СНГ: итоги 2000
Подводя итоги года, с сожалением приходится констатировать, что наши заводы упустили шанс, который дала им девальвация рубля. Теперь для увеличения объемов продаж потребуется намного больше усилий и финансовых средств.
Подводя итоги года, с сожалением приходится констатировать, что наши заводы упустили шанс, который дала им девальвация рубля. Теперь для увеличения объемов продаж потребуется намного больше усилий и финансовых средств.
В прошлом году большинство часовых заводов России и Беларуси продолжали наращивать объемы производства. По многим предприятиям рост составил более 30% по сравнению с 1999-м годом. Глядя на эти цифры, можно было бы порадоваться за наших часовщиков. Однако этот рост был обусловлен по большей части девальвацией рубля в августе 1998-го года. Примерно к началу лета эффект кризиса сошел на нет и многие экономисты стали отмечать падение темпов роста российской промышленности. Не стала исключением и часовая отрасль. Объемы выпуска во втором полугодии 2000 года упали в среднем на 10-20% по сравнению с первым.
Это является отражением общей тенденции на рынке. Многие специалисты с середины-конца весны отмечали смещение интереса покупателей в сторону более дорогих и качественных товаров. Так, объем продаваемых в России швейцарских часов вырос более чем в два раза. И несмотря на положительные годовые итоги, говорить следует скорее о начале спада отечественного производства.
В секторе наручных часов спад наиболее очевиден. И даже успех «Чайки» - рост на 9% во 2-м полугодии, - не радует. Чехарда со сменой руководства, продолжающаяся на предприятии с осени, видимо, положила конец и этому очагу роста.
Обратите внимание на строчку «Прочие». Не менее 800 тысяч штук часов было собрано в прошлом году малыми предприятиями. Причем, в отличие от крупных заводов, их объемы выпуска растут. Среди этих часов есть и дешевые, с оптовыми ценами в диапазоне 3-7$, и относительно дорогие – 50-100$, и часы из драгоценных металлов.
К сожалению, данные, приводимые нами в таблицах настольных и настенных часов, все меньше отражают действительность. Прошлый год был отмечен появлением множества небольших компаний, занимающихся производством настольных и настенных часов. Суммарный годовой выпуск настенных часов этими компаниями составил, по различным оценкам, около 200 тысяч штук – т.е. столько же, сколько выпустили «большие» заводы. По различным причинам не все новые фирмы готовы открыть информацию о себе, и в таблице они не представлены.
Единственный сегмент рынка, в котором положение достаточно стабильно, - это будильники. Объемы выпуска второго полугодия практически не изменились по сравнению с первым. Однако за последние 2-3 месяца почти все производители по несколько раз поднимали цены на свою продукцию. Вполне возможно, что это, а также сезонный спад, приведут к снижению спроса. Говоря о будильниках, хочется отметить интересную тенденцию. 93% выпускаемых нашими заводами будильников – механические. Все попытки последних лет наладить сбыт кварцевых будильников собственного производства потерпели провал. В то же время почти 100% импортных будильников, а также будильников, выпускаемых сборочными фирмами, являются кварцевыми и прекрасно продаются. Основное их отличие от отечественных – современный и быстро меняющийся дизайн.
Подводя итоги года, с сожалением приходиться констатировать, что наши заводы упустили шанс, который дала им девальвация рубля. Теперь для увеличения объемов продаж потребуется намного больше усилий и финансовых средств. Возможно, отечественная промышленность получит еще один шанс на возрождение: ряд мер, предпринимаемых в последние месяцы государством, ограничили приток импортных товаров в Россию.
Производство наручных часов, тысячи штук
|
Механи-ческие
|
Кварце-вые
|
Всего 2000г
|
1999 год
|
2000/ 1999г
|
Всего 1-е полугодие 2000г
|
Всего 2-е полугодие 2000г
|
Изменение 2-е / 1-е полугодия 2000г.
|
Агат (1)
|
78,0
|
|
78,0
|
|
|
|
|
|
Восток
|
1673,4
|
2,3
|
1 675,7
|
1 830,0
|
92%
|
911,0
|
764,7
|
-16%
|
Вымпел
|
470,2
|
74,2
|
544,3
|
|
|
313,0
|
231,3
|
-26%
|
Заря
|
355,2
|
0,0
|
355,2
|
337,0
|
105%
|
191,0
|
164,2
|
-14%
|
Камертон (4)
|
|
748,2
|
748,2
|
660,0
|
113%
|
408,0
|
340,2
|
-17%
|
Луч
|
2 276,0
|
1 143,8
|
3 419,8
|
3 269,0
|
105%
|
1 789,0
|
1 630,8
|
-9%
|
Молния (3)
|
354,0
|
|
354,0
|
269,0
|
132%
|
296,0
|
58,0
|
-80%
|
Победа
|
295,6
|
|
295,6
|
220,0
|
134%
|
160,0
|
135,6
|
-15%
|
Полет (2)
|
276,0
|
13,3
|
289,3
|
255,0
|
113%
|
167,0
|
109,0
|
-35%
|
Слава (5)
|
523,9
|
|
523,9
|
500,0
|
105%
|
292,0
|
231,9
|
-21%
|
Чайка
|
1 525,0
|
111,0
|
1 636,0
|
1 331,0
|
123%
|
782,0
|
854,0
|
9%
|
Электроника (4)
|
|
711,2
|
711,2
|
738,0
|
96%
|
345,0
|
366,2
|
6%
|
Всего
|
7 827,3
|
2 804,0
|
10 631,2
|
9 409,0
|
113%
|
5 654,0
|
4 885,9
|
-14%
|
Прочие
|
|
|
800
|
|
|
|
|
|
Примечания:
1) Секундомеры механические
2) Включая производство механизмов
3) Часы карманные механические
4) Часы с цифровой индикацией (электронные)
5) Данные за 1999 год приблизительны
По некоторым заводам редакция не располагает данными о выпуске по полугодиям.
Производство настенных и настольных часов, тысячи штук
|
Настенные
|
Поделиться
Теги: техника продаж Чайка 2-2001 |