TimePro: объединившись, мы сможем свернуть горы
— Какие тенденции в бизнесе на сегодняшний день вы наблюдаете?
— Можно отметить снижение покупательской активности - люди стали меньше интересоваться часами и их внимание, к сожалению, сместилось в сторону технических новинок. Сейчас на рынке представлено огромное разнообразие различных устройств, начиная от телефонов и заканчивая умными колонками. Интерес покупателя направлен в эту сторону.
— Есть ли в вашем ассортименте умные часы?
— Умные часы у нас обычно не спрашивают. Тенденция сложилась так, что за smart-watch люди обращаются в М.Видео или Эльдорадо. Их покупают уже не как часы, а как многофункциональный бытовой аксессуар.
— Заметили ли вы изменения в спросе на fashion-часы?
— Наш магазин два года существует как отдельно стоящий. За это время ассортимент и площадь увеличились вдвое, поэтому сложно отметить определенные изменения. Думаю, если бы мы продолжали работать в одном формате эти два года, я мог сказать более точно.
— На данный момент в вашем ассортименте преобладают fashion-часы? Или добавилось что-то еще?
— Добавили Швейцарию, есть много аксессуаров. Но, конечно, fashion-часы у нас лидируют. Точка, которую мы с братом приобрели, до нас просуществовала семь лет. У нее был другой собственник, который по каким-то причинам закрывал бизнес. Поскольку я в часовом бизнесе с 2000-х годов и имею за плечами опыт работы коммерческим директором, то я увидел направление, в котором мог бы развиваться этот магазин. Изначально основной интерес и был обращен на fashion. В нашем городе никто кроме нас эту нишу не занял, а у нас хорошо получается работать в этом направлении. Правда, я настолько люблю часы, что могу работать с любыми, не обязательно с fashion.
— С чем вы связываете такой успех?
В магазине нет продавцов. Мы с братом занимаемся всеми процессами сами, начиная от выбора цвета ремешков и заканчивая формированием коллекций. Весь свой ранее приобретенный опыт я постарался за эти два года передать ему. Ежедневное общение с клиентом и понимание его интересов играет большую роль. У нас идет прямой диалог, и за счет этого анализа я формирую витрину. Все очень точечно, нет зависшего товара. Если в fashion чуть-чуть задержался товар на витрине, то его будет очень сложно продать.
В коллекции, разумеется, должно быть что-то менее покупаемое, что-то не входящее в топ-10, но нужно, чтобы этого не было слишком много. В интернете бывают скидки до 30 %. Например, компания «Фортуна-Тайм» сама предлагает на праздники делать подобные снижения цен. Предпочитаем держать на стойке меньше таких моделей. Если интернет пестрит скидками на некоторые модели до 40 %, то таких моделей в магазине на витрине не будет. Или, допустим, я возьму модели в белом исполнении, на которые никогда не бывает скидок. Вот таков наш путь выхода из ситуации.
Повторюсь, очень важно общение с клиентом, необходимо знать спрос. Последнюю бижутерию, которую мы вводили в портфель, тоже привозили, исходя из пожеланий клиентов.
— Аксессуары у вас чаще всего идут в дополнении или это самостоятельная покупка?
— Скорее самостоятельная покупка. Сейчас мы взяли бижутерию DKNY и Karl Lagerfeld. В Саратове они совершенно нигде не представлены, встречаются только подделки. Так открылась свободная ниша. Поскольку наше основное направление – fashion-часы, то и им же мы хотим окружить покупателю и руку, и шею.
— Расскажите о вашей локации.
— Магазин находится в торговом комплексе «Мир». Это своеобразный комплекс, он небольшой, находится в самом центре города. Здесь представлены магазины класса luxe, которых в городе больше не встретить. Покупатель идет сюда именно за fashion-одеждой и аксессуарами от известных брендов. И, естественно, наш магазин старается поддерживать имидж ТК своими брендами. Ниша трудная, но все же мы решили попробовать и все получается.
— Вы довольно активно ведете страничку в Инстаграм. Кто ей занимается? Используете как канал продаж?
— Этим занимается мой брат, Александр. Каждый человек должен заниматься тем, что он лучше всего умеет делать. Я знаю про часы больше, поэтому занимаюсь закупками. Александр силен в интернете. Во всех социальных сетях есть страницы магазина. Плюс, создали сайт-визитку. Это не полноценный интернет-магазин, а сайт-одностраничник. Он необходим, потому что люди, которые узнают о магазине через Инстаграм, начинают искать его сайт, чтобы таким образом проверить компанию и посмотреть каков магазин, посмотреть фото, и поняв, что это серьезный игрок на рынке, они обращаются за часами. Сначала покупатели читают отзывы, информацию о магазине, задают вопросы, а потом уже едут.
Сайта такого формата оказалось достаточно, потому что вся активность, так или иначе, смещается в Инстаграм: больше вопросов, больше отдачи именно оттуда. Для развития аккаунта наняли специалистов. Определенно за Инстаграмом будущее, остальные сети работают на уровень ниже, поэтому в планах активное развитие странички. Также «Фортуна-Тайм» в этом году выделяет хорошие средства на рекламу. Планируем запускать таргетированную рекламу с нашими настройками.
Плюс, своими постами завлекаем в магазин. Очень часто посредством Инстаграма у нас происходят продажи. Допустим, выкладываем рекламу о какой-то модели, она набирает лайки, и у нас ее покупают. Эта модель привлечет многих потенциальных покупателей к нам, кроме того, что она еще и продастся. Для нас клиент – самый главный человек: можно отложить для него товар, задать любой вопрос и получить обратную связь. Все, что угодно. Мы стараемся именно для покупателей.
— Как прошел ваш предыдущий год?
— Прошлый год оцениваем, в принципе, хорошо. Все месяцы были разные, не было стабильности, но, в общем, год мы закрыли в плюсе. Мы увеличились в два раза и в ассортименте, и в площади, и в выручке. Все намеченные на год планы были исполнены, и еще больше планов на будущее.
— Поделитесь?
— В планах на 2020-й год широко развиваться в интернет-пространстве: продвигаться в социальных сетях и реконструировать сайт. Также будем добавлять в наш ассортимент именно часовые бренды. Например, Casio. Пора работать не только в fashion-направлении, но и продавать что-то более практичное. Так как в Саратове магазин завоевал сердца в тематике fashion, все знают, где купить фирменные оригинальные часы Hugo Boss или Armani. Остальные покупатели обделены вниманием. Стал приходить запрос от клиентов именно на часовые бренды, хотим сделать уклон в эту сторону.
— Какими вы видите дальнейшие пути развития часового бизнеса?
— Мне 37 лет, и 20 лет я в часовом бизнесе. Настолько люблю часы, что не представляю свою жизнь без них. И хотелось бы донести до всех игроков часового рынка, что нам надо объединиться. Может быть, такой платформой послужит группа в WhatsApp, которую создал Вячеслав Медведев — хорошее начало. Там много полезной информации от коллег и интересных предложений. Если всем часовщикам объединиться и держать какие-то определенные условия, то у нас все получится. Не будет никакого демпинга и недопонимания. Каждый, у кого есть магазин в торговом комплексе, знает, что в нем происходит. Например, по подделкам, то есть по «серым» часам. Мы могли бы убрать непонятные точки с часами. Одно дело действовать в одиночку, другое дело, если мы все объединимся. Я поддерживаю хорошие отношения со всеми часовыми магазинами города. Да, мы конкуренты, но у нас нормальные человеческие отношения. Объединившись, мы сможем свернуть горы, по одному справиться с современными проблемами будет тяжело. Есть такие площадки как выставка Moscow Watch Expo, есть мессенджеры, есть возможности все обсудить. Если заинтересованных и активных ритейлеров будет большинство, то дистрибьютеры будут работать с нами заодно. Тогда будет честная игра!