Уголок мастера

<p><span style="font-family: Verdana; "><span style="color: rgb(128, 128, 128); ">Регулярное ТО – залог часового здоровья</span></span></p>

Профилактикой часов подавляющее большинство их пользователей пренебрегают. А напрасно, такое невнимание оборачивается гораздо большими убытками.

Профилактикой часов подавляющее большинство их пользователей пренебрегают. А напрасно, такое невнимание оборачивается гораздо большими убытками.

 

 

Каждый автомобиль требует регулярного технического обслуживания с обязательной заменой масла. Это правило касается любой машины, что новейшей иномарки, что древнего «ведра с болтами», и любой смазки, будь то навороченная импортная синтетика или простенькая минералка. Часы – такой же механизм, и регулярное ТО с заменой смазки для них также обязательно. Любой квалифицированный продавец всегда предупреждает об этом владельца часов при покупке. Профилактика нужна любым часам – как кварцевым, так и механическим, хотя ТО для кварца проводится заметно реже.

Однако практика показывает, что о необходимости регулярной профилактики знают в лучшем случае 20% обладателей часов. Да и из абсолютное большинство из этих 20%, никогда ее не проводят. Чем же грозит такое пренебрежение правилами?

 

Срок жизни ограничен

Всякое масло имеет свой, довольно ограниченный срок жизни. Со временем оно «стареет», теряет влагу, в результате чего из вязкой субстанции превращается в твердую спекшуюся массу, похожую на густую, слегка подсохшую грязь на дорогах времен весенней распутицы. Резкие перепады давления, температуры и влажности только ускоряют этот процесс. А далее грязное порошкообразное вещество разносится по механизму, затрудняя работу шестерен и валов.

 

 

При этом, как свидетельствуют часовые мастера, старению подвержены даже самые хорошие сорта масла из Японии или Швейцарии. Разумеется, ветераны сервиса вспоминают советские «Победы» и «Лучи», которые ходили безо всякой чистки 10– 15 лет. Однако причина такой долгоживучести состояла не в каком-то особенном масле, а в больших зазорах в механизмах того времени и весьма низких требованиях к ним со стороны владельца. Современные механизмы отличаются меньшей высотой и размерами многих деталей, а также большим набором функций. Калибр того же размера, что и старый «трехстрелочный», обладает модулем автоподзавода, календарем с быстрой коррекцией даты, индикатором запаса хода и т.д. Все это сделано в угоду потребителю. Чудес не бывает – оборотной стороной возросшей функциональности становится более высокая нагрузка на детали, высокие требования к точности и потерям энергии. Поэтому даже небольшое загустевание масла приводит к существенному ухудшению характеристик часов, а то и к их полному останову.

 

 

Может показаться, что в первую очередь страдают те детали, которые двигаются быстрее других, например ось баланса. На деле хуже всего приходится не самым быстрым, а самым нагруженным частям. К ним в первую очередь относится заводной барабан, узел в котором сосредоточена энергия, запасенная часовой пружиной. В запущенных случаях бывает так, что посадочное отверстие под ось барабана, которое в идеале должно быть круглым, в результате износа приобретает овальную форму. В чуть меньшей степени износу подвержены платина (подшипники осей), ангренажные колеса, детали ремонтуара.

Загустевшая смазка не просто перестает выполнять задачи снижения трения, она превращается иногда в клейкую массу, иногда – в абразив. Оно склеивает между собой витки пружины заводного барабана, повышая трение между ними и не давая пружине раскручиваться.

 

Устраняем последствия

Первое, что делают с сильно загрязненными часами, которые все-таки добрались до сервиса – моют. Механизм разбирается до последнего винтика, и все детали последовательно промываются в трех различных жидких органических растворителях. Далее механизм инспектируется на наличие изношенных или поврежденных деталей. Если такие имеются – замена неизбежна. Наиболее уязвимые части мы упоминали выше. Затем все идет по шаблону: сборка, новая смазка, и так до следующей профилактики. Рекомендуемая частота обращения в мастерскую для механических часов – раз в три, максимум 4 года, вне зависимости от марки изделия и страны его происхождения. Для кварцевых часов этот срок побольше: 4 – 5 лет, поскольку и число движущихся частей, и испытываемые ими нагрузки здесь меньше, чем в механике.

 

 

Еще один момент, который касается заводного барабана. Срок жизни пружины также не бесконечен, в витках спирали год за годом накапливаются усталостные разрушения. Поэтому хотя на практике пружины выхаживают десять и более лет, производитель сознательно ограничивает гарантию на этот узел чаще всего сроком в пять лет. По истечению этого срока пружину лучше заменить. 

 

Рекомендации продавцу:

Всегда напоминайте покупателю, что регулярная профилактика необходима для механических часов раз в 3–4 года, для кварцевых – раз 4–5 лет. Пренебрежение этими правилами может повлечь за собой гораздо более основательный ремонт, который будет включать в себя кроме чистки замену поврежденных или изношенных деталей.

Не поддавайтесь заблуждению, что японская или швейцарская продукция верхнего ценового сегмента может проработать гораздо дольше без «ТО», чем модели массового сегмента. И в тех и других часах применяются смазочные масла примерно одинакового состава, срок их жизни ограничен указанными 3–4 годами.

Что полезно всегда иметь на складе

 1. Мост заводного барабана

  2. Заводной барабан

Также могут потребовать замены следующие детали, но они ломаются по причине порчи смазки гораздо реже:

 3. Платина

 4. Ангренажные колеса

 

 

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №2-2013

Автор: Сергей Филимонов
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: 2-2013 ремонт профилактика