Слухи о смерти рынка сильно преувеличены?

2022-й год был самым сложным для российского часового рынка. На него повлияло не только изменение спроса, но и политика производителей. Запуская опрос участников рынка, мы были готовы к самым негативным ответам. Но не к тому, что увидели…

В пандемию 2020-го часовой рынок страдал от закрытия магазинов и отсутствия покупателей. 2022-й показал, что что спектр возможных проблем может быть гораздо шире. К сложной ситуации со спросом и нервозности покупателей добавились еще и проблемы с товаром: большая часть популярных брендов перестала поставляться в Россию. Поэтому опрос часовщиков в телеграм-чате Timeseller мы запускали с большой опаской. Ответы отчасти удивили.

Если вы еще не подписаны на телеграм-канал Timeseller, не тяните, вот ссылка: https://t.me/Timeseller_Channel

Вопреки традиционным среди часовщиков разговорам «мы все умрем», о снижении выручки заявило даже чуть меньше половины опрошенных. У четверти компаний падение оказалось значительным, свыше 20%, а еще 23% сочли его некритичным для бизнеса. При этом 10% «пошли против тренда» и отметили существенный рост выручки.

Еще интереснее оказались ответы на второй вопрос. Две трети компаний оказались вполне довольны прибылью, еще 9% смогли пройти тяжелейший год как минимум без убытков. В целом это повторяет картину многих прошлых лет, когда на протяжении всего года владельцы магазинов дружно жалуются на жизнь, большие расходы и маленькие продажи, но по итогам года подтверждают, что бизнес вполне прибылен.

Сохранить прибыль при сокращении выручки помогли высокие цены. Цены на часы большинства швейцарских брендов рассчитаны исходя из курса чуть ли не 120 рублей за франк, что позволяет магазинам даже при небольшой выручке иметь высокую маржу. Оборотной стороной является значительный разрыв в ценах в России и в остальном мире. Если по многим другим товарам (электроника, одежда, повседневные товары) цены практически вернулись к нормальному уровню, то по часам разрыв сохраняется. Не ожидая поставок, магазины не торопятся переписывать ценники.

В чате нас справедливо критиковали за расплывчатые вопросы. Увы, как иначе собрать хоть сколько-либо похожую на правду информацию о рынке, непонятно. На вопросы с четкими цифрами большинство или не станет отвечать, или не сможет, поскольку далеко не все руководители компаний сами четко и оперативно подводят финансовые итоги. К тому же «вес» разных компаний существенно различается, как и испытываемые ими изменения рыночной среды. Поэтому наши опросы нацелены скорее на выявление настроений на рынке. В том числе – на попытку спрогнозировать будущее поведение участников. Тем не менее, косвенно онии дают определенную информацию о происходящем.

Например, вполне позитивное состояние дел подтверждается динамикой числа магазинов. Об уже происшедшем сокращении сети заявили 12% опрошенных, при этом 7%, наоборот, увеличили число точек, - что выглядит почти невероятным. В целом же ситуация пока остается более-менее стабильной. Намного лучше, чем у кинотеатров, у которых товар тоже попал под санкции…

Однако следующий вопрос вызвал определенное беспокойство: 13% опрошенных не закупали товар в прошлом году. Разумеется, тому есть объективные причины: отсутствие поставок в Россию, замораживание работы дистрибьюторов. Ровно то же происходит на автомобильном рынке, но, если автодилеры почти мгновенно перестроились на другой набор товаров, часовщики, судя по всему, ждут возвращения ситуации в прежнее русло. Дождутся ли?

Отчасти это можно объяснить спецификой продукта. «Импортозаместить Rolex» невозможно, для этого необходимо предложить бренд аналогичной силы, и в люксовом сегменте ситуация действительно сложная. Даже разрешение на параллельный импорт пока помогает слабо: как говорил на выставке Moscow Watch Expo, поставки товаров по параллельному импорту позволят частично наполнить рынок, но не позволят сохранить его структуру. Сессии деловой программы выставки можно посмотреть здесь:

https://www.youtube.com/watch?v=PeaH5jYVBmE

https://www.youtube.com/watch?v=YzUzmfnx9Xw

Можно было бы ожидать более быстрого обновления витрин в сегменте до 100 000 рублей. Здесь дистрибьюторы предлагают достаточное количество интересных марок, более чем востребован товар от российских производителей. Однако и здесь процесс смены ассортимента пока идет существенно медленнее, чем могло бы.

А может, все и так хорошо? Изначально мы планировали опросить участников рынка только об итогах завершившегося года, не трогая наступающий. Однако по просьбе одного из участников чата, разместили вопрос о прогнозах прибыли в 2023-м. И были поражены: больше 80% ответивших на жизнь смотрят более чем позитивно. Ну что же, в окончательно наступившем году хочется пожелать часовщикам, чтобы эти прогнозы сбылись!

Подпишитесь на телеграм-канал Timeseller: https://t.me/Timeseller_Channel