Виктор Латанский
Металлические музыканты, фантастические кареты и механические сердца – творения, созданные при участии известного петербургского часовщика, безоговорочно признаны предметами нового искусства.
Металлические музыканты, фантастические кареты и механические сердца – творения, созданные при участии известного петербургского часовщика, безоговорочно признаны предметами нового искусства.
Директор петербургских салонов «Секунда», коллекционер и эксперт, первый авторизированный компанией Swatch Group российский мастер – всем, кто более или менее знаком с отечественным часовым рынком, знакома профессиональная деятельность Виктора Латанского. А с тех пор как улицы, музеи и скверы Петербурга населили железные персонажи, да еще и сам Дмитрий Медведев оценил представленное на Международном инвестиционном форуме-2012 гигантское металлическое сердце, хобби часовщика также стало вызывать интерес у широкой публики.
Несколько лет назад Виктор познакомился с неординарным умельцем – Александром Гецоем. Механик-аниматор занимался изготовлением движущихся и статичных фигур – причем делал их из подручных материалов и ненужной бытовой техники, получая на выходе удивительных, почти живых существ.
Латанский, которого всегда интересовали и завораживали куклы-андроиды, сложные механизмы и двигатели, не смог остаться равнодушным к увиденному, и с тех пор два мастера стали друзьями и соратниками. Но если для Александра – это основная работа, то у Виктора ведение дел в «Секундах» отнимает львиную долю времени, так что Александру он помогает, в основном, «удаленно». Пока Гецой монтирует конструкции в своей мастерской, Виктор ведет переговоры с заказчиками, генерирует идеи будущих проектов, занимается обеспечением материальной базы. С последним обычно не возникает проблем: многие произведения были сделаны из старых будильников, фотоаппаратов и утвари, приносимой людьми в «Секунду». Повторное использование отслуживших свое вещей, предоставление им шанса на новую жизнь – это часть философии команды, и она находит применение во многих социальных и рекламных событиях.
Одним из первых совместных проектов часовщика и механика стало изготовление механических фигур для фольклорного блюзового фестиваля «Дельта Невы». Саксофониста Билли, вдохновенно играющего на инструменте, многие принимали за живого человека: под закрытие программы, когда посетителей попросили покинуть территорию, страж порядка долго пытался выпроводить заигравшегося музыканта, пока, наконец, не понял, что перед ним робот. Даже саксофон в руках Билли некоторые профессионалы принимали за настоящий – хотя на самом деле им оказались искусно сваренные друг с другом консервные банки. С тех пор Билли, а также железный аккордеонист Феликс и загадочная шестирукая «Попирающая время», изящным сапожком придавившая старые настенные часы, становились гостями различных городских праздников и частных мероприятий. Мастерам неоднократно поступали предложения о продаже этих персонажей, но ни Александр, ни Виктор даже слушать не хотят о такого рода сделках: за несколько лет эти механические существа стали настоящими талисманами мастерской Александра Гецоя, сокращенно именуемой М.А.Г.
Ее, кстати, населяют не только киборги: так, для карнавала инвалидов-колясочников напарники делали несколько поистине сказочных самоходных карет. Открытые трехместные машины с двигателями от скутера, удобными сидениями, напоминающими королевские троны, стали хитами праздника, дети и взрослые становились в очередь, чтобы прокатиться на таком чудо-транспорте. Одна из этих карет, кстати, перекочевала впоследствии в загородный дом Виктора Латанского: периодически он выезжает на ней в магазин за хлебом или к берегу Финского залива, приводя в восторг соседей. Не меньшее восхищение мастерам удалось вызвать и у Дмитрия Медведева в городе Сочи, куда они привезли огромное стальное сердце для участия в Международном инвестиционном форуме-2012. Металлическое сердце высотой 170 сантиметров и метр шириной было наполнено движущимися шестеренками и тикало, как часы – для изготовления этого агрегата как нельзя кстати пришлись знания Латанского и «богатства» из его мастерских.
В дальнейшем друзья планируют развивать часовую тему и еще больше связать знания Виктора с мастерством Александра: их новой идеей стало создание часов с анимацией, да таких, каких в мире еще не было. По задумке, конструкция будет представлять собой готический замок высотой более двух метров; каждый час из его ворот будут «выходить» различные персонажи и играть некие сцены: рыцарский турнир, коронацию монарха, танец прелестных дам. В последнем часе пред зрителем должны предстать все жители замка и уже сообща показать финальное действо. А пока грандиозный проект дожидается реализации, Виктор Латанский проводит свободные минуты в своей часовой мастерской, разрабатывая новейший калибр с летящим часом – аналогов такому еще не существует. Делать сказку былью, а невозможное возможным стало уже не просто хобби, а образом жизни часовщика из СанктПетербурга.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №3-2013
Автор: Анна Тятте
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: 3-2013 Александр Гецой