Стразы

<p><span style="color: rgb(128, 128, 128);"><strong><span style="font-family: Verdana;">Естественное сияние</span></strong></span></p>

Стразы, искусственно выращенные кристаллы, поделочное стекло, натуральный и искусственный хрусталь уже давно теснят драгоценные камни на ниве декорирования часов.

Стразы, искусственно выращенные кристаллы, поделочное стекло, натуральный и искусственный хрусталь уже давно теснят драгоценные камни на ниве декорирования часов.

 

Подавляющему большинству людей хочется выглядеть чуть лучше, ездить на машине чуть выше классом и жить в квартире с чуть более высокими потолками. Увы, имитировать машины или квартиры еще не научились. А вот с драгоценными камнями все обстоит иначе. Именно поэтому на рантах и циферблатах огромного количества часов все чаще и чаще фигурируют самые разнообразные «сверкающие камушки».

Еще на рубеже X и XI веков среднеазиатский ученый Аль-Бируни сообщал: «Существуют известия писателей, каким образом из горного хрусталя посредством окрашивания изготовлять изумруды и другие прозрачные драгоценные камни, из сарда — сардоникс, и из других [камней] — прочие. И нет обмана, который бы приносил более прибыли». Высокая цена камней и стремление многих людей обладать ими, несмотря на реальный уровень доходов, делали имитацию желанных материалов распространенным явлением во все времена. Применение цветного стекла и фаянса, окрашивание глиняных и стеклянных бусин для повторения структуры камня было широко распространено в Египте, Индии, на Ближнем Востоке. И если когда-то алхимики пытались из всего на свете сделать золото, то наука нового времени породила целый класс материалов, которые уже не притворяются драгоценными камнями, а имеют самостоятельную ценность и спокойно соперничают с дорогими собратьями по ключевым параметрам.

Меж двух огней

Все мы слышали слова «игра камня», но не многие задумывались, что оно означает с точки зрения физики. Под «игрой» обычно понимают способность самоцвета испускать сильное и разноцветное сияние. Разумеется, камень – не лампочка, и сам по себе не светит. Он всего лишь отражает попавшие на него лучи. Используя законы оптики мастер-огранщик может придать ему такую форму, что он, как светоотражатель в фонаре автомобиля, будет собирать лучи света, приходящие в различные грани, и испускать их все наружу через одну из граней. В таком случае поток света, выходящий из этой грани, окажется выше, чем падающий на нее, и камень будет «гореть». Яркость блеска тем выше, чем более высоким коэффициентом преломления обладает материал. Таким образом скучная физика находит свое применение при создании самых выдающихся украшений мира. Другой параметр материала – дисперсия – определяет, как белый свет будет раскладываться на радужные компоненты при отражении от внутренних граней камня, т.е. насколько разнообразные по цвету вспышки мы увидим.

Разумеется, помимо параметров материала на оба фактора колоссальное влияние оказывает огранка. Причем говорить о некоей идеальной огранке неверно: для каждого материала в зависимости от его характеристик оптимальной является разная огранка, отличающаяся формой, числом и углом наклона граней. Например, традиционная бриллиантовая огранка, разработанная с помощью законов физики и математики, позволяет лучше всего обыграть свойства алмаза. Для достижения максимального эффекта важно качество огранки, т.е. точное соблюдение огранщиком углов и размеров граней.

Как и в древности, натуральный алмаз остается материалом редким и доступным немногим, а число желающих иметь красивые вещи с годами лишь растет. На помощь приходят декоративные камни, процесс изготовления которых идет по двум основным направлениям. С одной стороны, ученые научились выращивать искусственные кристаллы, по характеристикам похожие на алмаз, с другой, – разрабатываются стразы из стекла с различными добавками и способами обработки. В данной статье мы поговорим именно об украшениях из стекла, независимо от того, под каким названием они появляются в продаже. Эта категория материалов значительно обгоняет по качеству дешевые акриловые стразы, имеет высокие эстетические и физические показатели, обладая при этом вполне доступной ценой.

Сияние Рейна

Родоначальником данного класса изделий можно считать навсегда вписавшего свое имя в историю ювелира Георга Фридриха Штрасса (1701-1773). Он стал изобретателем страз - «рейнского камня» (англ. rhinestone), названного в честь стекла, которое выплавлялось из песка, взятого с рейнских берегов. Штрасс не только добавил в стекло свинец (получив, по сути, искусственный хрусталь) и калий, но и догадался придать изделиям дополнительный блеск при помощи тончайшего слоя металла. Тонкий зеркальный слой, нанесенный в основании страза, выполнял роль дополнительного отражателя, компенсируя низкий показатель преломления света, и делая «игру» камня более привлекательной. В результате изделия Штрасса очень скоро стали популярны при дворе, и в 1734 году он даже был удостоен титула королевского ювелира.

«Рейнский камень» был намного дешевле алмаза, применяемая Штрассом технология позволяла создавать крупные украшения, что невозможно в случае натурального камня. Однако процесс производства страз был достаточно трудоемким, и продукция оставалась относительно дорогой, что не позволяло сделать ее массовой. Но Штрасс положил начало - и сегодня, спустя много лет, стразы производятся на основе стекла с добавлением около 30% окиси свинца, который повышает сразу обе важные оптические характеристики стекла: коэффициент преломления и дисперсию.

