Стремление к хорошему

Ситуация на мировом рынке непростая, но представители часовых ассоциаций стран мира не унывают: везде есть зоны для возможного роста.

Чтобы сформировать адекватное представление о реальных процессах на мировом часовом рынке, во время выставки в Базеле часовая федерация Швейцарии традиционно собирает представителей отраслевых ассоциаций стран мира. С 2014 года в этой встрече принимает участие и наша Ассоциация участников часового рынка. Мы слушаем других, рассказываем о происходящем у нас. В этом году доклады представителей стран выглядели особенно интересно. В своих рассказах все они вскользь пробегали по негативным показателям и делали акцент на тех, что демонстрируют рост или стабильность. Здесь мы приводим краткие выжимки из некоторых докладов.

Гонконг: ВВП растет, часы – не очень

Доклад делегации Гонконга начинался с позитивного рассказа об экономике острова в целом. Средний темп роста ВВП за 10 лет составил 2.7%. В прошлом году цифра достигла 3,8%, прогноз на 2018-й колеблется около 3-4%. Общие розничные продажи растут (+2,2% в 2017м году), хотя темп замедляется.

Розничные продажи в сегменте «ювелирные изделия, часы и ценные подарки» прибавили 5,2%. Правда, не известно каков вклад в эту цифру именно часового рынка. Согласно приведенным данным, импорт часов в 2017м составил $8.2 миллиарда, что на 0,6% меньше цифры 2016-го года (снижение относительно 2014-го составило 24,3.%). При этом поставки из Швейцарии сохранились на уровне $2,9 млрд, из Китая упали на 7,7% до $2,4 млрд, из Японии и США выросли на 2,4% и 11.6% соответственно до $2,4 и $0.2 млрд.

Рассказ про экспорт гонконгцы оставили «на закуску». Здесь уже не первый год идет сокращение, в 2017м за рубеж было поставлено товаров на $8,5 млрд, что на 4,7% ниже показателя 2016 года и почти на 20% меньше 2014-го. Главной причиной резкого прошлогоднего падения стало введение новых правил маркировки Swiss Made: поставки в Швейцарию сократились на $350 млн (-24%). Удар по гонконскому часпрому оказался весьма силен. Покрыть потери не помогли ни рост экспорта в Китай и в Макао (порядка 6%), ни резко возросшее потребление Индии (+25,8%).

Китай: каждый седьмой

Рынок Поднебесной выглядит бездонным. Согласно отчету часовой ассоциации Китая, в 2017-м в страну было ввезено более 24 миллионов штук наручных часов, что на 82% больше 2016-го. Правда в деньгах рост не такой космический: «всего» 18.8%, до $2,2 млрд долларов.

Китайская делегация привела цифры годового выпуска: 1,07 миллиарда штук наручных часов и механизмов. Если вычесть из них 873 млн штук, которые были экспортированы, и добавить импорт, получается внутреннее потребление в 220 миллионов. Каждый седьмой китаец купил себе по часам.

Источник: Часовая ассоциация Китая

Экспорт и импорт часов из Китая

Но если импорт растет, то с экспортом ситуация не столь однозначна. Зарубежные продажи всех товаров часовой отрасли составили $4,66 млрд (-12,7%). Экспорт готовых наручных часов увеличился на 7,3% до 860 млн штук, но стоимость снизилась на 8,3%. Интерьерные часы показывают спад по всем показателям, и количественным, и стоимостным. Но хуже всего дела у производителей комплектующих: за год их экспорт уменьшился на 21% до $1,28 млрд. Виной тому, как и в случае Гонконга, новые правила Swiss Made.

Япония: ставка на механику

Для часовой отрасли Японии в 2017-й был отмечен некритичным снижением. За год было выпущено 65,7 млн штук наручных часов (-3% к 2016-му) на сумму 260,2 млрд йен (-1%). При этом выпуск механики вырос на 8%. Суммарный объем выпуска часов и механизмов составил 507,5 млн штук (+4%), их стоимость – 323,6 млрд йен (-1%).

Внутреннее потребление наручных часов в Японии в деньгах сократилось с 119,3 до 116,3 млрд йен (-6%), в количестве – на 5%, с 9,3 млн штук в 2016 году до 8,9 млн в 2017-м. При этом объемы продаж и доля механики растет, а потребление кварцевых часов уменьшается. У интерьерных часов падают все показатели – и внутреннее потребление, и экспорт, причем во все регионы мира. Всего было выпущено 14,6 млн штук таких часов на сумму 28.3 млрд йен (потери -5% и -1% соответственно).

Источник: JCWA

Экспорт часов из Японии

Италия: три стрелки

Импорт часов в Италию устойчиво снижается уже несколько лет подряд. В 2017-м в страну было ввезено 11,9 млн штук часов на сумму 1,36 млрд евро (-21% и -1,4% соответственно). Картина становится еще более грустной, если взять более длинный период. Например, к 2015-му году падение составляет 33% по количеству и 12% по стоимости.

Представитель Италии привел данные исследования GFK Milano по рынку часов в этой стране. Согласно GFK, в 2017 году итальянские магазины продали 6,26 млн штук часов на сумму 1,48 млрд евро (-5.7% и +3,9% к 2016-му соответственно). Последняя цифра выглядит оптимистичной, но в реальности тренд остается негативным. Так, в декабре количество проданных часов упало на 9.1% к декабрю-2016, их стоимость – на 5,3%.

По данным GFK Milano, за последний год несколько выросла доля женских моделей (30% против 29%) и металлических браслетов (51% против 50.2%). При этом 75% покупателей хотят видеть на часах только время, и отказываются от дополнительных функций типа хронографа – год назад сложными моделями интересовалось на 1% больше. Доля покупок через интернет выросла с 25,6% до 28.2%, а доля сетевой торговли в стоимости скакнула с 14.6% до 23,5%. Увеличилась доля покупок в подарок для членов семьи – с 23% до 26,7%.

Германия: персонал на уровне

Большую часть своей речи представитель Германии посвятил числу предприятий и работников в отрасли «часы и украшения». Главный смысл – и то, и другое стабильно. Чего нельзя сказать об остальных показателях. Экспорт часов и комплектующих сократился на 8,4%, с 1.7 млрд евро до 1.55 млрд евро. Главными рынками остаются страны Азии, которые потеряли 10,6%, поставки в Европу уменьшились на 7,6%. Сократился и импорт часов в Германию: с примерно 2 млрд евро до 1,86 млрд евро (-6,3%). Главные потери понесла торговля с азиатскими производителями (-15%), в то же время поставки из Швейцарии выросли на целых 21,6%. Оценить ситуацию с производством часов в Германии можно по цифрам импорта механизмов: закупки главного компонента часов в Азии сократились на 18,7%, в Европе – (преимущественно Швейцария) – на 18,5%.

Россия: к новым высотам!

Получается, что проблемные зоны есть в большинстве стран, но представители стран видят и позитивные моменты, возможности для роста.

А как на этом фоне выглядела Россия? Мы не просто достойно влились в хор позитивных отчетов, а продемонстрировали едва ли не лучшую динамику. Количество ввезенных к нам часов в прошлом году выросло на 57%, стоимость – на 7%. Правда, этот рост достигнут вовсе не теми компаниями, которые мы привыкли считать профессиональными часовщиками, а «пришельцами» с других рынков. Но об этом – в другой статье.

Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна