Сказка о потерянном времени

Анализ данных об импорте часов позволяет сделать оценки того, какое влияние на рынок оказывают неадекватные пошлины. Анализ данных об импорте часов позволяет сделать оценки того, какое влияние на рынок оказывают неадекватные пошлины.

 

Одним из важных направлений деятельности «Ассоциации участников часового рынка» является информационное обеспечение. Точная информация о рынке необходима руководителям компаний для обоснованного принятия решений, она же является отправной точкой при подготовке аргументации для внесения изменений в действующие импортные пошлины. С первыми результатами работы Ассоциации мы начали знакомить читателей два номера назад (см. статью «Государственный взгляд», ЧБ «6-2012), в которой опубликовали обобщенные цифры импорта часов в Россию и некоторые данные Росстата, касающиеся розничной торговли и производства. Сегодня мы поговорим об импорте более детально. В отличие от прошлой публикации, которая была подготовлена на основании только сводных официальных цифр, в сегодняшнем анализе использовалась информация из более широкого спектра источников, да и обрабатывали ее мы не совсем так, как делают государственные статистические организации.


Поскольку объем производимых в России часов невелик и покрывает лишь малую долю спроса, наш разговор будет касаться в основном импортной продукции. В 2012 году в нашу страну было ввезено 2 млн 250 тысяч штук часов на общую сумму 8,9 миллиардов рублей. В деньгах это на 5% больше, чем годом ранее, однако при этом количество завезенных часов сократилось более чем на треть. Напомним, что рост импорта в 2011 году по сравнению с 2010-м составил 43% в денежном и на 29% в количественном выражении. Причиной столь резкого изменения динамики стало в первую очередь принятие новых таможенных пошлин, и лишь затем – общая экономическая ситуация и спрос. К пошлине мы еще вернемся, а пока давайте посмотрим, кто именно и что импортирует.

По ранжиру


Чтобы понять происходящие на рынке процессы, анализ импорта мы начали с группировки компаний-импортеров в несколько категорий, имеющих различное отношение к часам и часовому рынку. Дело в том, что ввозом часов в Россию занимаются не только те фирмы, которые мы привыкли видеть в числе официальных дистрибьюторов или представительств. Их закупают, например, торговцы по каталогам, косметические компании, фирмы, занимающиеся нанесением логотипов, нефтяники, приобретающие часы для своего полевого персонала и банки, использующие их как подарочный фонд, и т.д. Десятками тысяч штук продаются в России мониторы сердечного ритма и другие товары, относящиеся к медицинским приборам или спортинвентарю, но с точки зрения таможни классифицируемые как часы. Чтобы получить более-менее достоверные данные о продаже часов через традиционные каналы сбыта, необходимо отсеять таких операторов и товары.


Всех импортеров мы поделили на пять категорий. Тех самых продавцов спортинвентаря, фирмы каталожной торговли, банки, нефтяников и прочих, мы объединили в группу «Вне рынка». В другую категорию – «Промо-часы» - были объединены косметические, автомобильные и прочие компании, не относящиеся напрямую к часовому рынку, но ввозящие часы под собственными брендами иногда как промо-материал, иногда – для продажи.
Оставшиеся поставщики были разделены на две группы: основных и вторичных операторов. В первую из них попали все те, кого принято считать сложившимися оптовиками, поставляющими товар другим компаниям. Ко второй мы отнесли региональные розничные магазины и сети, осуществляющие закупки напрямую у производителя, и некоторые относительно новые компании, только пробующие свои силы на часовом рынке и пока занимающие на нем скромные позиции. Из группы «Вторичные операторы» была выделена подгруппа компаний, специализирующихся на беспошлинной торговле.


Смысл этой сортировки становится понятен, если взглянуть на таблицу 1. Поскольку для часов с содержанием драгметаллов и без таковых предусмотрены различные ставки пошлин и правила оформления импорта, мы отдельно расписали цифры по этим категориям.


В таблице видно, что без предварительной «очистки» данных от шума, создаваемого непрофильными компаниями, велика вероятность получить искаженные результаты анализа. Например, группы «Вне рынка», «Промо-часы» и «Вторичные операторы» импортируют без малого полумиллиона штук часов в год - почти пятую часть официальных поставок. Но остальные операторы практически не замечают их влияния, а доля этих операторов в стоимости поставленного товара составляет всего 7%. Эти же группы импортеров вносят существенное искажение в цифры средней цены закупаемых за рубежом товаров.

Таблица 1. Структура ввоза часов различными группами импортеров 

 

 Вполне ожидаемо, что лидерство в объеме и сумме ввезенного товара принадлежит группе «Основные операторы». А вот в других строках таблицы много интересного и неожиданного. Например, «Вторичные операторы» ввозят удивительно много часов из драгметаллов пропорционально общему объему закупок – 2,6%. Одновременно подозрительно низкой выглядит цена этих товаров, составляющая менее 3000 рублей. Купить золотые часы за такие деньги невозможно. Разгадка всплывает при детальном изучении того, что это за товары: 3687 экземпляров часов из 5997, растаможенных группой «Вторичные операторы» по коду ТНВЭД 9101, представляют собой модели, имеющие серебряные корпуса или задние крышки. А 2000 из оставшихся вообще непонятно как попали в товарную группу 9101, потому что судя по описаниям данный товар представлял собой скорее аксессуары, а не часы.


Бросается в глаза также мизерная доля часов из драгметаллов в импорте «Основных операторов»: всего 0,34%. При этом на данную группу товара приходится почти 24% денег. Насколько эти цифры отражают реальный спрос? По данным швейцарской часовой ассоциации, доля часов в корпусах из золота, серебра, платины в общемировом экспорте из этой страны составляет порядка 3%. А если к ним прибавить комбинированные модели, корпус которых содержит элементы как из стали, так и из золота, по российским правилам тоже классифицируемые по коду 9101, таких будет уже 9%, а их доля в выручке составляет примерно 50%. Логично предположить, что структура спроса российских покупателей должна быть близка к этой цифре. Однако в импорте из Швейцарии в Россию доля часов из драгметалла всего 0,8% по количеству и 38,7% по стоимости. Огромное количество золотых часов поступает по неофициальным каналам: покупается во время загранпоездок или через «черных дилеров». А это означает, что если сейчас суммарная таможенная стоимость импортированных из Швейцарии золотых часов составляет примерно 1,9 млрд рублей, то мимо таможни проходит товар общей стоимостью до 10 млрд рублей, со всеми утекающими налогами.

Тридцать витязей прекрасных


Однако владельцев магазинов наверняка интересуют не столько цифры по рынку в целом, сколько данные о популярности конкретных брендов. Ответ дают диаграммы 1 и 2, в которых приведена информация о суммарной стоимости и количестве поставленных часов различных марок.

Диаграмма №1. Бренды-лидеры по стоимости импортированных часов

На 30 брендов, упомянутых на диаграмме 1, приходится 75% стоимости импортированных часов, при этом десять лидеров дают 44%. Логично было бы ожидать, что вся вершина этой диаграммы будет занята дорогими брендами. На деле ситуация оказывается несколько иной. Даже в ведущей троице присутствует лишь один дорогой бренд – Ulysse Nardin, - да и тот пропустил вперед себя куда более демократичный Tissot. Помимо этого, в ТОП-30 попали Casio, Swatch, Guess, CK, Romanson и Jaques Lemans.

Вершину диаграммы 2, отражающую вклад марок в количество импортированных часов, занимают недорогие массовые бренды. Однако в нее попали Tissot, еще более дорогая с точки зрения средней таможенной стоимости товара Certina, и даже совсем недешевые Longines. На 30 упомянутых здесь брендов приходится 73% поставляемых часов, первые шесть (по Jaques Lemans включительно) дают ровно половину.


В этом рейтинге бросается в глаза присутствие строчек Avon, Dr.Pierre Ricaud, Bonprix, Kalenji, Jakks Pacific. Между прочим, если к этим пяти прибавить Polar, Pierre Ricaud, Suunto и еще несколько имен, в сумме получится 10% общего официально поставляемого в Россию количества часов. То, что часовщики даже не замечают присутствия этих марок, говорит лишь об одном: реальный объем рынка куда больше того, что видно из официальных цифр. О том же свидетельствуют и высокие показатели Swatch, практически не отличающиеся от народного Casio. Сложно поверить, что эти марки имеют схожий объем продаж. Секрет цифр в том, что Swatch контролирует розничное распространение своих товаров, и серо-черный импорт в страну практически блокирован. А Casio продается на каждом углу, и, мягко говоря, не все торговцы закупают товар у официального дистрибьютора.

Мечта о часах


Здесь мы подошли к очень интересным темам: вкладу часовщиков в бюджет страны и доле официального и неофициального импорта. Поступления от часовщиков в бюджет почти неразличимы на фоне нефтяников-газовиков, однако свою лепту вносят и они. Так, в 2011 году сумма таможенных платежей и НДС от импорта часов составила 3,4 млрд рублей. Однако вступившие в силу с января 2012 пошлины существенно ударили как по рынку, так и по бюджету.


Действующие сегодня пошлины негативно сказываются на двух группах товаров: часах с драгметаллами (код ТН ВЭД 9101) и наиболее дешевых моделях, таможенная стоимость которых менее 100 евро (розничная цена до 300 евро). Пошлина в 20% контрактной стоимости плюс НДС являются главной причиной, по которой часы в России стоят дороже, чем в ряде других стран. Больше всего эта разница чувствуется на дорогих моделях, когда разница в цене легко покрывает стоимость поездки, но и на противоположном конце диапазона цен картина тоже не лучше. Импорт товара стоимостью менее 20 евро с прошлого года стал экономически бессмысленным, после уплаты пошлин и НДС в розничной торговле они будут иметь точно такую же цену, как крепко более дорогие и качественные конкуренты.


Так, по словам дистрибьютора Casio, компании «Группа Август», до января 2012 года 70% выручки от продажи этой марки формировала так называемая «базовая линия» (массовые модели), а оставшиеся 30% - брендовые линии G-Shock, Baby-G, Edifice. Сегодня ситуация поменялась на прямо противоположную. Означает ли это, что российский потребитель стал вдвое богаче и переключился на вдвое более дорогие товары? Ответ очевиден. Да и часы стоимостью 1000, 600 и даже 350 рублей легко найти на прилавках магазинов и рыночных развалах. При этом одна только минимально возможная по закону сумма таможенных платежей уже составляет 500 рублей, а минимальная розничная цена официально растаможенных часов с учетом сложившихся на рынке торговых надбавок сегодня составляет около 2000 рублей. Между прочим, по данным Росстата, в 2011 году средняя розничная цена наручных часов составляла 1007,8 рублей – именно такая цифра приемлема для значительной части населения с учетом реальных доходов людей, особенно в регионах. Получается, что государство загнало в угол целый рынок: часы превратились в мечту для большей части населения, поскольку купить их люди не могут. Спрос рождает предложение, и в Россию хлынул поток контрабандного импорта из Украины и других стран…


То, что нынешние пошлины носят запретительный характер, подтверждается статистикой самой таможни, что хорошо видно по таблице 1. Средняя цена не золотых часов, ввозимых операторами из категорий «Вне рынка», «Промо часы» составляет 658 и 686 рублей соответственно, тогда как «Вторичными операторами» и «Основными операторами» - 1 220 и 3 462 рубля соответственно. Объясняется этот факт очень просто: дешевые часы еще можно везти под какой-то конкретный случай или ситуацию, например, для формирования призового фонда промолотереи, но регулярно импортировать их на продажу не имеет смысла. В связи с этим большинство дистрибьюторов с прошлого года или прекратили поставки массовых марок/моделей, или в разы сократили их. В результате у того же Casio средняя таможенная стоимость поднялась почти на 90%.

Особая зона


Товар, поступающий в страну в обход таможни, означает потери и для операторов, работающих «в белую», и для государства. Попробуем оценить их масштаб.


Начнем с количества. Последние достоверные цифры о российском рынке относятся ко временам начала перестройки. По тем данным, в России продавалось 20-26 миллионов штук часов в год, обеспеченность часами в конце 1980-х составляла около 2030 штук на 1000 человек, т.е. в среднем у человека было чуть больше двух часов. Данные различных исследований показывают, что, несмотря на разговоры о влиянии мобильников и т.д., доля носящих часы практически не меняется и составляет около 51-53% взрослого населения, в России это примерно 58 миллионов человек. Если принять гипотезу о том, что люди обновляют часы в среднем раз в пять лет, в год в стране должно продаваться не менее 10-12 миллионов часов. Между тем, официальный импорт плюс производство дают едва ли четверть этой цифры…
Итого, минимум ¾ часов, продающихся в России, попадают к нам незаконно. А главными причинами, создающими спрос на услуги контрабандистов, являются сложность таможенных процедур и высокие импортные платежи.


Получить еще одну оценку влияния пошлин на потребительский спрос на отдельные марки позволяет особая экономическая зона – Калининградская область, - резиденты которой не платят импортную пошлину при ввозе товаров на территорию области. Въездной туризм в Калининграде развит не очень сильно, и практически все покупки совершаются местными жителями. С точки зрения доходов населения Калининград находится примерно в середине рейтинга российских регионов: здесь живут не так богато, как в Москве, но и не столь бедно, как в ряде областей страны. Эти факты позволяют нам с определенной долей погрешности считать самую западную территорию страны «контрольной группой» по потреблению часов. Если пересчитать количество поставляемого в Калининградскую область товара на все население России (в анклаве проживает чуть меньше 0,7% жителей страны) и сравнить с общими цифрами импорта по конкретным маркам, то разница между двумя цифрами покажет нам долю «потерянных продаж», т.е. оценку того, сколько часов недопродают официальные операторы. Мы провели такой анализ для ряда брендов. Естественно, в зависимости от марки эти цифры разнятся, но в любом случае впечатляют. Расчет показывает, что если бы пошлина на часы в России была более адекватной, количество официально поставляемых Tag Heuer превышало бы сегодняшний уровень на 7%, для Breitling и Frederique Constant-эта цифра составляла бы 23%, а для более дорогого Zenith- все 70%. «Контрольная группа» в виде Калининградской области дает ответ и на вопрос о влиянии контрабанды на поставки уже обсуждавшейся Casio: при правильном налогообложении официальный импорт марки был бы на 85% больше сегодняшнего. Эта цифра – минимум того «вклада», что принадлежит на основной территории страны контрабандистам.
Помимо количества потребляемого товара, пошлина влияет и на структуру покупок. Принято считать, что более высокая цена товара соответствует более высокому качеству. Но в среднем и верхнем сегментах российского часового рынка все не совсем так: из-за больших таможенных платежей товары становятся дорогими, что стимулирует потребителей делать покупки в обход официальных каналов, а часовые салоны переориентируют свой ассортимент в сторону более дешевой части продукции.


Эту разницу наглядно иллюстрирует диаграмма 3, на которой изображена структура поставок Longines на внутренний рынок в сравнении с закупками компаний, владеющих магазинами Duty free. Еще более ярко влияние высоких пошлин видно в таблице 2. При ее формировании мы взяли среднюю таможенную стоимость импортируемого товара для двух групп операторов: работающих на внутреннем рынке и занимающихся беспошлинной торговлей. Средняя цена товаров, закупаемых Duty Free, оказывается как минимум на 27% выше, а в случаях отдельных брендов беспошлинная торговля заказывает без малого втрое более дорогие модели, чем магазины внутри России.


Диаграмма 3. Разница в структуре закупок компаниями беспошлинной торговли и основными операторами.

Таблица 2. Превышение средней таможенной стоимости товаров, закупаемых для продажи в точках беспошлинной торговли, над ценой товаров, закупаемых для реализации на внутреннем рынке.

 

Потерянное время


В любом государстве таможенные пошлины играют две важные роли. Они являются инструментом регулирования импорта (соответственно, поддержки отечественного производителя) и средством пополнения бюджета. В случае часов, сегодняшний уровень пошлин не выполняет ни одну из этих задач. Во-первых, он не является стимулом развертывания производства. Часовая промышленность в России существует только в виде сборочных предприятий. Собственного производства механизмов у нас, по сути, не осталось, и шансов на его воссоздание в обозримом будущем нет. В реальной практике комплектующие чаще всего растамаживаются по ставкам для готовых часов. С учетом этого, высокие пошлины, и особенно специфическая составляющая, становятся проблемой и для производственных компаний. Кстати, подписанные Россией соглашения по вступлению в ВТО, согласно которым к 2015 году пошлина на готовые часы снизится по отдельным пунктам ТН ВЭД до 7%, ничего не говорят о пошлинах на комплектующие. И если не предпринять мер, буквально через два года работа фирм-сборщиков станет экономически невыгодной.


Как показали исследования, проведенные Ассоциацией, с точки зрения наполнения бюджета высокий уровень пошлин также сказывается скорее негативно. При снижении ставок импортных платежей и облегчении таможенных процедур можно прогнозировать следующие изменения:
Увеличение объема импорта золотых моделей более чем в 4-5 раз, что в денежном выражении даст рост импорта на 6-8 млрд рублей;
Увеличение импорта массовых моделей на 3-4 млн штук, что даст прибавку официального товарооборота в 1-2 млрд рублей.


Поскольку расходы производителей на сервисные сети, подготовку кадров, развитие мест продаж, рекламу и т.д. зависят от объема продаж на конкретном рынке, следом за ростом официальных поставок товара увеличатся и инвестиции на эти направления на территории России.


Но самое главное, что даст принятие логичных пошлин – оно выведет весь упомянутый товар в официальное русло. Это означает не только увеличение поступления налогов от оптовых и розничных предприятий. Прежде всего, это оздоровит общую ситуацию, вернет в правовое поле тех предпринимателей, которые сегодня вынуждены работать с контрабандным товаром. 

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №2-2013

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: рынок 2-2013