Верните мои часы!

<p><span style="font-family: Verdana; "><span style="color: rgb(128, 128, 128); ">Полировка часов</span></span></p>

Со временем даже самые дорогие часы теряют свой товарный вид. Вернуть им былой блеск поможет полировка.

Разбирая старые вещи, недавно я наткнулся на одни очень старые часы. Не сильно старые, но лет 10 им точно было. Стекло покрыто царапинами, корпус в сколах, словно кто-то в них падал с мотоцикла и тормозил об асфальт именно ими. Это, конечно, пример вопиющей небрежности, но так или иначе, за несколько лет использования практически любая вещь теряет былой лоск и «заводской» внешний вид, получая пару-тройку боевых шрамов. Не стоит отчаиваться: вернуть часам вид, максимально приближенный к тому, в котором их покупали, можно. Для этого нужно всего лишь отдать часы профессиональному полировщику. Мне как всегда захотелось заглянуть «за кулисы» и проследить все этапы омоложения от начала и до конца.

Сразу скажу, процесс не для слабонервных. Именно поэтому его лучше не видеть. Мало кому понравится, что его часы разбирают практически до винтика, особенно если они не из дешевых. Но того требует технология – эффективная полировка возможна лишь при обработке каждой детали в отдельности. Но об этом позже.


Сначала часы нужно сдать в работу: их принимает отдельный специалист, который осматривает на предмет сильных повреждений и дефектов, каждый из которых фиксируется в специальном акте. Далее «пациент» переходит в руки мастеров, которые выполняют разборку. От них же, в отдельном пакете с описанием задачи, полировщику поступает браслет, элементы его крепления (если они есть), корпус, рант и задняя крышка.

Семь кругов

Привести часы к их первозданному виду – задача непростая и решение ее происходит в несколько этапов. Первый – это грубая полировка. Она выполняется абразивным кругом с крупной фактурой зерна (крупной по часовым и ювелирным меркам). Выбор скорости вращения круга – вопрос опыта. Чем выше скорость – тем быстрее обработка, но при этом деталь очень сильно нагревается, к тому ее может просто вырвать из рук, и она получит повреждения, которые уже не получится убрать полировкой. Низкая скорость вращения безопаснее, но эффективность ее немного меньше. Поэтому чаще всего используют среднюю скорость, около 3000 оборотов в минуту. Сам круг чем-то похож на пемзу, но с добавлением резины. Наиболее распространены круги двух типов с индексами 150 и 240 – они обозначают фракцию зерна и плотность его спрессовки в круге. Чем больше цифра, тем более «нежным» будет являться круг. Круги отличаются маркировкой: LP – для стали, GP – для драгоценных металлов. Последние значительно мягче и снимают очень тонкий слой.


На первом этапе можно убрать крупные сколы и зазубрины. Затем следует полировка вторым, более мягким кругом. Ее также проходят все без исключения детали, особое внимание уделяется месту стыка элементов – после обработки между ними не должно появиться зазоров. Также при работе следует быть предельно внимательным к надписям, нанесенным путем лазерной гравировки – они «съедаются» за доли секунд.
Третий этап – один из наиболее трудоемких и ответственных. Часто чтобы восстановить исходную фактуру обрабатываемых часов, мастер применяет разные типы полировки: матовую и глянцевую. Сначала посредством тканевых многослойных кругов разной мягкости и специальных полировочных паст каждая деталь доводится до зеркального блеска, затем все глянцевые элементы заклеивают специальным термостойким скотчем и оставляют на виду только те части, которые требуют матирования. И только после этого специальными щетками с достаточно жестким ворсом поверхность неоклеенных деталей доводится до идеального матового состояния. При этом финишная доводка выполняется в направлении строго перпендикулярном тому, которое имела полировка первичная: это исключает появление канавок и глубоких полос. После всех этих манипуляций скотч с деталей удаляется и происходит проверка качества стыков между разными фактурами, сохранность геометрии корпуса.

 
Водные процедуры
 

После финишной полировки с различными пастами и кругами разной мягкости детали выглядят просто превосходно. Но настоящим профессионалам этого недостаточно: все элементы отправляются на «водные процедуры» в ультразвуковую ванну. И даже не в одну. В первой вода «грязная», там из деталей ультразвуком «выбивают» микроскопические остатки абразивов и металлическую пыль. Купание длится около 10 минут, после чего компоненты прополаскиваются и погружаются в новую, «чистую» ванну, где применяются более деликатные чистящие средства.

После завершения цикла мойки детали проходят обработку паром под давлением в 2 атмосферы При этом не простым, а паром дистиллированной воды. Он сбивает с элементов возможно оставшийся на них после обычной воды налет. Все манипуляции выполняются прорезиненным пинцетом, а детали аккуратно раскладываются на специальную ткань. Через 2-3 минуты они уже сухие и их необходимо быстро упаковать в целлофан – каждую отдельно.
Именно в таком виде их получит сборщик. Он крайне аккуратно вновь соберет часы, проверит зазоры между элементами, герметичность и точность хода. После всех этих операций хронометр попадет в руки своего владельца, который часто не узнает любимого аксессуара и просит выдать ему «его часы»…

Редакция благодарит компанию "РусПарт" за помощь в подготовке статьи.

Автор: Дмитрий Лисов
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: ремонт часов 4-2013