СОВЕТЫ ЮРИСТА

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Закон скучать не дает </span></span></p>

Со времени публикации "Кодекс нужно чтить" в ЧБ № 4 за 2002 г., посвященной административной ответственности предпринимателей в области предпринимательской деятельности, в законодательство внесены изменения, касающееся каждого продавца. О некоторых из них и пойдет речь в этой статье.

Со времени публикации "Кодекс нужно чтить" в ЧБ № 4 за 2002 г., посвященной административной ответственности предпринимателей в области предпринимательской деятельности, в законодательство внесены изменения, касающееся каждого продавца. О некоторых из них и пойдет речь в этой статье.
К счастью, не все мы бухгалтеры. Им государство скучать и вправду не дает: всевозможные нормативные акты меняются чуть ли не ежедневно. В других областях деятельности законодательство тоже обновляется, но все же не так быстро. Тем не менее за последние 2 года было внесено несколько серьезных изменений в некоторые законы и инструкции, имеющие самое непосредственное отношение к деятельности торговых компаний. Пожалуй, самыми существенными являются изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которые вступили в силу с 12 августа 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 09.05.2005 г. № 45-ФЗ. С них мы и начнем обзор.

Стоп-машина!

В КоАП введен новый вид наказания - приостановление деятельности. Теперь за совершение некоторых правонарушений деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть приостановлена на срок до 90 суток.
Применяется оно к предпринимателям, деятельность которых можно отнести к категории "опасных", то есть если их деятельность создает угрозу жизни, здоровью людей и животных, наносит вред окружающей среде, может вызвать радиационную аварию или техногенную катастрофу (ст. 3.12 КоАП РФ).
Суть наказания заключается в приостановлении всех операций организации или предпринимателя, деятельности их обособленных, структурных подразделений, в запрещении им осуществлять отдельные виды деятельности, выполнять некоторые работы и услуги, в запрещении использовать какие-либо "опасные" агрегаты, оборудование или сооружения.
Приостановление является основным наказанием. Это значит, что каким бы ни было правонарушение, суд не может назначить приостановление вместе с другими основными наказаниями, например штрафом.
Приостановление - исключительная мера. Назначить ее суд может только в случае повышенной опасности деятельности фирмы, когда другая санкция (например, уплата штрафа) не ликвидирует возникающий негативный эффект.
Исполнять новое наказание будет судеб-ный пристав-исполнитель. Он может наложить пломбы, опечатать помещение, места хранения товара, материальные ценности, кассы и т.п. (ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ).
За что может быть приостановлена деятельность торгового предприятия? Такое наказание может быть применено в случае выявления факта продажи товаров, выполнения работ либо оказания населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных норм (ст. 14.4 КоАП РФ).
В частности, приостановление возможно в случае нарушения фирмой санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований (ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП РФ), а также в случае нарушения требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ).
Новое наказание грозит и организациям, в которых нарушается законодательство о труде и правила по охране труда (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Понятие это довольно широкое. Например, невыдача трудовой книжки уволившемуся работнику тоже является нарушением законодательства о труде. Но можно ли за это закрыть фирму? Несмотря на то что законодатель этот момент специально не уточнил, очевидно, что речь идет именно о нарушении правил по охране труда. Ведь только в этом случае может возникнуть угроза здоровью человека или риск возникновения аварии (за что и можно временно прекратить деятельность фирмы).

Перекур длиною в пять дней
Есть теперь в КоАП и такое понятие, как "временный запрет деятельности". Это не наказание, а обеспечительная мера, и применить ее может сотрудник милиции, пожарной службы или другой проверяющий, который вправе составлять протокол об административном правонарушении.
Суть этой меры заключается в следующем. Если торговое предприятие или предприниматель совершает правонарушение, за которое суд может назначить наказание в виде приостановления деятельности, их операции могут быть частично прекращены до того момента, как суд рассмотрит дело о проступке и решит, какое наказание следует применить к правонарушителю.
Срок временного запрета деятельности не должен превышать пяти суток (ст. 27.17 КоАП РФ). В это время может быть кратковременно прекращена деятельность филиалов, представительств и структурных подразделений предприятия, а также ее производственных участков; эксплуатация агрегатов, зданий, сооружений; осуществление отдельных работ или услуг (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ).

Новые расценки
Штрафы по КоАП РФ за некоторые административные правонарушения не только увеличились, но и введены новые составы правонарушений. Сведения об изменениях представлены в таблице 1.
Как мы уже отмечали в публикации, посвященной особенностям нового Кодекса об административных правонарушениях (ЧБ № 4/2002 г.), согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ, индивидуальные предприниматели несут за административные правонарушения такую же ответственность, как и должностные лица. В некоторых статьях КоАП РФ в редакции от 09.05.2005 г. индивидуальные предприниматели выделены как самостоятельные субъекты административной ответственности. Для чего это понадобилось - наглядно видно на примере санкции ст. 5.27 КоАП РФ.

Новые права милиции
Федеральным законом от 09.05.2005 г. № 45-ФЗ в новой редакции изложен п. 25 части первой ст. 11 "Права милиции" Закона РФ "О милиции". Этот пункт устанавливает основания, условия и порядок таких действий, как:
- осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений;
- изучение и изымание при производстве проверок и ревизий документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность;
- изымание образцов сырья, продукции и товаров.
В связи с внесенными в Закон РФ "О милиции" изменениями приказом от 02.08.2005 г. № 636 МВД России утвердило "Инструкцию о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности".
Одной из особенностей, повлекшей изменение правил проведения милицейских проверок, является то, что теперь сотрудникам милиции, проверяющим деятельность хозяйствующего субъекта, запрещено опечатывать кассу и другие помещения предприятия, зато они имеют право изъять документы предпринимателя на неопределенный срок.
Поскольку в Инструкции детально расписаны правила, которыми сотрудники милиции обязаны руководствоваться при проведении проверок, то ознакомиться с этим документом полезно каждому предпринимателю. Полный текст Инструкции размещен на нашем сайте TimeSeller.ru.

Новые контролеры
Реформа органов государственного управления и власти повлекла изменение состава контролирующих органов, в компетенцию которых входит "работа" с предпринимателями.
В связи с упразднением налоговой полиции ее полномочия в отношении проверок предпринимателей переданы органам внутренних дел.
В связи с ликвидацией Госторгинспек-ции и Санэпиднадзора их контрольные функции перешли к новому ведомству. В настоящее время соблюдение предпринимателями санитарных норм и правил торговли контролирует Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая находится в подчинении Министерства здравоохране-ния и социального развития РФ.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322, Роспотребнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
К числу полномочий Роспотребнадзора отнесены контроль за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также проверка деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.
Таким образом, инспекторы Роспотребнадзора могут проверить любого продавца, реализующего товары в розницу или оказывающего услуги потребителям.
Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность через территориальные управления, имеющиеся в каждом субъекте России. При этом инспекторы с одинаковой вероятностью могут посетить как крупный супермаркет, так и небольшое торговое место.
Часто поводом для проверки становится жалоба на торговца. Например, покупателю не понравилось качество товара или грубый ответ продавца. А такими "покупателями" могут быть не только простые граждане, но и конкуренты.
По итогам проверки продавец (юридическое лицо или ПБОЮЛ) или его наемный работник могут быть привлечены к административной ответственности за нарушения, предусмотренные в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
В таблице 2 перечислены нарушения, решение о привлечении к административной ответственности за которые принимает Роспотребнадзор. В некоторых случаях контролеры Роспотребнадзора вправе составить протокол об административном правонарушении, но должны направить его для рассмотрения в суд. Список таких нарушений приведен в таблице 3.

Таблица 1. Изменения в наказаниях за административные правонарушения
Статья КоАП РФ Мера наказания в редакции КоАП РФ до 12.08.2005 г. Изменения, вступившие в силу с 12.8.2005 г.
ч. 1 ст. 5.27 Нарушение законодательства о труде и об охране труда Для должностных лиц*- штраф от 500 до 5000 руб.Для юридических лиц ответственность не предусматривалась Для должностных лиц - штраф от 500 до 5000 руб. Для ПБОЮЛ* размер штрафа не изменился, но добавлена альтернативная мера наказания - административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Введена ответственность для юридических лиц - штраф от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Часть 1 ст. 19.5. Невыполнение в срок предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осу ществля ющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушении законодательства Для граждан - штраф от 300 до 500 руб. Для должностных лиц - штраф от 500 до 1000 руб. или дисквалификация. Для юридических лиц - штраф от 5000 до 10 000 руб. Для граждан - штраф от 300 до 500 руб. Для должностных лиц - штраф от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет. Для юридических лиц - штраф от 10 000 до 20 000 руб.

* Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ индивидуальные предприниматели несут за административные правонарушения такую же ответственность, как и должностные лица.

Таблица 2. Нарушения, решение о санкциях за которые может вынести представитель Роспотребнадзора
Статья КоАП РФ Административное правонарушение Санкция
ч. 1 ст. 14.4 Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей Административный штраф для: граждан - от 1000 до 1500 руб.; должностных лиц - от 2000 до 3000 руб.; юридических лиц - от 20000 до 30000 руб.
ч. 2 ст. 14.4 Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин. Административный штраф для: граждан - от 2000 до 2500 руб. с конфискацией товаров или без таковой; должностных лиц - от 4000 до 5000 руб.; ПБОЮЛ - от 4000 до 5000 руб. с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией товаров или без таковой;юридических лиц - от 40000 до 50000 руб. с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией товаров или без таковой
ст. 14.5 Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей Административный штраф для: граждан - от 1000 до 2000 руб.; должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.; юридических лиц - от 10000 до 20000 руб.
ст. 14.7 Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, продавце, исполнителе и о режиме их работы Административный штраф для: должностных лиц - от 500 до 1000 руб.; юридических лиц - от 5000 до 10000 руб.
ч. 1 ст. 14.8 Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя Административный штраф для: должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.; юридических лиц - от 10000 до 20000 руб.
ч. 2 ст. 14.8 Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом Административный штраф для: должностных лиц - от 500 до 1000 руб.; юридических лиц - от 5000 до 10000 руб.
14.15 Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров Административный штраф для: граждан - от 300 до 1500 руб.; должностных лиц - от 1000 до 3000 руб.; для юридических лиц - от 10000 до 30000 руб.
19.14 Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий Административный штраф для: должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими - от 2000 до 3000 руб., юридических лиц - от 20000 до 30000 руб.2
Таблица 3. Нарушения, при выявлении которых представители Роспотребнадзора обязаны направить дело для рассмотрения в суд
Статья КоАП РФ Нарушение Санкция
ч. 1 ст. 19.4 Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей Предупреждение или административный штраф для: граждан - от 500 до 1000 руб.; должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.
ч. 1 ст. 19.5 Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства Административный штраф для: граждан - от 300 до 500 руб.; должностных лиц - от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет; юридических лиц - от 10000 до 20000 руб.
ст. 19.6 Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения Административный штраф для: должностных лиц - от 300 до 500 руб.

 


 

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №-2006

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: 2-2006