Стекло, даже с добавками, все же уступает алмазу. Поэтому для усиления сияния производители используют различные хитрости. Например, повысить блеск можно нанеся на основание камня зеркальное напыление: амальгаму или отражающий металлический слой – симили. В зависимости от формы страза (они бывают плоскими для пришивания или приклеивания, или повторяющими форму ограненного натурального камня), покрытие может наноситься на нижнюю поверхность, являться верхним слоем, окутывать страз со всех сторон или подчеркивать отдельные грани. Мода меняется, и сегодня стразы не только стремятся повторить блеск естественных камней, но и выступают в качестве самоценных изделий с металлической, матовой или радужной (популярное покрытие Aurora Borealis - AB) поверхностью.

Второе направление улучшения оптических характеристик изделия – совершенствование огранки. Если в случае натуральных камней огранщик всегда балансирует между желаниями сохранить размер природного камня и придать ему блеск, при работе с искусственными стразами мастера не скованны в выборе. Коэффициент преломления некоторых стеклянно-свинцовых смесей вплотную приблизился к показателям бриллианта, поэтому иногда ювелиры отдают предпочтение классической бриллиантовой огранке. Конечно, стандартные 57 граней на стразы чаще всего не наносят: это и трудоемко, и не имеет смысла из-за характеристик материала. Чтобы получить визуально эффектное сияние, для массового продукта обычно достаточно выйти за пределы десяти граней, а оптимальным считается наличие 12-16 плоскостей. Кроме того, производители страз экспериментируют с сочетаниями. Например, огранка Swarovski объединяет широкие и узкие грани, разбивающими свет на несколько пучков, которые, в свою очередь, выходя из камня образуют «факел» из нескольких цветов. Разумеется, для качественной игры необходимо строгое соблюдение размеров и оптимальных углов расположения граней, что, собственно, и определяет качество товара.

В итоге стеклянные стразы стали самостоятельным типом украшений, не пытающимся выдать себя за бриллиант, а обладающими собственной ценностью. В частности, по многоцветию игры некоторые из них едва ли не превосходят бриллиант. Сочетание хороших оптических характеристик и относительно низкой цены предопределило использование страз для украшения различных товаров начиная с одежды, мебели, до ювелирных украшений и часов.

Разделенный рынок

Считается, что почти монопольными позициями рынке стеклянных страз обладает компания Swarovski. Первая мастерская была открыта Даниэлем Сваровски в тирольской деревне Ваттенс в 1895 году, куда уроженец Богемии переехал после изобретения первого в мире электрического шлифовального станка. Это нововведение позволило решить сразу две проблемы: резко снизить стоимость изделий и повысить точность огранки. Изначально фабрика занималась исключительно обработкой камней, а с 1920 года начала создавать собственные изделия. Рекламируя свои товары, Сваровски рассылал образцы деятелям моды и представителям богемы, превращая сверкающий хрусталь в престижное украшение. В 1956 году Даниэль Сваровски умер, оставив преуспевающий бизнес своим наследникам.

Достижение следующей вершины в истории компании связано с именем Манфреда Сваровски, который начал использовать технологию производства цветных изделий. С 1965 года Swarovski расширила бизнес, начав огранку натуральных камней и искусственных кристаллов. Сейчас внутри компании выделяются производитель синтетических камней Swarovski Gems и подразделение, занимающееся хрустальными стразами - Swarovski Elements, которое, помимо украшений, изготавливает оптические линзы и даже светоотражающие дорожные знаки. Факторами, определившими популярность страз этого производителя, стали широкая цветовая палитра, постоянное экспериментирование с формами огранки и составом материала. В частности, Swarovski запатентовала технологию Advanced Crystal - новую формулу стекла c минимальным содержанием свинца (не более 0,009%) и с сентября 2012 года весь ассортимент Swarovski Elements был переведен на новый стандарт.

Кроме серьезных технических и научных достижений, в России бренд Swarovski обязан своим успехом неточному переводу своего названия. У нас в стране товарный знак Swarovski Crystal часто понимают как «Кристаллы Swarovski», что эмоционально сильно увеличивает его ценность. При этом точнее было бы перевести его как «хрусталь Swarovski» или даже «стекло Swarovski», так как речь идёт именно об изделиях из искусственного хрусталя (стекла с добавлением окиси свинца и некоторых дополнительных элементов), который не имеет регулярной кристаллической решетки и, как следствие, формально не является кристаллом. В отличие от него редко встречающийся в природе натуральный хрусталь кристаллом является, однако при производстве страз практически не применяется.

Еще один значимый, но гораздо менее известный производитель на рынке высококачественных страз - компания Preciosa из чешского городка Яблонец-над-Нисой, официальной датой основания которой считается 10 апреля 1948 года. Как и Swarovski, Preciosa занимается производством страз из стекла и товаров из кубического диоксида циркония (т.е. искусственного камня, подробнее о нем и его «товарищах» мы расскажем в следующей статье).

Помимо продукции европейских производителей, на рынке широко представлены стразы производства египетской компании Asfour Crystal. Каирское предприятие создает 12-гранные стразы из хрусталя с включением более 30% окиси свинца, предлагая не только ювелирные стразы, но и «камни» без отверстий, пришивные стразы и др. Безусловно, рынок страз не обошли вниманием и представители индустрии из Поднебесной: китайские производители предлагают украшения несколько более низкого качества, выделяющиеся среди конкурентов привлекательной ценой.

Рынок страз практически не поддается точному анализу, ведь производство и продажа подобных материалов не подпадает под законы, регламентирующие ювелирное производство. Увы, далеко не каждый покупатель на стадии знакомства с товаром понимает, что именно за «камни» украшают рант или циферблат его часов. Тем более что ученые продолжают создавая новые соединения, способные значительно повлиять на ценообразование, моду и общую ситуацию на рынке.

Автор: Ксения Воронина
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: ювелирная отрасль