Компания «Волмакс» гораздо лучше известна европейцам, чем нашим соотечественникам. Более семи лет выпускаемые ею марки «Авиатор», «Буран», «Штурманские» активно продаются и рекламируются во многих странах, в Германии есть даже клубы коллекционеров часов от «Волмакса». Что пред-ставляет собой самая известная на Западе российская часовая компания, рассказывает один из ее учредителей Валентин Володько.
— Когда и как появился ваш бизнес?
— Все начиналось в 1991 году. Мы продавали часы в Будапеште. В то время все, что было связано с СССР, с перестройкой, было очень популярно на Западе. А Венгрия была одной из немногих открытых социалистических стран, куда приезжали иностранные туристы. Особым спросом пользовались хронографы «Полет», которые выпускались в небольшом объеме. Потом спрос стал падать, и мы перенесли бизнес в Москву.
— Что стало причиной падения спроса?
— Сначала была «бархатная» революция в Праге, потом сменился режим в Польше, и в результате поток туристов перераспределился по другим странам. К тому же мы поняли, что более перспективно вести бизнес из Москвы. Где-то в 1993 году здесь было организовано предприятие, которое наладило сбыт часов сперва в бывших соцстранах, а затем и в других европейских странах — Германии, Италии, Англии и т.д. По большому счету, та компания была торговой, работала как дистрибьютор завода «Полет». Ближе к 1997 году мы почувствовали, что ассортимент, который выпускает завод, уже не пользуется прежним спросом. Тогда и начали разрабатывать собственные модели.
— То есть производство появилось в 1997-м?
— Нет. Реальное производство появилось в 2001-м, а до этого мы полностью заказывали изготовление часов подрядчикам, в частности — тому же «Полету». Что-то мы делали сами: меняли циферблаты, делали гравировку для лимитированных серий. Но то была, по сути, кустарная работа.
А в 2001 году мы создали собственное дизайн-бюро, открыли цех по доработке и совершенствованию механизмов, затем зарегистрировали собственные марки — «Авиатор», «Штурманские», «Буран». В то время в стране созрели более-менее нормальные условия для бизнеса, наступила стабильность с валютными курсами, со спросом. Именно в эти годы мы начали интенсивно развиваться, и тогда же стали расти продажи в России.
— Что представляет собой компания сегодня?
— Это малое предприятие, около 20 человек работников. Из них 12 человек работают на производстве, собирают часы, четыре человека — группа дизайна, остальное — сам офис: продажа, бухгалтерия и т.д. Иногда используем временных работников. Основное направление нашей деятельности — производство часов под собственными марками. Их у нас три. «Авиатор» — это авиационные, спортивные часы в стиле милитари. Марка «Буран», вопреки расхожему мнению, никак не связана с космическим кораблем. «Буран» — это русская зима, буря, метель, это серия классических часов в корпусах из стали и золота. Третья, «Штурманские» — это традиции, в «Штурманских» летал в космос Гагарин. Пока это небольшая серия, которую мы намерены развивать в будущем. Помимо всего мы являемся дистрибьюторами ремешков компании Hirsh и ряда часовых марок.
— Расскажите подробнее о производстве...
— Наше производство, конечно, не такое, как было во времена СССР. При тех ценах на аренду и других расходах, которые сложились в Москве, иметь здесь большое производство невыгодно. Оно переходит в регионы — в Чистополь, в Пензу, в Углич. Многие компоненты наших часов делаются там, но все равно все они — российские. Мы размещаем заказы на изготовление различных комплектующих на других предприятиях, а у себя дорабатываем их и собираем. К сожалению, хронограф ни один мастер в регионах сделать не может. У нас же остались люди, которые много лет проработали на «Полете» и имеют необходимый опыт.
— Существуют ли какие-то отличия вашей компании от других?
— Думаю, что каких-то больших отличий у нас нет. Просто у нас собрались люди, которые любят часы. Не просто работают в часовой компании и делают их, а действительно любят. Мы вместе обсуждаем все проблемы, все новые модели, каждый вносит какие-то свои идеи и предложения. Нам просто интересно работать. Наша компания не является монополистом по каким-то изделиям и даже производителем механизмов. Так что особых отличий нет. Возможно, у нас чуть более правильно поставлен маркетинг.
— А что вы понимаете под словом «маркетинг»?
— В первую очередь — чувство рынка. Правильный выбор дистрибьюторов, магазинов, правильную ценовую и ассортиментную политику. Например, когда мы начинали, то каждый месяц выпускали новую модель, а сейчас поняли, что этого не нужно. Многие вещи приходят со временем.
— В последние 3 года вы провели огромную работу по рекламе. Ваши рекламные модули, дисплеи, каталоги — одни из лучших на рынке. Какой процент оборота расходовался на рекламу?
— Точно сказать сложно. Довольно много удавалось сделать без денег на каких-то паритетных началах, сэкономить за счет личных связей и хороших отношений с людьми. Но если все пересчитать в деньги, то получится, думаю, что-то около 10% от оборота. То есть мы тратили примерно столько же, сколько швейцарские компании.
— Вы сказали, что в последние годы растет спрос на ваши часы в России. Каково сейчас соотношение продаж на внутреннем рынке и за рубежом?
— Примерно поровну, может, даже 60:40 в пользу внутреннего рынка. А еще несколько лет назад до 90% всей продукции шло за рубеж. Но точные цифры я назвать не смогу, потому что никто не знает, какая часть из продающихся в России моделей покупается иностранными туристами и увозится из страны.
— Чем вызван рост продаж в России?
— До нас дошла мода на сложные часы. Люди поняли цену механике, всевозможным функциям и стали покупать более интересные модели. И еще люди поняли цену нестандартным вещам. Часы с ЕТА 2824 делают сотни фирм, и, купив такую модель, ты будешь одним из сотен тысяч. А механический хронограф, тем более с дополнительными индикаторами, делают очень немногие. Еще пару лет назад наши часы не пользовались спросом в России, особенно дорогие — хронографы и прочее. Люди считали, что в Швейцарии все лучше: банки, сыр, шоколад, часы. Но когда мы показали, что и в России делают хорошие качественные часы, привлекательные внешне, соответствующие европейским стандартам, они поняли, что можно и нужно покупать российское.
— Ваши модели существенно отличаются от того, что мы привыкли понимать под советскими часами. Насколько российский рынок сегодня готов принять продукт такого уровня?
— Если честно, то пока не готов. В России рынок достаточно маленький. Продажи идут только в Москве, в Санкт-Петербурге и еще в нескольких крупных городах, и основной объем приходится на столицу. Пока многие считают, что лучше купить Appella, чем «Авиатор».
— Чего вашим брэндам не хватает для успеха в России?
— Времени и денег. В России раскрутить брэнд за три года просто невозможно, требуется гораздо больше времени. Да и деньги для этого нужны серьезные. Своих средств на быстрое развитие не хватает, равно как и людей, которые могли бы этим заниматься. Так что экспансия зарубежных брэндов будет продолжаться — их ресурсы просто несопоставимы с нашими. Возьмите ту же SwatchGroup: за ней стоит вся мощь и поддержка Швейцарии как государства. А если они начнут открывать у нас свои фабрики, то работать станет еще сложнее. Если, конечно, в России не появится свой Хайек. Хотя, думаю, нам потребуется кто-то гораздо сильнее Хайека. Тому досталась потрепанная, но работоспособная отрасль. У нас же производство в последние годы только разрушалось.
— То есть перспективы отрасли вы оцениваете пессимистически?
— Во всяком случае, слишком радостных перспектив не вижу. Чтобы построить новый часовой завод, нужны колоссальные деньги, и непонятно, кто может их вложить. Скорее всего — никто. На сегодняшний день что-то интересное, какое-то обновление модельного ряда может предложить только Чистопольский завод. Я не очень хорошо знаю ситуацию в Пензе и в Угличе, но, насколько мне известно, объемы выпуска везде очень сильно упали. Так что «Восток», на мой взгляд, сегодня самый сильный и по оборудованию, и по людям. Если им удастся довести до конца начатые преобразования — значит, будет у нас русская ЕТА. Задатки и необходимые условия для этого у них есть.
— А вы используете чистопольские механизмы?
— Использовали, но сейчас они стали делать Vostok-Europe, модели схожие с нашими по идеологии, и мы от их механизмов отказались. Нет смысла выпускать напрямую конкурирующую продукцию.
— Тем более что вы участвуете в этом проекте...
— Нет, Vostok-Europe не наши часы, а чистопольские. Мы лишь разрабатывали дизайн части моделей и являемся дистрибьюторами Vostok-Europe в Москве. Это очень специфический брэнд, и он сегодня продается лучше в Европе, чем в России. Невозможно продать часы «Восток» за 120 долларов в магазине, где продаются «Командирские».
— Как же прорваться на российский рынок новым российским маркам?
— Их путь лежит через Европу. Когда люди убедятся, что это хороший продукт, который популярен на Западе, тогда начнут покупать его. Этот путь когда-то прошли мы, и его предстоит пройти еще многим российским брэндам.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 1-2005
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: интервью Штурманские Полет Авиатор 1-2005 Буран Валентин Володько