает сверхприбылей, но гарантирует столь важную сегодня стабильность. Конечно, на нас влияет курс рубля, ведь мы используем импортные комплектующие. Но мы сможем развивать свою тему при любых обстоятельствах. Как бы ни колебался курс доллара, все равно продолжим работать, просто вместо импортных комплектующих начнем выпускать их здесь. Мы уже провели анализ: если не считать механизмы, то практически по всем компонентам сможем обеспечить замещение российскими товарами: крышки, циферблаты, объемные ремешки. Кстати, у китайцев своеобразный дизайн, который не всегда соответствует вкусам российского потребителя, и заказ отдельных компонентов, адаптирующих часы под наш менталитет, уже сейчас позволяет нам повысить продажи.
Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна