Валентин Володько, Volmax

Трудно сказать, успешным ли был год или нет. Сбылось не все, что было запланировано. Мы выполнили план продаж по марке Aviator, но не выполнили по «Штурманским». В целом, в рублях выручка оказалась больше, а в валюте меньше запланированного.

Трудно сказать, успешным ли был год или нет. Сбылось не все, что было запланировано. Мы выполнили план продаж по марке Aviator, но не выполнили по «Штурманским». В целом, в рублях выручка оказалась больше, а в валюте меньше запланированного.

Покупательского всплеска по нашим маркам в декабре не наблюдалось. Во-первых, люди покупали модели известных брендов, которые в этот момент стоили на 40-50% дешевле чем в Европе, понимая, что они подорожают. Во-вторых, много товара было приобретено китайцами, которые изначально не были настроены на покупку русских и мало известных в Китае часов. Марки Swatch Group и некоторые другие получили приличную прибыль в рублевой массе. Многие магазины скинули старые, непроданные остатки. С нашими часами такого не получилось.

Для нас 2014-й был годом тяжелой работы по увеличению рынка сбыта. По контрольным точкам запланированный бюджет мы выполнили - например, по рублевой выручке от Aviator’a. Другое дело, что за полученные деньги не удастся купить то количество часов, которое было продано, ведь часы марок Aviator и Buran мы закупаем за рубежом.

Одновременно мы продолжаем быть отечественным производителем. Расширяется коллекция «Штурманских», появляется больше механических часов, в которых используются остатки механизмов «Востока» и «Полета». Предварительно утверждена программа «лунных часов» для запуска в космос в следующем году. Правда, финансовый вопрос пока остается открытым.

К перспективам серьезного импортозамещения в отрасли я отношусь скептически. Всем хорошо известно, что даже швейцарские марки не могут себе позволить достаточно быстро увеличить в часах долю комплектующих, сделанных в Швейцарии. Если говорить о воссоздании отрасли, то нужно вести речь обо всем, начиная со специальных сортов стали для часовой промышленности, латуни для циферблатов, и всего остального. А это требует огромных денег и сбыта. Ни первого, ни второго в России нет.

Например, мы просчитывали вариант открытия циферблатной фабрики. Выяснилось, что для окупаемости необходимо ежемесячно выпускать 300 000 циферблатов. Это касается только циферблатов, а индексы и метки необходимо делать отдельно! Как продать эти 300 тысяч? В России сегодня будет трудно. Учитывая нашу логистику, говорить об экспорте сложно.

Дальше, возьмем механизмы. Единственный доступный в России механизм – «Восток», и ничего иного в ближайшее время не будет. А из него можно сделать не так много модификации, как со швейцарскими, японскими и китайскими механизмами, и у нас в стране никто не выпускает кварц. Если бы государство развивало определенные направления, как в Швейцарии, например, выделило бы деньги на переоборудование Чистопольского завода, чтобы можно было усовершенствовать механизм, довести его до нормального состояния, как Seiko, не говоря о том, чтобы сделать новый.

К тому же «Восток» поднимает цену на свой механизм в связи с подорожанием металла. Опять получится, что российский механизм не намного дешевле японского Seiko. Для реанимации отрасли необходима серьезная долгосрочная программа, строительство новых мощностей, что нам не под силу. Необходимы серьезные финансовые и человеческие вливания.

Среди позитивных моментов могу отметить то, что многие сбросили старые стоки. Возможно, уменьшится импорт часов, что станет плюсом для российских производителей.

Наша компания объединяет в себе опт, розницу и производство. Многие говорят, что в настоящее время розница лучше и надежнее, чем опт. Проблема оптовой торговли в том, что ритейлеры не хотят работать по предоплате, за исключением самых известных брендов. Компаниям приходится соглашаться на условия комиссии или отсрочки платежа, возрастает риск, платежи приходят с постоянными задержками. А магазин, независимо, от того хороший он или плохой, дает выручку каждый день. Оборачиваемость денег в ритейле намного выше, чем в производстве. Под магазин гораздо легче взять кредит в банке, чем под производственную программу: в банке видят, что компания имеет стабильные продажи в течение 3-5 лет, и могут дать кредит под 10-20% этого оборота.

Думаю, что будущее за розничной торговлей или еще лучше -- комбинацией «производство+опт+розница»или опт+розница. Многие российские фирмы уже работают по этой формуле, а на западе – намного больше . Максимум, что там есть, это коммивояжеры, продвигающие товар за комиссионные. Но их осталось очень мало, и преимущественно в крупных развитых странах, где имеются большие территории. Возможно, с точки зрения владельцев магазинов оптовая торговля выглядит проще: отдал товар и сиди. Но на мой взгляд, розница устойчивее.

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Volmax