Три шкуры
Производители часто рассказывают нам о том, как делаются часы и как ухаживать за ними. А как появляется на свет их неизменный спутник – ремешок?
Производители часто рассказывают нам о том, как делаются часы и как ухаживать за ними. А как появляется на свет их неизменный спутник – ремешок?
В современном мире классический кожаный ремешок на всех фронтах теснят браслеты из драгоценных металлов и сплавов, керамики и полимерных материалов. Но что бы ни происходило вокруг, как бы ни менялась мода и куда бы ни вел технический прогресс, старая добрая классика навсегда останется с нами.
Существует масса версий того, как часы перекочевали из кармана на запястье. Кто-то утверждает, что руку к этому приложили военные, другие говорят о влиянии автомобилизации на часовую отрасль, а третьи рассказывают романтические истории о знаменитых красавицах, мечтавших непрерывно демонстрировать свои украшенные драгоценными камнями часики окружающим. Сейчас, наверное, уже не так важно, как это произошло. Главное, что кожаный ремешок стал одним из непременных партнеров для наручных часов практически любого стиля и ценового сегмента. А вот какой путь проходит кожа до того момента, когда она становится тем самым ремешком на запястье счастливого владельца – попробуем выяснить.
Натуральная кожа представляет собой шкуры животных, рептилий, иногда даже рыб, изменившие свои свойства под влиянием разнообразных механических, физических, биологических и химических воздействий. Существует множество классификаций кож, которые основываются на виде, возрасте и даже способе убоя животных, от которых они получены, на способах обработки и окраски.
Первый и самый удобный классификатор материала отражает его происхождение. Наиболее доступными и распространенными являются кожи из шкур крупного рогатого скота: прочные, эластичные, с красивой мереей (рисунком). Они также подразделяются на несколько видов согласно возрасту забитого животного, а от него, в свою очередь, зависит толщина исходной шкуры, которая может составлять от 1 до 7 мм, и ее мягкость.
Из козьих шкур выделывают очень прочную, тонкую и мягкую кожу с мелкой волнообразной фактурой, которая используется в производстве одежды, обуви, различных галантерейных изделий и обивки для мебели. Козлиные шкуры выгодно отличаются от овечьих своей плотностью, водонепроницаемостью и эластичностью. Овечьи шкуры чаще всего идут на меховое сырье, но иногда из них вырабатывают и кожи.
Свиная кожа считается самой непрезентабельной. По своей структуре она сильно отличается от шкур крупного рогатого скота. Главная особенность состоит в толстом слое эпидермиса и том, что собственно кожа не разделяется на слои. Чаще всего ее используют как подкладочный материал, реже – для изготовления одежды, галантерейных и шорно-седельных изделий.
Конская кожа также используется для производства различных продуктов, но в ход идут только шкуры молодых жеребят. При этом основным критерием качества служит не столько возраст жеребенка, сколько тот факт, питался ли он уже растительной пищей или только молоком. Шкуры последних нежнее и поэтому гораздо предпочтительнее.
Учитывая, что разговор о коже мы ведем строго в контексте часовых ремешков, то следует обратить внимание еще и на ряд материалов более экзотических, но уже далеко не редких.
Одной из самых прочных и крепких является кожа крокодила. Благодаря уникальному рельефу и узору, при ручном раскрое из одной и той же шкуры можно создать совершенно разные по своему рисунку изделия. Процесс выделки и окраски крокодиловой кожи дорог и сложен, именно поэтому производить качественное сырье могут всего лишь несколько компаний в мире. Среди мастеров, работающих с экзотическими видами кожи, ходит шутка о том, что мертвый крокодил еще страшнее, чем живой: высокая стоимость шкуры не позволяет совершать ошибок при раскрое.
Различают кожи крокодила, аллигатора и каймана. У аллигатора и крокодила она очень гибкая даже по сравнению с кожей копытных животных. Она удобна в окраске, потому что пластинки на ней гладкие и краситель проникает в них равномерно. Кожа каймана – более жесткая и при сгибании дает характерные трещинки между пластинами. После окраски на пластинах видны специфические точки, что рождает неповторимую структуру поверхности. Тем не менее рисунок одной и той же шкуры различен в разных ее частях. Именно поэтому, работая с кожей крокодила, невозможно использовать автоматизированное производство: только ручной раскрой позволяет мастеру выбрать на шкуре ту часть, которая послужит идеальной основой будущего ремешка и будет сочетаться с теми или иными часами.
Кожа страуса уникальна одновременно по своему внешнему виду и функциональным особенностям. Она очень прочная и, несмотря на значительную толщину, мягкая и пластичная. Другим преимуществом страусиной кожи является чрезвычайная устойчивость к воздействию влаги и внешней среды. Особый интерес представляет выделанная кожа лап: она имеет очень интересную неоднородную чешуйчатую структуру.
Очень эффектна кожа ящерицы, обладающая заодно хорошими механическими свойствами. Благодаря расположению чешуек рисунок на ней напоминает черепицу, при этом сильно отличаясь на разных частях тела рептилии. Часовые ремешки из кожи ящерицы менее прочны по сравнению с крокодиловыми или акульими, но уникальны по своей декоративной привлекательности. Яркий ремень из ящерицы будет отлично смотреться на изящных женских часах, а ремешок классического черного цвета подойдет для мужских часов с элегантным тонким корпусом.
Акулья кожа относится к разряду рыбьих, но по своей структуре и уникальным свойствам не сравнима с другими. Она представляет собой сплетение коллагеновых пучков, идущих во всех возможных плоскостях. Такое строение напоминает густосплетенную сеть и делает материал невероятно прочным и при этом эластичным. Ремешок из кожи акулы – незаменимый вариант для спортивных часов, он обладает удивительной износостойкостью и хорошо переносит контакт с влажной средой.
Кожа ската (галюша) очень необычна по своей фактуре и вместе с тем одна из самых долговечных. В древней Японии ее использовали для изготовления воинских защитных доспехов, потому что она устойчива не только к износу, но и к порезам, разрывам и даже огню. Благодаря современным технологиям кожа ската после выделки сопоставима по своей мягкости с замшей, однако по прочности превосходит любую другую кожу в мире. Ремешки из нее не требуют никакого специального ухода в течение всего срока эксплуатации, который значительно превышает срок службы других ремешков. Однако, в связи с особенными характеристиками этого оригинального и эффектного материала, из него возможно изготовить далеко не все модели ремешков.
Среди совсем экзотических видов кожи можно упомянуть слона. Кстати, этот материал считается самым дорогим, потому что в дело идут только уши животного: толщина всей остальной шкуры слишком велика для выделки.
Чтобы рассказать о процессе выделки, нам придется вспомнить школьные курсы биологии и химии.
В коже животного различают три слоя. Верхний, или наружный, слой – эпидермис (иногда его называют кожицей) – образован лежащими друг над другом в несколько десятков слоев эпителиальными клетками. Именно он «слезает», когда мы обгораем на солнце. Средний слой – дерма. В его верхней части, расположенной непосредственно под эпидермисом, находятся сальные железы, а лежащие ниже эластичные коллагеновые волокна придают коже эластичность и прочность. Наконец, в самом низу идет гиподерма, или подкожная клетчатка, мездра. Это рыхлый, насыщенный жиром слой, который при выделке полностью или почти полностью удаляется.
После того как шкура попадает на производство, ее необходимо подготовить к дублению – самому важному процессу. Сначала материал вымачивают в воде, смешанной с известью, для удаления шерсти и эпидермиса со шкуры. С этой целью в жидкость для пропитки кожсырья добавляется гидросульфид сернистого натрия, затем – известь и каустическая сода. Щелочь фактически растворяет шерсть и эпидермис, но на это нужно время: процесс отмокания шкур может длиться от 1 до 12 часов в зависимости от возраста животного, толщины шкуры и качества предварительной обработки.
Из всех трех слоев при выделке кожи нас интересует только один – средний, точнее, находящиеся в нем коллагеновые волокна. Благодаря тому, что они не склеены между собой, свежая кожа мягкая и эластичная – иногда ее называют «парная». Но как только они слипаются между собой и высыхают, материал безвозвратно утрачивает эластичность. Поэтому основной задачей процесса выделки является введение в дерму какого-либо вещества, которое отделило бы волокна друг от друга и не давало им склеиваться еще долгое время. Одним из основных процессов является дубление, которое представляет собой обработку кожевенного сырья растворами различных дубящих веществ для придания ему прочности, пластичности, износостойкости и других свойств, необходимых при выработке кожаных и меховых изделий.
Различают несколько видов дубления по типу используемых веществ, и согласно им можно также классифицировать кожу. Наиболее распространено дубление соединениями хрома. Все, наверно, слышали про хромовые сапоги: примерно 80–90% всех видов кож изготавливается с применением именно хромового дубления. В результате такой обработки материал получается мягким, эластичным, износостойким, выдерживающим высокие температуры, но при этом хорошо впитывающим влагу. Недостатком хромового дубления считается неизбежное наличие в итоговом материале ряда химических соединений.
Отдельно можно выделить жировое дубление, при котором вместо химикатов применяются жиры различных рыб и морских животных. Такой процесс является наиболее экологически чистым, но при этом более трудоемким. Обработка кожи жирами делает материал влагостойким и очень эластичным. Одним из ярких примеров продукта жирового дубления является замша. Правда, замша становится замшей не только из-за дубления, ее поверхность специально обрабатывается еще и механически, чтобы убрать верхний слой и оставить интересную фактуру с мелким ворсом.
Один из самых старых видов дубления – обработка танинами, которые в большом количестве содержатся в кожуре граната, коре ивы и дуба. Наверное, именно отсюда берет начало само слово «дубление». Полученный в результате применения этих веществ материал имеет отчетливый красновато-коричневый цвет, который быстро темнеет и в итоге меняется на красный. Такая кожа окисляется со временем, утрачивая прочность. Однако это очень медленный процесс, и изделия из данного вида кожи могут использоваться на протяжении многих лет. Сегодня обработка танинами применяется в основном при мелкомасштабном производстве хранителями традиций.
Процесс дубления может занять от 4–5 часов до 5–7 суток – все зависит от используемых веществ, метода и интенсивности их введения.
После дубления кожа просушивается и увлажняется, чтобы закрепить достигнутый на предыдущих этапах результат и подготовить ее к покраске. Эта операция необходима, т.к. до покраски кожа выглядит не очень привлекательно. Ее изначальный цвет зависит от способа дубления: жировое дубление придает сырью горчично-желтый окрас; хромовое – светло-зеленый; дубление танинами – грязно-коричневый. Вся гамма и разнообразие насыщенных цветов готовых изделий появляется на свет после покраски.
Кожи, не имеющие никаких дефектов, без пятен и без личин, можно красить в различные цвета; материал с пятнами – строго в черный. В последнем случае сырье после дубления и промывки окрашивают, потом жируют и снова сушат. Для цветной окраски кожи только окрашиваются, не подвергаясь жировке, так как жир может оставить пятна.
Для придания черного цвета применяются растительные и анилиновые красители; для получения других цветов – почти исключительно анилиновые красители. Существует несколько основных способов окраски. Самый древний – это краска погружением. Два листа кожи складывают внутренней стороной и погружают ручным способом в красильную ванну с температурой 40–50°. При этом внутренняя сторона окрашивается очень слабо. Этим способом пользуются при окраске кож небольшого размера (коз, овец, телят и др.) и при небольшом их количестве.
Другой способ, особенно пригодный при больших количествах кож, – окраска в чане с широкими вращающимися лопастями. Эти лопасти переворачивают заготовки, обеспечивая прокрас обоих сторон материала. Наиболее популярной промышленной методикой, применяемой главным образом для быстрой окраски хромовой кожи, является использование промывного барабана – закрытого вращающегося сосуда с полыми осями для добавления красящего раствора.
Для ручного окрашивания дорогостоящих кож применяется нанесение краски при помощи щеток. Кожа расстилается на столе, верхнюю сторону хорошо смачивают, а затем наносят на нее краску. Такая обработка исключает возможность механического повреждения лопастями при вращении в барабане.
В угоду потребителям натуральную кожу красят в сотни разных цветов. Современная химическая промышленность снабжает кожевенное производство огромным спектром колеров, поэтому материал даже самых неестественных цветов (красного, розового, зеленого) не должен смущать покупателя.
Кожа может быть представлена в изделии в своем оригинальном виде, а может – после обработки. В частности, для получения гладкой блестящей поверхности ее шлифуют и лакируют. А иногда наоборот: тиснение позволяет весьма доступного теленка превратить в дорогого крокодила.
Перед тем как мастер начнет раскройку уже готового, окрашенного и просушенного куска кожи на части, он тщательно рассмотрит его, проверит, нет ли повреждений или дефектов, найдет участки с затейливым узором, предварительно на глаз разметит, сколько и каких ремешков получится. И только когда «все сойдется», приступит непосредственно к раскройке.
Классический ремешок состоит из трех слоев: внешний, внутренний и подкладочный. Внешний слой – это «лицо»: здесь важны игра цвета, необычная фактура или же, наоборот, классическая черная матовая кожа. Внутренний слой соприкасается с вашей кожей все время, пока часы на руке, поэтому к нему предъявляются достаточно жесткие требования: он должен быть гипоаллергенным, ровным, мягким, не вызывающим раздражения. Подкладочный слой – это прочный и одновременно эластичный кусок кожи, который является основой всего ремешка. Некоторые модели изготавливаются всего из двух слоев, в этом случае внутренний берет на себя еще и функцию подкладочного.
После того как все детали ремешка раскроены, их подгибают, склеивают, простегивают и сшивают. Далее они комплектуются застежкой, чаще всего выполняемой из недорогих металлов: алюминия, нержавеющей стали, реже из титана, иногда – из драгоценных металлов. В любом случае материал должен быть гипоаллергенным.
Иногда после каждой операции производится проверка качества. Ремешки тестируются на прочность, разрыв, износоустойчивость, прочность краски и ее устойчивость к различным типам грязи.
Специалисты рекомендуют менять обычный кожаный ремешок не реже чем раз в год. Это связано с тем, что при частой носке он находится на вашей руке продолжительное время и собирает продукты жизнедеятельности организма. Поэтому, чтобы ремешок не вызывал раздражения кожи, необходимо за ним ухаживать и своевременно заменять на новый. Это правило распространяется в основном на ремешки из телячьей кожи и не относится к экзотическим материалам.
Чтобы ремешок служил вам долго, необходимо соблюдать простые рекомедации. Избегать контакта ремешка с активными химическими и натуральными веществами, которые могут повредить его, не оставлять ремешок рядом с источником тепла, а также на длительное время под прямыми солнечными лучами или под мощным источником искусственного света. В случае намокания, сушить ремешок следует в прохладном месте, защищенном от яркого света. Носить ремень лучше свободно – между ним и рукой должно быть расстояние в палец. Также следует снимать часы на время сна и любых водных процедур, будь то бассейн или сауна.
Еще одним способом продлить срок службы ремешка является уход за ним. Все мы ухаживаем за кожаной обувью, чем он хуже? Ремешок необходимо очищать от грязи, пыли и бактерий, лучше всего это делать раз в 3–4 месяца, летом – чаще. Сегодня в магазинах легко найти специально предназначенные для этого масла, жидкости на спирту, растворы, кремы. С их помощью уход за кожаным ремешком займет несколько минут.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №3-2013
Автор: Евгения Лебедева
При перепечатке активная ссылка обязательна