Таможня и часы: итоги конференции
Темой очередного, июльского мероприятия Ассоциации участников часового рынка, стали вопросы таможенного оформления.
Таможня – одна из болевых точек для любой компании, работающей с зарубежными партнерами. Спорных ситуаций и вопросов возникает множество. При планировании конференции «Особенности таможенного оформления часов и смежной продукции» у нас не было иллюзий, что все их удастся решить. Мы планировали прежде всего организовать обмен опытом между компаниями и обозначить проблемы, которые потенциально можно решить с помощью отраслевого объединения. Финансирование мероприятия взяла на себя компания «Группа «Август».
Программа включала в себя 3 темы: изменения, связанные с Таможенными кодексами Таможенного союза и ЕвроАзЭс; экспорт малых партий товара и особенности таможенного оформления комплектующих и часов, отправляемых для ремонта на фабрики. Посетителями конференции стали около 30 представителей дистрибьюторских компаний и производственных фирм.
Братское безграничье
Тема Евроазиатского экономического сообщества стала актуальной для российских дистрибьюторов в силу того, что отсутствие каких-либо барьеров между странами-участниками создает прекрасные условия для проникновения в Россию товаров других стран-участниц соглашения. При этом незначительный объем внутреннего рынка Казахстана, Киргизии, и практическая открытость границ этих стран с Китаем привели к появлению нового канала параллельных поставок на наш рынок. Не дают расслабиться и коллеги из Беларуси: помимо креветок, они поставляют к нам и часы. О влиянии соседних рынков на примере компании «Фортуна» рассказал Антон Кондрашин. Всего один интернет-магазин, расположенный в Минске, оказался способен создать массу проблем российским операторам, работающим с марками группы Fossil. Пусть реальный объем продаж белорусского магазина невелик, но декларируемые им сверхнизкие цены инициируют цепочку демпинга в российском интернете, а следом – и в оффлайновом ритейле, что снижает заинтересованность торговли в этих брендах.
О том, что изменилось в таможенных реалиях в связи с созданием ЕвроАзЭс, рассказали Андрей Точин (управляющий директор компании «ВЭД - поддержка и экспертиза») и Светлана Кузнецова («ТБСС»). Их доклады позволили взглянуть на ситуацию сверху и понять смысл системных изменений. Судя по всему, нам не стоит надеяться на появление каких-либо механизмов, которые будут ограничивать товарные потоки из братских стран. Под вопросом даже создание единого реестра объектов интеллектуальной собственности, который мог бы ограничить параллельный импорт.
Нотки позитива внес представитель Управления по борьбе с контрабандой ФТС России. Правда, в начале выступления он оговорился, что с точки зрения терминологии контрабанды часов в России нет. То есть совсем. Согласно изменениям в УК, контрабандой считается только незаконное перемещение достаточно узкого списка товаров (оружия, наркотиков, сигарет и ряда других), часы в перечне отсутствуют.
При этом уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и платежей есть, и в прошлом году было возбуждено 80 административных дел и 34 уголовных по факту незаконных поставок часов.
ФТС готово работать не только непосредственно на границе, но и бороться с теми, кто занимается реализацией незаконно ввезенного товара на территории страны. Судя по произошедшему обмену контактами, легальные операторы намерены сотрудничать с таможней.
До 1000 евро
Главным докладчикам по вопросу экспорта малых партий стала Галина Донцова, Советник по таможенным вопросам Ассоциации экспресс-перевозчиков. Ее рассказ про упрощенный порядок декларирования, который действует в России уже год, не раз прерывался вопросами в духе «Вы сейчас про Россию рассказываете?». Мы привыкли что у нас все плохо, и для большинства стало открытием, что партию товара стоимостью до 1000 евро можно совершенно спокойно отправить через «Почту России», и там же, в отделении, получить документы, которые позволят в том числе получить зачет по НДС. Ту же операцию можно совершить и через таможенных брокеров.
Среди часовых компаний экспорт небольших партий товара актуален прежде всего для производителей, которым необходимо обеспечивать подсортировку зарубежных магазинов. Но принятый в России порядок интересен многим. Для любого предпринимателя он открывает возможность создания интернет-магазина, работающего с иностранными покупателями.
Что делать, если стоимость поставки выше 1000 евро? Бурное обсуждение вызвал вопрос, можно ли при экспорте обойтись без услуг таможенного брокера. Вердикт получился следующим: можно, если купить специализированное программное обеспечение для оформления таможенной декларации, пройти обучение, выполнить еще ряд требований и работ, принять на себя определенные риски, связанные с процессом доставки. Насколько это выгодно экономически, предприятие должно решить само.
К сожалению, упрощенный порядок экспорта распространяется только на один таможенный режим – непосредственно экспорт. По этой процедуре нельзя, например, отправить часы на ремонт на фабрику. Особенностям вывоза для переработки вне таможенной территории, импорта комплектующих, и обсуждению различных частных случаев была посвящена заключительная часть конференции. По словам Кристины Синкевич («ТБСС»), отправка часов и механизмов на ремонт возможна, но настолько сложна, что подобных операций в стране проходит менее десятка в год. Причинами этого является незаинтересованность таможни (операция не подразумевает никаких платежей в бюджет) и требование обеспечить идентификацию перемещаемых товаров, что обеспечить затруднительно или вообще невозможно.
Незаслуженное внимание
По общему мнению собравшихся, особо пристальное отношение таможни к часовой продукции и стремление идентифицировать все, что только возможно, неоправданно. Например, ФТС выставляет гораздо меньше условий при вывозе для ремонта авиадвигателей, чем для механизма часов. Но ситуация такая, как есть, и нужно уметь работать в сложившихся условиях, выбирая оптимальные ходы. Спикерами конференции были люди, имеющие колоссальный практический опыт таможенного оформления. Благодаря этому представители часовых компаний получили возможность задать множество вопросов по конкретным ситуациям.
Как и задумывалось организаторами, конференция стала прекрасной площадкой для общения. Каждый из участников смог познакомиться с опытом и конкретными ситуациями, возникающими у коллег по цеху, получить квалифицированные ответы от спикеров, и расширить горизонт видения, лучше понять причины тех или иных решений, и внести изменения в свою работу.
Ассоциация участников часового рынка также наметила ряд шагов по итогам мероприятия. В частности, мы будем изучать возможности по защите от параллельного импорта через государства ЕАЭС, в том числе попробуем подключиться к процессу принятия единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Конференция вскрыла несколько требований, которые часто необоснованно выставляет таможня, - АУЧР планирует подготовить запросы в ФТС с целью остановить эту практику. Много вопросов касалось отнесения различных товаров к определенным кодам ТН ВЭД. Самый яркий пример – позолоченные корпуса, которые часто отказываются оформлять обычные таможенные посты. ТН ВЭД – документ, принимаемый на международном уровне. Возможно ли принятие каких-либо регламентов или правил, конкретизирующих отнесение товара к определенному коду, или этот вопрос нужно выносить на уровень объединения часовых ассоциаций стран мира? Попробуем разобраться и с этим.