Швейцарский экспорт: два повода для тоста!

Ноябрь 2021-го стал рекордным для швейцарского часпрома со времен докризисного 2014-го года (да, в 2014-м кризисный сезон стартовал не только в России). А судя по некоторым сигналам, часовой рынок близок к новому структурному равновесию.

В уже привычном сравнении с позапрошлым 2019 годом экспорт швейцарских часов в ноябре показал рост на 8,6% и достиг 2,2 миллиарда франков, это лучший результат ноября с момента установления рекорда в октябре 2014 года. Почему-то в России принято считать, что кризисные явления в экономике в 2014-м настали только у нас: как мы много раз показывали, Россия вовсе не пуп земли, аналогичные процессы происходят во всем мире.

Кстати, формально рост в последние месяцы года ускоряется, что еще раз подтверждает восстановление, происходящее в отрасли. С прошлым годом никто ничего не сравнивает, но даже если взять за базу доковидный 2019-й, рост швейцарского часового экспорта за январь-ноябрь составил 2,1% и достиг 20,4 млрд франков.

Темпы роста задают две основные категории товаров: «стальные часы» и «часы из драгоценных металлов»: +6,8% и +18,4% соответственно. Но если золотые часы прирастают и в количестве, то стальные растут исключительно за счет повышения средней цены: количество к 2019-му снизилось на 13%. Так что тенденция в духе «лучше меньше, да лучше» сохраняется.

Об этом же говорит и анализ в разрезе экспортных цен. Как и месяц назад, весь ноябрьский рост дали только часы с экспортной ценой более 3000 франков. Однако проседание остальных сегментов уменьшилось: -14% против -17% у самых дешевых часов, до 200 франков, -22% против октябрьских -31,6% у диапазона 200-500 франков, диапазон 500-3000 показал -9% в количестве при падении по стоимости всего на 2% (в октябре было -14% в штуках и -10% в деньгах).

То есть рост рынка в деньгах обеспечивают исключительно люксовые часы, при этом остальные категории тоже дорожают. На выставке Moscow Watch Expo мы говорили, что нужно учиться продавать дорогие товары - дешевых часов не будет. Этот тренд устойчивый и общемировой, не нужно думать, что спрос на часы меняется только в России.

Кстати о России. Экспорт к нам в этом ноябре оказался на 25% выше, чем в доковидном 2019-м, - правда, на 8% ниже прошлогоднего. В количестве идет снижение: 27 686 штук против 43 951 в 2019-м.

На других рынках показатели сильно различались. Очень резкий рост отмечен в США (+ 21,8% по сравнению с 2019 годом) и Китае (+ 34,7%), также отличились Великобритания с приростом в 33,1%, Франция (+ 38,1%) и Объединенные Арабские Эмираты. Эмираты выстрелили на целых 56,5%. Рынки, показавшие отрицательную динамику, включают Гонконг (-4,6%), Японию (-7,0%), Сингапур (-16,8%), Италию (-11,9%) и Южную Корею (-24,3%).

И на закуску - из приятного. Экспорт кварцевых часов по сравнению с 2019-м годом снизился всего на 13%. Почему мы записали отрицательный результат в «приятное»? Потому что в прошлые периоды падение доходило и до 30%.

Снижение темпов означает, что рынок близок к новому равновесному состоянию. И это – прекрасный повод для тоста за новогодним столом!