Лотерея – достаточно популярный способ привлечения новых клиентов. Акции типа «Купи часы и выиграй поездку в Швейцарию!» распространенны не меньше, чем «Купи колу и получи футболку». Однако современное российское законодательство подобные относительно легкие и несомненно эффективные способы продвижения товаров, мягко говоря, блокирут.
Мало не покажется
Еще недавно подобные промоакции были вполне актуальны с точки зрения финансовой эффективности. Однако с 1 января 2004 года, с момента вступления в силу федерального закона «О лотереях», положение кардинальным образом изменилось. Государство, как известно, не любит, когда кто-то получает прибыль, а с ним не делится. Пикантность же ситуации заключается в том, что если не соблюсти букву закона, вместо ожидаемой прибыли можно получить вполне конкретные убытки. И это тем более неприятно, что изменения в законодательстве зачастую проходят как бы незамеченными. Итак, в чем же суть изменений? В новом законе появилось такое понятие, как стимулирующая лотерея. Под него как раз и попадают компании, проводящие промоакции, связанные с обещанием денежного выигрыша или иного приза. Ранее проведение лотерей регламентировалось «Временным положением о лотереях РФ», утвержденным указом президента еще в сентябре 1995 года. В нем достаточно жестко прописывались условия проведения лотерей и все те ограничения и обязательства, которые организаторы должны были брать на себя и неукоснительно соблюдать.
Однако, несмотря на довольно широкое определение лотереи, под которое при желании можно было подвести что угодно, на упомянутые выше акции никто собственно внимания не обращал. Теперь ситуация принципиально иная — как раз из-за появления нового термина. Стимулирующая лотерея — это лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы. А ее призовой фонд формируется за счет средств организатора лотереи. Справедливости ради следует заметить, что организаторы стимулирующих лотерей имеют массу послаблений по сравнению с организаторами лотерей обычных. Но и того, что выпало на их долю, вполне достаточно, чтобы отбить охоту к проведению подобных акций. Тем более что штраф за нарушение порядка организации и проведения лотерей установлен нешуточный — от 500 до 5000 МРОТ. И еще одна неприятность. Организаторы лотерей, в том числе и стимулирующих, отныне обязаны проходить ежегодный аудит.
…но закон
Закон описывает, кто и в каком качестве может участвовать в организации лотереи. Организатором любой лотереи может быть только юридическое лицо, имеющее место нахождения в России и получившее право на ее проведение в установленном законом порядке. Что же касается распространителей, то есть лиц, которые занимаются продажей лотерейных билетов, а также приемом ставок, выплатой выигрышей или предоставлением призов, то здесь закон каких-либо ограничений не устанавливает. Это могут быть как юридические, так и физические лица, а именно — ПБОЮЛы. В отличие от обычных лотерей, для приобретения права на проведение стимулирующей лотереи какое-либо специальное разрешение организатору получать не нужно. Достаточно лишь направить уведомление о ней в уполномоченный орган исполнительной власти, каковым для стимулирующих лотерей является Федеральная налоговая служба. Причем в Москву уведомление нужно направлять только в том случае, если лотерея проводится на территории нескольких субъектов РФ.
Если же лотерея ограничена одним каким-то регионом, то достаточно уведомить о ней Управление ФНС по этому субъекту, а если только на территории вашего города или области — в территориальное подразделение ФНС. Данное уведомление подается за 20 дней до начала акции. В свою очередь уполномоченный орган в течение 15 дней со дня его получения вправе запретить проведение лотереи. Основаниями для такого запрета могут быть:
1) предоставление неполного комплекта документов, установленного законом;
2) несоответствие представленных документов требованиям закона;
3) предоставление недостоверных сведений;
4) наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов. Иных поводов для запрета проведения лотереи не предусмотрено. А это значит, что если в течение 15 дней со дня поступления в уполномоченный орган уведомления с приложенными к нему документами организатор стимулирующей лотереи не получит отказ, он может приступать к распространению информации о лотерее и проведению розыгрыша.
Семь раз отмерь
Договор между организатором и участником лотереи — это предложение об участии в лотерее с изложением ее условий. Такое предложение может быть или нанесено на упаковку товара, или размещено таким образом, чтобы желающий поучаствовать в ней без специальных знаний мог установить связь конкретного товара и проводимой стимулирующей лотереи. Закон также устанавливает права участников лотереи. Так, организатор лотереи обязан выплатить, передать или предоставить выигрыши тем участникам лотереи, с которыми он заключил договор. Если же розыгрыш призового фонда лотереи не был проведен, то организатор обязан вернуть деньги за распространенные лотерейные билеты. В случае приостановки или досрочного прекращения проведения лотереи ее организатор не освобождается от выплаты, передачи или предоставления выигрышей.
Если же выигрыш так и не был выплачен, то обладатель выигрышного лотерейного билета имеет право обратиться в суд. Закон защищает анонимность участника лотереи: персональные данные владельца выигрышного лотерейного билета могут быть разглашены организатором лотереи только с разрешения такого участника. При прекращении проведения стимулирующей лотереи организатор лотереи обязан: — публично объявить о ее прекращении, например, опубликованием сообщения в СМИ; — провести розыгрыш призового фонда лотереи, предназначенного для выплаты (передачи, предоставления) выигрышей; — выплатить (передать, предоставить) выигрыши выигравшим участникам лотереи, заключившим договоры на участие в такой лотерее до публичного уведомления о таком прекращении, в том числе и в случае приостановки или досрочного прекращения проведения лотереи.
Если розыгрыш призового фонда лотереи не был проведен, организатор обязан выплатить (передать, предоставить) выигрыши участникам лотереи, с которыми он заключил договор, или вернуть им деньги за распространенные лотерейные билеты. Ну а если все ранее сказанное не отбило у вас охоту организовывать лотерею, сообщим про еще одну неприятность: организаторы лотерей отныне обязаны проходить ежегодный аудит. Каких-либо послаблений для стимулирующих лотерей закон не предусматривает.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 6-2004
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна