Швейцарский часовой экспорт. Надежда на Китай, v.2.0?

Октябрь в швейцарском часовом экспорте снова вышел в минус — но на этот раз без драматических всплесков и без прежних попыток «последнего вдоха», о которых мы писали в предыдущие месяцы. Скорее это был ровный, тяжёлый выдох.

В октябре экспорт швейцарских часов ускорил отрицательный рост: если сентябрь показал -3,1% по сравнению с 2024-м, в октябре цифры «приросла» до 4,4%, только со знаком «минус». Как положено, главным драйвером оказались США. Если последние три года они тянули рынок вверх, теперь изменили направление: -46,8% к прошлому году.

Этот результат был ожидаем: компании постарались отгрузить в Америку максимум в прошлые месяцы, в до вступления в силу новых пошлин, и теперь замерли. И правильно: после встречи с представителями швейцарского бизнеса Трамп принял решение о снижении пошлин. 15% - гораздо лучше прошлых 39%, так что отрасль выдохнула.

Поможет ли это – неизвестно. На спрос в США на часы будут влиять не только изменение их цен, сколько общая политическая и экономическая ситуация в стране. На одном конце ценового спектра, в тяжелом люксе, спрос не только на часы, но и на другие на товары, начал замедляться задолго до вступления в силу 39% пошлин, и признаков возвращения пока нет. На другом, в бюджетном сегменте, он зависит не столько от цен на часы, сколько от количества свободных денег у покупателей, от того, насколько подорожает всё вокруг. Здесь картина прояснится только к Новому году: пошлины, введенные летом, из-за временного лага начинают отражаться в розничных ценах только сейчас.

Япония, которая вместе с США долго-долго демонстрировала прирост, в минусе уже пятый месяц: –5,6%. Результат тоже ожидаем. Продажи в Японии держались не на местном спросе, а на потоке туристов, которых привлекала слабая йена.

Китай: вторая попытка роста?

На фоне американской грусти неожиданный позитив дал Китай: после долгого безудержного падения уже второй месяц экспорт туда растет. В сентябре было +18%, в октябре +12,6%, до 188,5 млн CHF. Говорить о развороте тенденции пока рано: показатели всё ещё сильно ниже уровня 2023 года (–31,1% относительно октября позапрошлого года), но факт остаётся фактом: спрос ускоряется именно там, где его уже перестали ждать. И пусть в цифрах этот рост не компенсирует американский провал, но в эмоциональном плане отрасли сейчас важен любой плюс. Китай его дал.

Но самые большие цифры прироста показали ОАЭ: +39,8% роста, до 135,9 млн CHF. Так что в желтой прессе вполне можно выпускать отчет под заголовком «Эмираты спасли индустрию». Понятно, что спасли вовсе не Эмираты: как и в Японии, конечными покупателями этих часов стали вовсе не жители Дубая или Абу-Даби.

Такие непрочные материалы…

Всеобщая неопределенность отражается и в структуре спроса с точки зрения материалов. Вместе с приостановкой экспорта в США часы из драгметаллов перестали быть драйверами роста. Стальные и биколорные часы прибавили в количестве, но потеряли в цене, а в категории «другие материалы» картина прямо противоположная.

Непривычной в октябре оказалась и динамика по ценовым группам. Люксовые часы показали довольно сильное падение – почти на 15%. Видимо, из-за проседания у главного потребителя, США.

Октябрьские данные формально отрицательные. Но они дают ощущение определенного перелома в тренде. Или, если не перелома, то по крайней мере того, что часовой рынок нащупал «дно» в своем падении. По результатам десяти месяцев довольно много стран вышли из отрицательной зоны. С весны прекратилось падение на вторичном рынке. Отрасль оживает? Будем надеяться…