Вопреки прогнозам и ожиданиям маркетологов ни в России, ни на всем постсоветском пространстве до сих пор никто не отважился наладить серийное производство крупногабаритных интерьерных механических часов. Это очень удивляет руководство немецкой фирмы Hermle - мирового ледера в производстве интерьерных часов и механизмов к ним. О национальных особенностях российского рынка мы беседуем с г-ном Гербером Эшле (Herbert Eschle), который отвечает в Hermle за экспорт продукции.
— Г-н Эшле, в конце прошлого года мы уже говорили о том, какие механизмы (ЧБ №6, 2002) поставляет Hermle в Россию и влияет ли это каким-нибудь образом на развитие производства интерьерных часов в России. Что-нибудь изменилось с тех пор?
— Видите ли, Hermle экспортируют часовые механизмы трех основных типов: кварцевые для настенных часов, вставные механизмы — капсулы и механические — для настенных, настольных и напольных часов. Так как в настоящий момент в России нет производителя, использующего в своих изделиях все эти три группы, было бы логичным ответить на ваш вопрос по каждой группе механизмов отдельно. Итак, механические. Скажу честно, меня удивляет тот факт, что в России до сих пор не появилось ни одного серийного производителя интерьерных часов. Подчеркну — серийного. Зато есть компании, выпускающие эксклюзивные изделия. Среди них хочется отметить интересные фирмы «Трансальпина» (Москва) и «Тек Арт» (Орел).
— Возможно, это связано с тем, что технологически напольные часы куда ближе к производству мебели, чем к производству часов: часовщики опасаются завязываться с незнакомым бизнесом, мебельщики боятся сложностей, связанных с сервисом механизмов?
— Не думаю. Во-первых, практика показывает, что при минимальном соблюдении весьма простых технических требований никаких сложностей при работе с механизмами Hermle не возникает. Во-вторых, Hermle строит систему сбыта механизмов в каждой стране таким образом, что дистрибьютор (а в России это компания «Анкона») не только продает, но и ведет всю инженерно-консультационную и сервисную работу с производителем часов, привлекая, по необходимости, потенциал наших специалистов. Я думаю, дело в другом: часовщики начинают развивать свое производство с более простых небольших изделий, а мебельщиков смущает потенциально небольшие на первых порах объемы сбыта напольных часов. Но я уверен, что через год ситуация изменится. Производители закроют эту нишу.
— Какие кварцевые механизмы пользуются в России популярностью?
— Встраиваемые — капсулы. Это почти готовые кварцевые часы с креплением, которые могут вставляться в корпус любого размера и любого материала. Этот сегмент рынка наиболее динамичен. Выполняя пожелания нашего дистрибьютора, мы специально для российского рынка разработали и запускаем в производство модель механической капсулы. Дело в том, что российский потребитель в дорогих настольных часах предпочитает механику. С другой стороны, понятно желание производителя часов добиться большей технологической гибкости и иметь возможность, не изменяя конструкции корпуса, применять как кварцевые, так и механические капсулы. Теперь такая возможность появится.
— С какими фирмами-производителями вы сотрудничаете?
— На мой взгляд, одна из самых интересных и перспективных торговых марок — «Империя Богачо». Это хороший пример того, как симбиоз оригинальной технологии изготовления корпусов и механизмов Hermle привел к появлению нового интересного класса каминных часов. Открою маленький секрет во время своего визита в Москву шеф-дизайнеры Hermle г-н Ройшенбах и г-н Циглер внимательно и всесторонне изучали эти часы.
— А какова ситуация с самым массовым кварцевым механизмом для настенных часов? Не привел ли взлет евро по отношению к доллару к вытеснению этих механизмов китайскими?
— Нет, привел скорее к перераспределению объема: кто-то ушел к китайцам, кто-то увеличил потребление наших механизмов. Вообще рост евро заставил производителей быстро принять окончательное решение, с кем они будут сотрудничать в обозримом будущем, а значит, и определить стратегию собственного развития.
— Это хорошо или плохо?
— Конечно же хорошо. Теперь мы имеем четкое представление о наших партнерах, их возможностях и планах на будущее.
— А вы постарайтесь понять производителя: сегодня евро подорожал, значит, ставим китайские механизмы. А вот когда взлетит доллар, вернемся к немцам. Разумная гибкая политика…
— Категорически не согласен. Производитель не просто выбирает, с каким механизмом ему работать — китайским или немецким. Это гораздо более глубокое и серьезное решение, чем кажется на первый взгляд. Это выбор философии построения бизнеса, стратегического пути развития на годы вперед. Не претендуя на глобальный анализ, я бы определил, что существует европейская модель построения производства и сбыта часов. Она характеризуется четкой организацией производства, кратко и долгосрочным планированием, структурированной системой сбыта и сервиса, тесными и ответственными связями между партнерами. А есть альтернативная модель — китайская, где большинство из перечисленных мною элементов отсутствуют. Поэтому производитель выбирает не механизм, он выбирает модель бизнеса.
— А разве нельзя реализовать европейскую модель с китайскими механизмами?
— Я считаю, что это невозможно. Весь опыт стран Восточной Европы подтверждает это. Более того, возьму на себя смелость обобщить, что успешное строительство часового брэнда, серьезного и долговечного, невозможно на базе китайских механизмов. К примеру, популярная в России чешская фирма H&H за небольшой срок стала известным европейским брэндом, как и словацкая Tempus и венгерская Time by Time. Все они используют немецкие механизмы и известны не только у себя в стране, но и экспортируют значительную часть продукции.
— А можете привести пример хорошего старта российского брэнда?
— Новосибирский часовой завод «Салют». Непростой этап выработки стратегического пути развития у них позади. Меньше чем за год кардинально расширился модельный ряд, улучшилось качество, практически сформирована дилерская и сервисная сеть. Чувствуется, что в Новосибирске собралась энергичная и профессиональная команда. Как следствие — рост продаж и авторитета марки «Салют». Вы знаете, что уже были попытки выпустить на рынок поддельные «Салюты»? Разве это не свидетельство того, что завод на правильном пути? Не удивлюсь, если в ближайшее время увижу стенд «Салюта» на одной из международных выставок. А вы говорите — прикрутим китайский механизм, раз он дешевле. Прикрутить-то прикрутим, только брэнд на нем не построим.
— Какие меры предпринимает Hermle для защиты рыночных позиций?
— Стратегическая программа поддержки российского производителя, принятая нашей фабрикой несколько лет назад, осталась неизменной. Безусловно, шаги, смягчающие последствия резкого роста евро для наших постоянных партнеров, были предприняты, но это скорее мероприятия тактического плана, которые реализовывались силами нашего эксклюзивного дистрибьютора — компании «Анкона». Вообще же я считаю, что в сложные моменты фабрика, дистрибьютор и производители часов должны выступать как члены одной команды. Только тогда нас ждет успех.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 5-2003
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: интервью 5-2003 Анкона Hermle Герберт Эшле