События и компании года: мировой рынок

Продукт года | Скачок года | Сертификация года | Подорожание года | Падение года | Тренд года

Продукт года: Apple iWatch

Наручный гаджет от Apple однозначно заслужил титул «продукта года» - хотя бы по уровню созданного шума. Выпуск самой дорогой компанией в мире «умных часов» ожидался рынком чуть ли не с ужасом, который был усилен переносом даты начала продаж и объявлениями аналитиков о планирующихся объемах выпуска, почти равных годовому экспорту всего швейцарского часпрома. Появление новинки в магазинах действительно сопровождалось очередями, но продажи оказались намного меньше ожидаемых, равно как и общее воздействие на рынок традиционных часов.

Скачок года: швейцарский франк

У нас, живущих в России, январский скачок швейцарского франка вызвал лишь усмешки: подумаешь, всего-то 30%! Но швейцарская индустрия испытала самый настоящий шок. Одномоментное подорожание товара означало необходимость применения каких-то мер: повышения цен на внешних рынках или пересмотра экономической ситуации внутри компаний: понижение затрат, смены ассортимента. К счастью, встряска оказалась недолгой, и уже в марте курсы евро, доллара и франка практически сравнялись. Но психологический удар оказался силен. Скачок показал, что ничего вечного в мире нет, и даже стабильная с виду экономика может оказаться подвергнутой шоку. К тому же поведение многих компаний после резкого изменения курса существенно подорвало доверие между партнерами.

Правила года: Swiss Made

Многолетняя история с ужесточением правил, регулирующих понятие Swiss Made, все же пришла к финалу: с 2017 года для признания часов швейцарскими будет необходимо, чтобы 60% их стоимости было создано на территории Швейцарии. Однако нововведение может иметь неожиданный эффект. Дело в том, что в эту цифру теперь можно включать работы по разработке товара. В результате вопрос о происхождении швейцарских часов станет еще более туманным, чем сегодня. Например, компании, выпускающие дорогие часы малыми тиражами, смогут совершенно законно не производить в Швейцарии вообще ни одного компонента.

Сертификация года: Omega

Во время выставки в Базеле Swatch Group объявила о введении своего собственного сертификата, подтверждающего дополнительные характеристики вроде антимагнитности. Эти характеристики являются нормой калибров Omega, имеющих коаксиальный спуск и кремниевый волосок, но недостижимы для других производителей.

Несколько лет назад мы писали о наиболее вероятной стратегии крупных компаний, вкладывающихся в новые технологии: после их отладки «пионеры» объявят о введении в отрасли новых стандартов. «Правильными» часами станут те, что показывают недостижимый для традиционных механизмов уровень точности, автономности, межсервисного периода. Тогда пионеры начнут активную рекламу «новой эры часового дела», тем более что ряд шагов позволят им лишить более мелких конкурентов маркетинговых бюджетов, и, таким образом, оставить их без средств противодействия. Сертификация Omega означает, что этот день настал: ее введением Swatch Group четко объявила о селекции часов на «правильные» и «отсталые».

Подорожание года: Casio

Еще 2 года назад мысль о том, что кто-то может купить часы Casio за $1000, а тем более за $3000, выглядела сумасшествием. Несмотря на разговоры скептиков, компания сумела выпустить набор моделей, которые устойчиво находят своего клиента в сегменте, где ранее традиционно были представлены только швейцарские марки. В декабре именно модели ценой от 150 000 рублей помогли магазинам выйти на рекордный объем выручки конца 2014-го, продавшись при этом «под ноль».

Падение года: Китай-Гонконг

В середине 2015-го было официально признано то, про что в кулуарах говорилось более года: продажи часов в Китае вошли в крутое пике. Кто-то продолжает утверждать, что виной тому действующий внутри страны исключительно запрет на покупки люксовых товаров. Однако реальная причина заключается в замедлении роста экономики Китая. Вслед за Китаем обрушились розничные продажи в Гонконге, долгое время служившим воротами в Поднебесную. В конце года результаты розничных продаж стали отражаться и на импорте часов в эти страны: в октябре поставки швейцарских часов в Гонконг упали на 38% по сравнению с 2014-м. Пока туристы из КНР остаются важнейшими клиентами европейских бутиков, но общее потребление часов в мире падает.

Тренд года: собственные механизмы

Хотя Swatch Group пока еще продолжает поставлять механизмы сторонним компаниям, год 2015-й можно смело назвать годом окончательного перехода ведущих производителей на собственные базовые калибры и потери ведущей роли ЕТА на рынке «моторов». Свои мощности и механические калибры сегодня имеют Breitling, TAG Heuer, Frederique Constant, International Luxury Group (производитель Aigner, Roamer и Swiss Military), Fossil (для Armani). Собственный механизм получил Tudor, создали новые базовые линейки Zenith, IWC, Cartier. И хотя в прошлом году суммарный экспорт механических часов и механизмов из Швейцарии сократился примерно на 5-6%, по сравнению с 2009-м он вырос практически вдвое – на 94%.

Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: итоги года