Своим путем

<font color="#808080" face="Verdana">Особенности национальной торговли</font> Магазин часовРоссийский потребитель во многом уникален. Имея в массе своей такой же доход, как и жители беднейших стран мира, по уровню требований к качеству товара и вкусам он больше похож на европейцев.
Многие явления и процессы в России отличаются от того, какими мы можем видеть их в других странах. Причин этому много: особенности нашего менталитета, законодательство и практика его исполнения, доходы и предпочтения населения. Не является исключением и часовой
отечественные заводы, хотя уже в середине 80-х большой известностью поль­зовались японские марки. В начале 90-х в страну хлынул поток дешевого товара из Китая и Гонконга. Швейцарские марки при­шли в Россию лишь в 1993-95 годах. Чувст­вуя огромные перспективы, швейцарцы (в отличие от японцев) не жалели денег на рек­ламу, и сейчас именно они определяют пого­ду на рынке. В результате этих, а также других причин и процессов, в торговле часа­ми в России возникли несколько перекосов, связанных, прежде всего, с сегментацией и ценообразованием.
Четыре класса
Сегодня российский рынок поделен на четыре достаточно четко очерченных сегмен­та, которые слабо пересекаются между собой по покупателям, группам товаров и торговым точкам. Российский потребитель во многом уника­лен. Имея в массе своей такой же доход, как и жители беднейших стран мира, по уровню требований к качеству товара и вкусам он больше похож на европейцев. Это объясняет­ся относительно высоким качеством товаров, выпускавшихся в СССР и, особенно, импорти­руемых в то время.
Восток
Свой отпечаток на структуру спроса на часы наложило и то, что Россия - одна из немногих стран в мире, имеющая (или имев­шая) собственную сильную часовую промыш­ленность. Причем основу продукции наших заводов традиционно составляли механичес­кие часы, и по сей день доля «механики» в России составляет от 30% до 40% рынка, против 3-6% в среднем по миру.
Всего за 10 лет общество прошло путь от развитого социализма, с присущим ему дефи­цитом и уравниловкой, до капитализма. До 1990 года фактическими монополистами на основу их ассортимента составляют Casio, Romanson, Appella. Стандартные витрины, на которых «плечом к плечу» стоят сотни часов, продавец, как правило, не шибко разбираю­щийся в товаре. Здесь продают часы именно как часы, то есть предмет, показывающий время, очень редко - как украшение или (спасибо Casio) прибор с техническими «наворотами». При таком подходе товар с розничной ценой выше $100 продать уже очень сложно.
Ну и последний сегмент - всевозможные «цыганские» ларьки на вокзалах и в перехо­дах, магазинчики и отделы на рабочих окра­инах городов, где часы лежат вперемешку с зубной пастой, расческами и хозяйственным мылом. Ассортимент этого сегмента - китай­ские часы, подделки под японские марки, Rolex по 250 рублей, продукция отечествен­ных заводов. Здесь часы - бижутерия, одно­разовое изделие, как продающиеся рядом
Второй сегмент - сегмент массовых швейцарских часов. Это салоны, торгующие исключительно швейцарскими часами, ориен­тированные на покупателя с высоким (по российским меркам) доходом. Здесь мы можем увидеть часы стоимостью от 150 до 5000 долларов, причем практически исключи­тельно швейцарские. В магазинах - хорошее оборудование, более-менее грамотный пер­сонал. Часы для покупателей этих магазинов - признак статуса, украшение и, в любом случае, - качественный, достойный товар.
Третий сегмент я называю «японским», хотя в соответствии с объемами продаж, его, наверное, пора переименовать в «корей­ский». Это множество отделов в магазинах, торгующих относительно качественными часами: начиная с Q&Q и заканчивая Tissot, зубочистки.
Торговля... как тормоз продаж
Сложившаяся уродливая сегментация розницы является причиной, ограничиваю­щей продажи многих марок. Так, именно из-за этого потерпели фиаско все проекты российских фирм, нацеленные на выпуск качественных часов стоимостью выше $30: «Романов», «Ладомир», дорогие серии «Полета» и «Востока». Этот товар просто не дошел до своего покупателя: по качеству и цене он был предназначен клиентам магази­нов «японского» сегмента, но практически все они отказались работать с отечественны­ми часами, а для клиентуры ларьков и сель­по, через которые идет реализация основной массы российских марок, изделие ценой $50 слишком дорого.
Seiko SNG045
Аналогичные проблемы у Festina, Seiko, множества французских марок. Для магази­нов, торгующих преимущественно японскими часами, они слишком дороги (но все-таки их изредка можно там встретить), и покупателя на них нет. А в «швейцарских» магазинах, где они могли бы успешно продаваться, их не встретишь - хозяина не устраивает «родо­словная». В результате самый популярный в мире ценовой диапазон $70-300 на нашем рынке практически пуст. Дело дошло до того, что российскому дистрибьютору Timex, чья продукция попадает в этот «мертвый» диапазон цен, пришлось создать альтерна­тивную розничную сеть, базирующуюся на отделах спортивных товаров, секциях одеж­ды универмагов и т.п. Причина - перспекти­вы продаж через существующие часовые магазины выглядели нулевыми.
Чтобы найти «место под солнцем», мно­гим маркам в России приходится прятать свое истинное происхождение. Швейцарски­ми у нас считаются Pequignet, Lorenz, A. Lange & Sohne. Попробуйте сказать кому-ни­будь, что это французские, итальянские, немецкие часы - и никто их не купит, хотя часы от этого хуже не станут.
Как устроен рынок в Европе? Там тоже есть привокзальные ларьки, есть часовые секции супермаркетов. В чем-то они похожи на наши, в чем-то - нет. Но наибольшее отличие между российскими и европейскими часовыми салонами (помимо великолепного оборудования и обслуживания) в том, что они намного демократичнее и имеют более разнообразный ассортимент. Вполне можно встретить салоны, в которых рядом продают­ся и Seiko, и Jaeger-leCoultre. А вот чего нельзя встретить в принципе - так это мага­зинов, специализирующихся исключительно на швейцарских часах. Нигде ассортимент магазина не подбирается, исходя из страны происхождения товара. Если какая-то марка вписывается в заданный ценовой диапазон и имеет сильные позиции в каком-либо направ лении, она будет включена в ассортимент, независимо от того, является ли она немец­кой, итальянской или американской.
Парадоксы цен
Особые в России не только магазины, но и цены. На нашем рынке есть две категории часов с разной системой ценообразования. Швейцарские часы у нас стоят намного доро­же, чем в Европе. Добиться этого удалось, в частности, благодаря усилиям производите­лей по соблюдению ценовой политики. В то же время товары остальных марок на нашем рынке продаются намного дешевле, чем за рубежом. Так, розничная цена на «русские народные» Omax в Германии - $18 против $7-8 у нас. Нормальная цена Romanson при стандартных для Европы таможенных плате­жах, оптовых и розничных наценках, состав­ляет около $100 - между прочим, почти столько же, сколько и на дешевые модели Tissot. Нижний предел цен на часы в Швей­царии начинается от $40. Это цена изделий класса Rivoli в ларьках вокзалов и аэропор­тов. Естественно, при равных ценах на Rivoli и Swatch покупатель выбирает Swatch. Поднятая до такого уровня нижняя ценовая граница вместе с высокими доходами населе­ния объясняют успех в европейских странах Swatch, Casio, Timex и прочих марок, сделав­ших ставку на выпуск недорогих, но качест­венных часов.
Отстаем или опережаем?
Из этого рассказа складывается впечатле­ние, что Россия в плане развития часового рынка отстает от других стран. Однако, очень может быть, что все «с точностью до наобо­рот»: мы на несколько лет опережаем собы­тия Рынок в нашей стране построен во мно­гом усилиями швейцарских компаний, кото­рые сегодня являются общепризнанными лидерами в часовой отрасли. У нас швейцар­цам удалось сделать то, что не удается на своих крупнейших рынках, в Европе и США: отмежеваться от производителей часов из других стран (Японии, Франции и т.д.), создать культ маркировки «Swiss made» и часов как элемента имиджа человека. Для них все это означает возможность продавать свою продукцию значительно дороже.
Часовой салон
Не зря же представители многих швейцарских ком­паний в качестве примера правильного оформления магазинов, подбора ассортимен­та и т.п. называют российские торговые фир­мы. Что будет происходить дальше, сохра­нится ли существующее разделение рынка в России? Думаю, что недолго. История дви­жется по спирали, и за полосой разделения сегментов неизбежно последует полоса их смешивания. Сегодня некоторые магазины, торгующие массовыми швейцарскими часами, меняют ассортимент, предлагая более доро­гие товары. Других жизнь подталкивает к включению в ассортимент более дешевых, не обязательно швейцарских марок: людей, кто категорически не хочет покупать Romanson, но у кого нет 300-400 долларов на «Swiss made», много. Будут постепенно меняться, двигаясь, скорее всего, в сторону более обеспеченного покупателя, и магазины «япон­ского» сегмента. Но им для торговли доро­гим товаром придется отказаться от привыч­ки выстраивать часы рядами, поменять обо­рудование и сделать еще много другого. Быстрее всего слияние сегментов будет про­исходить в регионах. При всем том, что сег­ментация и там выглядит очень четкой, есть одно звено - и звено очень важное, - кото­рое эти сегменты объединяет. Это владельцы магазинов. Как правило, все магазины в круп­ном региональном центре объединены в 2-4 сети. Под одним «хозяином» работают 4-5 ларьков на рабочих окраинах, 1-3 магазина с качественными часами и салон швейцарских часов.
В России, где самым старым часовым магазинам едва насчитывается десять лет от роду, производители могут указывать на то, как, по их мнению, следует вести бизнес. В Европе, где есть магазины с более чем сто­летней историей, возможности для подобно­го давление ограничены. Чтобы ситуация у нас изменилась и приблизилась к европей­ской, не хватает совсем немногого: осозна­ния владельцами магазинов своей силы. Ведь именно они, а не производители, являются главными игроками на рынке, контролирую­щими доступ к Его Величеству Покупателю.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 3-2002

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Casio Tissot техника продаж Полет Rolex 3-2002 Appella Romanson Q&Q Восток A. Lange & Sohne Pequignet Lorenz Romanoff