Центр притяжения. Часть вторая

Можно открыть магазин по торговле часами в первом попавшемся месте и ждать, когда потянутся покупатели. Но разумнее расположить торговую точку там, куда эти покупатели уже проторили дорожку.

Урок географии

При выборе ТЦ нужно обращать внимание и на такие особенности, как требования центра к своим арендаторам. Некоторые из них запрещают ритейлерам использование собственного торгового оборудования и предлагают закупать витрины и шкафы у самого ТЦ. Так поступают к примеру «Гагаринский» и «Вегас». Единственное объяснение, которое приводит арендодатель, – дизайн всего центра создан по единой концепции, и разрушать эту самую концепцию никому не позволено. «Мы рассматривали вариант с ТЦ «Гагаринский», – говорит Александр Удовиченко, менеджер по развитию розничной сети «Точного времени». – Но их условие нам не подошло. Часы Ice-Watch продаются только на собственном фирменном оборудовании, это требование принципиальное».

 

Рыбные места?

Поскольку ТЦ являются местом целенаправленного совершения покупки, в отличие от улиц города, они характеризуются максимальной интенсивностью покупательских потоков. Таким образом, несмотря на высокий пешеходный и транспортный траффик, покупательские потоки в центральной части города в общем оцениваются на уровне «низкий» (0,5<К<1) за исключением отдельных территорий. Например, в районе Тверской ул. от Охотного Ряда до м. Маяковская индекс «К» оценивается на уровне «средний» (К=1).

Разумеется, каждый торговый центр в меру своих сил, возможностей и профессионализма старается помочь арендатору в выборе площади, снабжая того справочной информацией. Как правило, в своих презентациях кроме общих данных – местоположение, предлагаемые площади, наличие свободных мест, – ТЦ приводят данные о количестве посетителей, их социальных и возрастных характеристиках. Вот только ориентироваться на данные о проходимости в большинстве случаев нельзя: ради рекламы арендодатели частенько лихо приписывают несколько нулей к цифре посещаемости. Проверить приписки дело несложное: достаточно поехать в указанный центр в указанное в справочных данных время и сравнить обещанную картинку с реальной. Личные наблюдения с приведенными арендодателем цифрами, по свидетельству опытных ритейлеров, коррелируют крайне редко. Единственные арендодатели, данным которых можно более-менее верить, – крупные центры возле вокзалов, такие как «Атриум» и «Европейский». В этих ТЦ посетители есть практически всегда, показатели потоков в них зашкаливают. Однако и тут есть своя ложка дегтя: в этом потоке слишком велика доля случайных прохожих, которые никогда не превратятся в клиентов – ни действующих, ни потенциальных.

«Как для ювелирных изделий и бытовой техники, так и для покупки часов объем траффика торгового центра, если это не специализированная по профилю точка, имеет небольшое значение, – отмечает Дмитрий Неткач. – Что даст продавцу часов ценой 20 000–25 000 рублей огромный траффик в ТЦ, если этот поток, в основном, будут делать студенты и клиенты McDonald’s? Для часового или ювелирного ритейла важно анализировать статус и профиль посетителей, причины, по которым они приходят в центр, каким образом совершают покупки, как действуют – индивидуально, семейно или коллективно».

Конечно, любой ритейлер мечтает просчитать поток еще только строящегося торгового центра, тем более что хорошие места в действующих центрах давно разобраны. Но дело это весьма неблагодарное, слишком многое зависит от оператора, а главное – от того, насколько часто он меняется. К примеру, очень неприятная история вышла с арендаторами ТЦ «Москва», открытого в полностью перестроенной одноименной гостинице в самом центре столицы. Открытие ТЦ было запланировано на 2010 год, а в 2008 году начался сбор депозитов у арендаторов. Однако ни в 2010-м, ни через год центр не открылся, он был сдан в эксплуатацию только в 2012 году. Но и на этом неприятности не закончились: у ТЦ сменился владелец. Новый хозяин немедленно поднял стоимость аренды на 10% – ведь затраченные на покупку деньги надо отбивать. Арендаторам не осталось ничего другого, как раскошелиться, поскольку депозиты были уже отданы, оборудование завезено, ремонт закончен.

Единственный оператор коммерческой недвижимости, способный гарантировать неизменность условий аренды, по мнению ритейлеров, – это «Мега». У всех остальных уровень предсказуемости невелик.

 

Торговый центр или улица?

Для определения наиболее благоприятных мест для ведения часового бизнеса экспертами Knight Frank был использован индекс интенсивности покупательских потоков («К») в крупных и наиболее успешных действующих и строящихся торговых центрах Москвы, а также в основных торговых коридорах города.

При расчете индекса «К» были учтены транспортный и пешеходный потоки, наличие и характеристики зон организованной торговли.

Самый высокий показатель (К>1) был присвоен 6 торговым центрам: трем ТРЦ «Мега», ТРЦ «Метрополис», ТРЦ «Европейский», ТРЦ «Атриум».  

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №3-2013

Автор: Таисия Вересова, Сергей Филимонов
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: дистрибуция рынок 3-2013