Со SWISSтом

Осторожные разговоры о том, что маркировка Swiss Made теряет свою силу, начались в часовых кулуарах лет 7 тому назад. А в прошлом месяце Patek Philippe объявил о том, что отказывается от маркировки Swiss made на своих часах. Так значит ли сегодня что-нибудь этот знак в часовом сообществе?

Swiss Made – не просто надпись на циферблате. Эти заветные слова лежат в основе всей индустрии швейцарских часов. Швейцарские часы – это, безусловно, одно из старейших в мире и общепризнанных понятий, связывающих место происхождения товара с его качеством. По древности и статусу с ним могут сравниться разве что «французское вино» да «китайский фарфор».

Престиж швейцарских часов во все времена держался на определенной закрытости и кастовости, которыми
отличалось сообщество часовщиков. Собственно, все усилия швейцарских часовщиков в области коммуникации в последние 30 лет и заключалась в том, чтобы убедить покупателей: единственные правильные часы – швейцарские, все остальное – либо жалкая копия, либо нечто из другой оперы, класса и сословия. Еще какие-то 6-8 лет назад презентация почти любого швейцарского брэнда начиналась со слов: «Наши часы – 100-процентный Swiss Made!» И это уже служило более чем достаточным поводом, чтобы купить презентуемые часы.

Те, кто хотя бы немного сталкивался с таможенными законами, знают о существовании такого понятия, как
«страна происхождения товара» и правил, по которым она определяется. Обычно эти правила едины для всех товаров, кроме… часов Swiss Made. В Законе «О защите имен брэндов и наименований мест производства» от 28 августа 1992 года закреплены требования, которым должны соответствовать часы, чтобы они могли иметь надпись Swiss Made на циферблате.

Федерация часовой промышленности Швейцарии ведет более
чем серьезную борьбу с компаниями, нарушающими эти нормы. Законодательное определение того, какими должны быть часы, чтобы они считались швейцарскими, сыграло немалую роль в подъеме престижа и маркировки, и всей отрасли.
Разумеется, маркировка оказывала магическое воздействие не на всех. В каких-то странах она
превратилась в культ, в каких-то – нет.

Например, в России и на многих других развивающихся рынках не
так важен брэнд, как наличие надписи Swiss Made на циферблате. А вот для покупателей в Великобритании или Германии она не столь важна. Там потребитель более внимательно смотрит на цену и объективные характеристики товара. Поэтому многие швейцарские компании, поставляющие продукцию на эти рынки, отказываются от маркировки в пользу снижения себестоимости.

Например, Rotary поставляет в Россию
только модели, собранные в Швейцарии, но не чурается заказывать производство часов для английского рынка (кстати, главного для Rotary) известным азиатским компаниям.

Сколько стоит надпись Swiss Made? Наверняка швейцарцы проводили такие исследования, но, в лучших
своих традициях, не спешат делиться этой информацией. Если сравнить розничные цены на аналогичные по объективным характеристикам товары фирм из  Швейцарии, Японии и других стран, то разница может составить до 70 процентов. Эта разница обусловлена двумя составляющими: престижем брэнда и маркировки Swiss Made.

Откинув первую составляющую, можно оценить влияние двух заветных слов в
10-30% от стоимости часов. А теперь умножьте эти проценты на 12 миллиардов долларов экспорта швейцарских часов в прошлом году и согласитесь: в мире существует немного вещей, которые могли бы потягаться в стоимости с лейблом Swiss Made, превышающей миллиард долларов.

В погоне за прибылью некоторые компании-дистрибьюторы начали искать лазейки в законах, и благополучно
их нашли. По закону, для легитимного нанесения маркировки Swiss Made в Швейцарии должны быть произведены всего несколько деталей, плюс стоимость, добавленная операциями в Швейцарии, должна составлять не менее 50 процентов от стоимости механизма.

На деле это означает, что самую важную и
дорогую деталь часов, которая определяет легитимность маркировки Swiss Made на механизме – платину – вполне можно ввести в Швейцарию почти готовой, назвав ее заготовкой. Затем дать местному мастеру, чтобы он нанес на ней красивый узор, и… опять же получить «чисто швейцарские» часы.

Таким образом, за
счет размещения всех реально затратных участков производства в Китае можно понизить себестоимость в разы при полном соблюдении закона. Сегодня в Швейцарии зарегистрировано более 700 марок часов, и каждый год появляется еще 20-30 компаний. А вот фабрик по сборке часов раз в десять меньше.

Осторожные разговоры о том, что маркировка Swiss Made теряет свою силу, начались в часовых кулуарах
лет 7 тому назад. Примерно года три назад тема стала обсуждаться на страницах часовой прессы. А когда начались скандалы, в ходе которых ведущие брэнды обвиняли друг друга в некорректном использовании маркировки, к освещению проблемы подключились электронные СМИ и таблоиды. Ну разве можно остаться в стороне, когда ссорятся миллиардеры Хайек и Сирмейкес - главы двух успешных концернов Swatch Group и Franck Muller Group.

Уважаемые господа обвинили друг друга не только в использовании иностранной рабочей
силы и китайских компонентов, но и в том, что часы конкурентов, мол, почти полностью сделаны в Китае. Дело дошло до судебных разбирательств – случай беспрецедентный для закрытой и благочестивой часовой индустрии.

Одновременно начал назревать кризис и еще одной маркировки: «officially certified chronometer». В последнее
время руководство Швейцарского официального центра контроля хрометров (COSC) очень обеспокоено, что с каждым годом число представляемых на сертификацию часов уменьшается на 11 процентов, при том, что производство и экспорт швейцарских часов в целом растет.

В прошлом году от сертификации отказались
такие гранды, как Patek Philippe, Vacheron Constantin, Jaeger-LeCoultre, IWC и A.Lange & Sohne. Эти брэнды считают, что тесты на точность, проводимые на их мануфактурах, строже COSCовских, и клиенты об этом прекрасно знают.

Сейчас COSC держится на плаву только благодаря лояльности Rolex, Omega и Breitling, на
долю которых приходится примерно 985 000 из 1 миллиона ежегодно выдаваемых сертификатов. Но если кто-то из этой троицы станет отказником, то о термине «сертифицированный хронометр COSC» можно будет забыть навсегда.

Полный вариант статьи вы можете прочитать в ближайшем номере журнала «Часовой Бизнес»

Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна