Тренды года

Когда-то мы зареклись обсуждать итоги года до его окончания. Жизнь в России настолько интересна, что в самые последние дни успевает подбросить новости, которые полностью меняют повестку. Но поскольку ближайший номер выйдет только в марте, решили нарушить традицию. Мы собрали главные события и тренды уходящего года.

1. ПОЛУРАСПАД BASELWORLD

Внимание мирового часового рынка весь год было приковано к BaselWorld. Сперва все пытались угадать, какой будет выставка 2018 года, а после — будет ли BaselWorld-2019 вообще. Опасения стали небеспочвенными после летнего заявления Николаса Хайека об отказе Swatch Group от участия в главном шоу отрасли. Вслед за этим посыпались аналогичные сообщения от «независимых» Raymond Weil, Corum и ряда других. Судя по новым схемам BaselWorld, от лучших времен выставка «усохнет» примерно в пять раз. Потери несет и SIHH: уже через год оттуда уйдут Richard Mille, Audemars Piguet, исчезнет стенд одного из членов концерна Richemont — Van Clief & Arpels. Сколько бы раз компании ни повторяли слова о снижении важности выставок, перестройке системы коммуникаций, всем очевидна истинная причина: трудности со сбытом. Хотя цифры FHS и отчеты крупнейших концернов показывают рост, реальная ситуация в отрасли остается сложной.

2. ВЫХОД RICHEMONT НА ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК

Рост вторичного рынка часов в последние годы отмечается во всем мире, и для ряда марок и розничных операторов это стало серьезным вызовом. Richemont решил не бороться с процессом, а возглавить его: купил компанию Watchfinder & Co, занимающуюся продажей бывших в употреблении часов в Великобритании. Злые языки говорят, что Watchfinder & Co была необходима концерну, чтобы как-то решить проблему выкупленных у азиатских дилеров стоков. Но если добавить к этому приобретение онлайн-сервиса Net-a-Porter, первые в истории концерна часы с кремниевой спиралью и запуск нового бренда Baume, часы которого не будут иметь маркировки Swiss Made, получается, что сфера его деятельности действительно превратилась в замкнутую и стала охватывать возможные ниши и процессы на 360 градусов. К тому же о порядке на вторичном рынке можно больше не беспокоиться.

3. ОБНУЛЕНИЕ ПОШЛИНЫ

Импорт часов в Россию стремительно растет: за три квартала 2018-го количество ввезенных часов выросло на 62%, рублевая стоимость на 20,5%. Но цифры говорят не об увеличившемся спросе, а прежде всего о выходе рынка из серой зоны. С 1 января 2018 года отменена специфическая импортная пошлина на часы, которая заставляла часть импортеров особо дешевых часов уклоняться от встречи с таможенниками. Именно за «обеление» рынка долго боролась Ассоциация участников часового рынка.

В результате за первые три квартала этого года в Россию было ввезено 4,36 млн штук часов с экспортной ценой до 30 евро против 2 млн штук годом ранее и 1,3 млн за январь-сентябрь 2016 года.

Прибавку дали прежде всего самые дешевые часы с розничной ценой до 200 рублей, что вызвало определенное волнение у ряда  операторов. Однако ничего страшного в этом нет. Большая их часть— это цифровые модели для детей. Они не отъедают спрос у основной массы товара, а наоборот, готовят часовщикам будущего покупателя.

4. ГОД КИТАЯ

Импорт часов с таможенной стоимостью свыше 1500 евро за девять месяцев увеличился на 50%. Такой всплеск объясняется ростом иностранного туризма. Реальную прибавку в спросе получили Rolex, Patek Philippe и еще некоторые международно признанные марки. Этому способствовали Чемпионат по футболу, введение в России системы TAX Free и прежде всего нарастающий поток китайских туристов.

На китайцев переориентировались не только продавцы люксовых товаров, но даже российские производители: самыми успешными моделями у них стали часы с российской символикой. Сам по себе рост — всегда хорошо, да и китайцы в России побывали пока не все. Но в погоне за туристами можно забыть про местных покупателей. Что будет, если китайцы вдруг кончатся?

5. СМЕНА ВЕКТОРА

В отличие от китайцев, локальный покупатель часовщиков, увы, не радует. Снижение спроса, вызванное падением доходов населения, продолжается не первый год и касается практически всех групп клиентов. Но в 2018-м дело дошло до критической точки: ломбарды были вынуждены поменять вектор «вторичной дистрибуции» на противоположный. Если еще недавно официальные дистрибьюторы часто обвиняли их в нелегальном ввозе в Россию часов с других рынков, то сегодня им выгоднее делать наоборот: вывозить за рубеж престижные модели, по дешевке скупаемые в нашей стране. Правда, с конца ноября на этом пути возник новый запрет. Золотые часы были внесены в список стратегически важных товаров, незаконный ввоз/вывоз которых карается уголовным сроком.

6. РОСТ УМНЫХ ЧАСОВ

Умные часы все сильнее воздействуют на часовой рынок, отбирая у него клиентов. Одних только Apple Watch за год в России продается около 100 000 штук, всего же объем рынка наручных гаджетов в нашей стране оценивается более чем в миллион штук в год.

2018-й стал переломным годом в отношении часовых брендов к этой продукции. Casio выпустила набор моделей, использующих соединение с телефоном для управления часами, целый ассортимент умных часов под фэшн-брендами показал Fossil, Frederique Constant предложили первые в Швейцарии гибридные часы. Но знаковыми стали два события: появление первых российских умных часов от «Полет Хронос» и анонс разработки собственной операционной системы от Swatch Group.

7. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ

Падение спроса привело к снижению рентабельности как оптовой, так и розничной торговли. 2018-й стал первым годом массового закрытия часовых магазинов.

Сильнее всего пострадали федеральные сети. «Московское время» с более чем 50 магазинами на пике сократилось до 42, «3-15» — с 65 до чуть больше 40, Time Code — с 25 до 16. Ощутимые трудности возникли у ряда дистрибьюторских компаний. Однако многие региональные сети, наоборот, увеличивают количество точек и выходят в новые для себя регионы. Красноярский «Сибтайм» приобрел два магазина в Екатеринбурге, воронежский «Ле Локль» открыл салон в соседнем Липецке, белгородский «7 часов» — в Курске.

8. SWATCH GROUP ПОШЛА В СЕТЬ

Как ни странно, знаковое решение крупнейшего производителя не оказала на рынок почти никакого воздействия. На протяжении многих лет Swatch Group категорически пресекала продажи своих часов через Интернет. И когда в этом году группа не то чтобы разрешила, но перестала запрещать продажу через сайты дилерам, имеющим офлайновые салоны, все ожидали резких перемен на рынке. Однако новость практически не вызвала изменений в расстановке сил в сети: большинство региональных операторов предпочитают по-прежнему иметь лишь интернет-витрину.

9. СЕЛЕКЦИЯ ОПЕРАТОРОВ

При равных условиях в экономике и равных трудностях ритейлеры достаточно четко поделились на две группы: тех, кто хотел бы выйти из бизнеса, и тех, кто ставит на развитие. Это наглядно показывают результаты продаж и работа на выставке Moscow Watch Expo. Для предпринимательства необходимо иметь желание, характер, образование. Однако часть операторов, пришедших на рынок в 90-х, оказались в бизнесе не по призванию, а в силу обстоятельств. Их компании росли вместе с ростом рынка, а в ситуации сокращения спроса они потеряли интерес к своему делу. На смену им приходит новое поколение предпринимателей, готовых работать в современных условиях.

10. НОВАЯ ОТРАСЛЬ?

Проект «Часовой андеграунд», который собрал независимых мастеров и микроателье, показал наличие в России целого пласта часовых энтузиастов. А полученный через месяц после этого Константином Чайкиным Grand Prix Horlogerie de Geneve подтвердил: Россия продолжает рождать таланты. Конечно, десяток талантливых мастеров — это не отрасль. Но как знать, может как раз они по новой поднимутфлаг российских часов?