Советы юриста
Предлагаем вашему вниманию новую статью юриста Михаила Степкина, которая публикуется с сокращениями. Полный текст статьи читайте в пятом номере журнала «Часовой бизнес».
Предлагаем вашему вниманию новую статью юриста Михаила Степкина, которая публикуется с сокращениями. Полный текст статьи читайте в пятом номере журнала «Часовой бизнес».
Предлагаем вашему вниманию новую статью юриста Михаила Степкина, которая публикуется с сокращениями. Полный текст статьи читайте в пятом номере журнала «Часовой бизнес».
Паспорт – тот документ, который защитит продавца от претензий клиентов и контролеров. Его можно и нужно изготовить самостоятельно.
В предыдущем номере журнала мы рассмотрели некоторые проблемы, связанные с недостатками технической и эксплуатационной документации (ТЭД), которая передается потребителю одновременно с часами при заключении договора купли-продажи. А в завершение обещали предложить читателям образцы типовых документов, составленные с учетом актуальных потребностей.
Тема эта не новая и поднималась в ЧБ неоднократно. Отрадно, что многие читатели использовали наши рекомендации и на их основе самостоятельно изготавливали и изготавливают паспорта и гарантийные талоны. Но вот незадача: потребительское законодательство не стоит на месте и постоянно изменяется. Кроме того, накапливается и развивается административная и судебная практика.
Изучив документацию, которую предлагают некоторые хозяйствующие субъекты (ХС), мы пришли к выводу, что ряд положений этой документации не только пришли в прямое противоречие с законом, но и сужают права продавцов по сравнению с теми возможностями, которые предоставлены им действующим законодательством.
Вот всего лишь пара ярких примеров.
КАК НЕ НАДО ДЕЛАТЬ
В конце 2007 года продавцы часов радовались изменению в ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон), пункт 1 которой был дополнен нормой о том, что «срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней». В противном случае изготовитель, продавец или уполномоченное лицо обязаны устранить недостаток товара незамедлительно. До включения в Закон положения о 45-дневном сроке продолжительность максимального срока ремонта законом вообще не регулировалась, и в рамках прежней редакции статьи мы предлагали установить срок безвозмездного устранения недостатка продолжительностью в 20 дней.
Откуда взялась эта цифра? Да ниоткуда, родилась произвольно. Это были всего лишь наши рекомендации. Поскольку на тот момент законодатель никак не ограничивал определенный соглашением сторон срок – каждый хозяйствующий субьект должен был решить сам, какой период устранения недостатков для него реально выполним и не напугает покупателя. Естественно, руководствоваться предлагалось собственными возможностями, в первую очередь ресурсами сервисной организации, с которой он сотрудничал. Вдруг недавно, к великому моему удивлению, срок «20 дней» был обнаружен в «Гарантийном талоне», который применяла в своей деятельности одна крупная часовая торговая компания! Для потребителя-то это хорошо, но зачем продавец добровольно лишает себя дополонительных 3-х недель? Вот к чему привело отставание от действующего законодательства и самоуспокоенность после выполненной когда-то давно, и выполненной добросовестно работы!
Также в одном из прошлых номеров ЧБ рекомендовал включить в гарантийный талон перечень рекомендаций, предписаний и запретов, которые необходимо соблюдать пользователю, чтобы не утратить право на безвозмездный ремонт в течение гарантийного срока. В последние годы иностранные изготовители стали поставлять на российский рынок более подробные инструкции по эксплуатации. Однако необходимость доведения до потребителя такой информации существует и по сей день, так как эти инструкции зачастую все равно не полные и не содержат важные предписания, несоблюдение которых пользователем может привести к повреждению товара. Например – запрет на коррекцию календаря в определенный промежуток времени. Тогда же, в прошлом, мы рекомендовали подойти к составлению этих рекомендаций, предписаний и запретов творчески, то есть так, чтобы максимально защитить торгующего от потребиллеров. Однако наши читатели пошли еще дальше! Например, недавно я вычитал в одном из гарантийных талонов что «в гарантию не включаются переводная головка и вал»! Вопрос: можно ли на основании этого пункта отказать потребителю и выиграть дело в суде? Сомневаюсь… И прежде всего потому, что ни один специалист или эксперт, к помощи которых неизбежно обратится суд, не согласится с правомерностью такого исключения. Даже далекий от основ точной механики обыватель понимает, что переводной вал является частью часового механизма, а переводная головка – органом его управления.
А ЧТО СЕГОДНЯ?
Следует отметить, что сейчас подавляющее большинство иностранных изготовителей часов серьезных торговых марок поставляют с товаром гораздо более подробную техническую документацию, чем лет эдак десять назад. Но все равно эта документация не отвечает требованиям обязательного объема информации о товаре, которые предъявляются к ней российским потребительским законодательством. Да и бесполезно требовать от иностранного производителя, чтобы он сам разработал «идеальную» документацию, такую, которую продавцу не пришлось бы доделывать. Как бы нам ни хотелось быть «самыми-самыми», Россия – это всего лишь 1/8 часть суши, и подстраиваться под особенности нашего законодательства и менталитет потребителей иностранная компания не обязана…
Есть еще один момент, порождающий некоторую неопределенность во взаимоотношениях не только между продавцами и потребителями, но и между розничными продавцами и поставщиками. В настоящее время, как правило, иностранный изготовитель укомплектовывает часы карточкой (или буклетом) всемирной гарантии. Иногда это просто кусок пластика, на котором при продаже продавец проставляет идентификационные признаки часов, а также дату продажи и ставит свою печать. Иногда это что-то более информативное, содержащее некие условия предоставления гарантии изготовителя. Нет ли противоречия в том, что помимо оригинального документа о гарантийных обязательствах продавец выдает покупателю еще и некий документ, именуемый «гарантийный талон»?
Самостоятельное изготовление и передача потребителю вместе с часами гарантийного талона (ГТ) оправдана только в том случае, если никаких условий гарантийного обслуживания в документации изготовителя нет или они весьма скудные. Но если гарантийные условия в документации присутствуют – могут возникнуть лишние вопросы не только у покупателей и розничных продавцов, но и у контролирующих органов. Особенно в случае, если содержание талона отстало от жизни, например как в уже упоминавшемся случае. Резюмируя сказанное, следует признать, что ГТ как самостоятельный документ, на изготовление которого стоит тратить временные и материальные ресурсы, на сегодняшний день себя изжил.
Вопрос: а куда же записывать те обязательные положения, которые изготовитель не прописал, но передать которые в письменном виде потребителю необходимо? Ответ: в паспорт. Что именно, в каком объеме, и почему именно туда – об этом далее.
ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Говоря о потребительском законодательстве в его актуальном состоянии, следует отметить некоторые важные моменты.
Главное новшество, причем позитивное – отмена с 2011 года обязательной сертификации наручных часов. Для продавцов это важно не только потому, что отныне нет дополнительных затрат на оплату деятельности органов по испытанию часов и выдаче деклараций о соответствии. Теперь в не нужно указывать номер документа, подтверждающего соответствие часов обязательным требованиям о безопасности. А ведь ранее нередки были случаи, когда номер сертификата в изготовленной массовым тиражом документации не соответствовал реквизитам, указанным непосредственно на упаковке товара. И невнимательность работников торговой точки, то есть элементарный недосмотр при предпродажной подготовке товара, могла привести к административной ответственности в виде штрафа в существенном размере.
Но с 2003 года действует Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в соответствии со ст. 46 которого требования государственных стандартов носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям безопасности. После отмены обязательной сертификации часов возникла законодательная коллизия.
Часовые ГОСТы содержат нормы об обязательном соответствии наручных часов требованиям по безопасности, а из «Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982, такие позиции как «4281 Часы бытового назначения механические» и «4286 Часы бытового назначения электронно-механические и электронные» с конца января 2011 года исключены. И как в этом случае применять статью 46 закона № 184-ФЗ?
Конечно, в ГОСТы должны быть внесены изменения. Но когда это случится и случится ли вообще?.. Отрадно хотя бы то, что отныне продавец избавлен от добывания лишней и недешевой бумаги – декларации о соответствии. Но как защититься от избыточных требований контролирующих органов, которые, пользуясь правовой неразберихой, могут потребовать от продавца непонятно чего?
С моей точки зрения, в качестве превентивной меры достаточно, чтобы в технической и эксплуатационной документации имелась запись о том, что часы требованиям ГОСТ (в том числе и требованиям по безопасности) соответствуют. Кстати, памятуя о стремлении чиновников и контролеров на всякую бумажку требовать другую бумажку, нелишне будет сделать запись и о том, что часы обязательной сертификации не подлежат.
В статье, которая будет опубликована в № 5 журнала «Часовой бизнес», мы рассмотрим общие принципы составления документации, приведем соответствующие статьи законов и положения ГОСТ, а также предложим общие принципы составления паспорта.
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна