Владелец Epos Тамди Чонге доволен тем, как идут дела. А залогом успеха в будущем считает диверсификацию – как рынков сбыта, так и поставщиков.
Господин Чонге, каковы результаты работы Epos в прошлом году и какими вы видите перспективы компании?
Вы знаете, что 2009-й был очень тяжелым для всех компаний, но в прошлом году мы наверстали упущенное. Этот год также начался очень позитивно. Правда, некоторую обеспокоенность вызывает растущий курс швейцарского франка, который приводит к подорожанию продукции всех часовых компаний. Но если франк не сильно повлияет на ситуацию, то наш бизнес будет еще лучше, чем в 2010-м.
Разумеется, произойдет определенное перераспределение рынков. В прошлом наиболее важным для нас регионом была Азия. Так уж сложилось исторически, что там покупатели, в особенности японцы, тайваньцы и китайцы, любят механику. Сегодня к этим рынкам приближаются Россия и Украина. Объемы продаж здесь пока не сравнимы с азиатскими странами, но растут чрезвычайно быстро. Для нас эти новые рынки означают более высокую устойчивость бизнеса – к сожалению, после катастрофы в Японии никто не знает, какое там будет настроение и что произойдет со спросом.
Очень приятно, что в этом году нас посетило намного больше журналистов, чем раньше. От каждой из стран, в которых мы активно работаем, мы ожидаем по крайней мере одного-двух журналистов, а из Японии – целых 10. Разумеется, встречи с ними для нас очень важны, и по их результатам мы надеемся получить хороший отклик в прессе, который так необходим небольшому бренду.
Интерес журналистов вызван, наверное, тем, что в последние годы вы выпускали довольно интересные модели. Все ожидают очередных новинок…
Да, журналисты знают, что мы делаем нечто особенное, и хотят посмотреть, что мы покажем в этом году. Такие встречи интересны обеим сторонам, нам важно знать их мнение о новинках. Есть журналисты, которые следят за нашей компанией уже 10 лет, и они говорят, что коллекции Epos становятся все моложе. Но это, в общемто, мировой тренд: механические часы в последние годы действительно молодели. Однако сейчас возвращается мода на более строгие модели. Сегодня потребитель скорее приобретет классические часы, чем что-то вычурное. Когда люди листают страницы изданий, модные, спортивные часы с современным дизайном вызывают большой интерес. Но когда ты анализируешь продажи, то видишь, что большую часть выручки приносит все-таки традиционная линия. А поскольку для нас важен именно бизнес, в этом году мы уделили основное внимание классическим часам.
Вы не одиноки – сегодня очень многие бренды демонстрируют относительно простые часы.
Да, думаю, что в этом году будут более востребованы классические тонкие модели. Часовая индустрия развивается волнами, мода приходит и уходит. Взгляните на то, что происходило в последние несколько лет на азиатском рынке: жители Пекина или Шанхая сперва выбирали яркие большие часы, затем стали покупать то, что ложится на их руку – более компактные модели.
Какова длина этой волны?
Около семи лет. И наша новейшая история подтверждает эту цифру. Мода на броские корпуса и яркие цвета захлестнула отрасль в начале 2000-х, а в прошлом году начала возвращаться классика в тонком корпусе. Если подождем еще несколько лет, то снова вернемся к толстому корпусу. И это хорошо, потому что часы в толстом корпусе легче производить! (Смеется.)
Из-за землетрясения, цунами и проблем на атомной станции у японских компаний возникли проблемы с производством. Как это повлияет на бизнес швейцарских производителей?
Я слышал о том, что у японских фирм возникли проблемы с поставкой механизмов, и хотел бы выразить им соболезнования – на Японию свалилось сразу несколько несчастий. Но я сильно сомневаюсь, что возникшие у них трудности с производством окажут какое-либо влияние на рынок в целом и, тем более, на нас. Дело в том, что основными потребителями японских механизмов были крупные фэшн-бренды. А такие часы люди покупают совсем не из-за механизма, и даже не из-за дизайна – их выбирают прежде всего из-за имени бренда. Поэтому скорее владельцы марок временно переориентируются на других поставщиков механизмов, чем маленькие компании смогут занять их место: потребителям важен именно бренд.
Тем более это не окажет никакого влияния на нас. Epos работает в совершенно другом сегменте – сегменте механических часов. Мы не используем кварцевые механизмы. Человек, покупающий часы с механизмом Miyota, никогда не станет приобретать Epos, так как не может себе этого позволить, к тому же он не является поклонником механики. И наоборот: тот, кто покупает Epos, выбирает его из-за «начинки» и никогда не купит кварцевые часы. Возможно, какой-то рост спроса смогут ощутить фэшн-бренды, которые обычно используют швейцарские механизмы, но не думаю, что это серьезно. Мы же никаких преимуществ от данной ситуации не получим.
А вот к чему события в Японии наверняка подтолкнут участников рынка, так это к определенной диверсификации поставок. Крупные бренды, которые прежде были нацелены на японские механизмы, теперь, возможно, обратят внимание на Ronda или ETA, ISA. Класть все яйца в одну корзину всегда рискованно. Мы уже видели это на примере ЕТА : все компании, которые использовали их механические калибры, теперь заняты поисками какихто альтернатив. Наше счастье, что есть Sellita! В связи с диверсификацией механических калибров, возможно, лет через 5 или 7 нам вообще больше не понадобится ETA – мы будем работать с Sellita, учитывая, что по качеству их механизмы стали аналогичны ETA.
Неужели действительно аналогичны?
Да, именно! Я работаю в часовой индустрии с 1971 года и хорошо знаю, что на этапе вывода на рынок нового механизма всегда возникают так называемые детские болезни. Однако когда вы их вылечите, проблемы исчезают. В самом начале у Sellita были некоторые проблемы, но теперь они исправили все замечания. Лучшим тому доказательством служит то, что калибры Sellita начали использовать крупные часовые бренды. Они бы никогда не стали этого делать, если бы их не удовлетворяло качество: случись что, вернуть репутацию будет очень трудно.
Но сможет ли Sellita заменить ETA? Ведь ETA обладала колоссальными производственными мощностями и огромным ассортиментом.
Конечно же, Sellita не в состоянии производить все разновидности механизмов, выпускаемые ЕТА . Другое дело, нужны ли все эти модификации? Ответ на этот вопрос зависит от того, какой сегмент хочет покрыть Sellita. Если они не собираются работать в верхнем сегменте, то им и не нужно производить определенные калибры. Но я уверен, что в конце концов они станут альтернативой ETA, потому как вся часовая индустрия поддержит их. У компаний просто нет выбора, им придется стать клиентами Sellita.
Почему независимые компании не могут объединить усилия и создать еще одну фабрику механизмов?
Сложный вопрос. За те 40 лет, что я работаю в индустрии, эта идея возникала неоднократно. Каждый раз, когда мы ее обсуждали, все говорили: «О да, здорово! Давайте сделаем это!». Но как только доходит до дела, люди заявляют: «Ну, давайте вы сначала начнете, а мы подумаем и присоединимся позже». Каждый раз звучат одни и те же слова, и на этом все заканчивается. Почему так происходит? Не знаю. Может, это какаято особая ментальность в принятии решений, характерная для швейцарцев.
У нас есть швейцарская часовая ассоциация, мы собираемся и обсуждаем: «Может, разработать какой-то совместный механизм? Среди нас есть 50–60 заинтересованных в этом вопросе брендов, давайте планировать!» А в ответ слышим: «Вот вы планируйте, начинайте, и если все пойдет хорошо, мы присоединимся!» Всякий раз результат нулевой. Давнымдавно у нас в Гренхене было множество маленьких брендов. Когда пришел кризис, появилось предложение объединить производство. Одни бренды сильны на одном рынке, другие – на другом, и каждый смог бы увеличить свое производство и продажи. Но объединение так и не состоялось. Это практически невозможно в швейцарской часовой индустрии.
Возможно, проблема не столько в швейцарской ментальности, сколько в специфике рынка. В России также было несколько попыток создать ассоциацию часовщиков, но все они провалились.
Да? Это интересно! С фабрикой все еще сложнее, чем с ассоциацией. Помимо желания, для ее создания требуются инвестиции. Создание производства механизмов с нуля занимает около 5 лет, эти цифры вам подтвердит любой специалист на рынке. Значит, вы должны иметь возможность пять лет не ожидать никакого дохода на вложенные деньги. К тому же если вы не сможете производить и продавать достаточно большой объем продукции, то цена за единицу окажется космической. Элитным-то брендам все равно, а для нас, в нашем ценовом сегменте, себестоимость является критичной. Поэтому мы обратились к Sellita, чтобы они помогли нам выпускать определенные объемы продукции и тем самым поддерживать приемлемый уровень цен.
Сегодня большинство компаний зависят от ETA, а через два года они будут зависеть от Sellita. Какая, собственно, разница?
Очень хороший вопрос! Я обсуждал его с владельцем Sellita. Он говорит, что механизмы Sellita будут доступны всем швейцарским клиентам и компания всегда поставляла бы механизмы всем в швейцарской часовой индустрии. Но вы правы: такая опасность существует. Поэтому мы продолжаем изучать другие возможности. Пример Японии еще раз показал: в основе бизнеса должна лежать диверсификация.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №3-2011
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна