Швейцарские часы: данные экспорта растут, а розница падает
Аналитики The Mercury Project исследовали показатели продаж часов в 2023 году и выяснили, что разрыв между ежегодными темпами роста экспорта швейцарских часов и темпами розничных продаж часов и ювелирных изделий продолжает увеличиваться. До июля 2022 года темпы роста обоих показателей обычно следовали одинаковому курсу. Но с августа 2022-го впервые почти за три года розничные продажи демонстрируют устойчивую отрицательную динамику, а отгрузки остаются в плюсе.
Рост розничных продаж остановился после двух очень оживленных лет, и спад, которого все боялись, наконец наступил, отмечают вThe Mercury Project. И дело не только в плохих результатах страдающих от ковидных мер Китая, Гонконга и Макао в последнем квартале 2022 года. Великобритания (главный европейский рынок для основных швейцарских брендов), а также Германия, а теперь и Франция также ощущают откат. Другие европейские рынки, не охваченные индексом продаж, вероятно, также пострадают, считают аналитики.
Превышение уровня отгрузок над продажами неизбежно приводит к увеличению уровня запасов у дистрибьюторов и розничных продавцов, в отличие от более раннего периода, когда темпы роста розничных продаж опережали темпы отгрузки и многие бренды не могли удовлетворить потребительский спрос. Дополнительные отгрузки эксперты частично объясняют пополнением низких запасов у некоторых марок, а также увеличением количества ряда монобрендовых бутиков (например, сеть Watches of Switzerland управляет 77 монобрендовыми бутиками в январе 2023 г. по сравнению с 51 годом ранее).
Но в целом, тенденция к снижению розничных продаж из-за того, что потребители в США и Европе сокращают расходы на фоне более высокой инфляции и замедления экономического роста является тревожным признаком слабости швейцарского часового бизнеса, особенно в контексте отсутствия реального восстановления материкового Китая, Гонконга и Макао, говорят в The Mercury Project.
В США ювелиры отметили, что, хотя растущая инфляция, по-видимому, съедает покупательную способность их клиентов с более низкими доходами, она также заставляет воздерживаться от покупок их более обеспеченных клиентов. Например, за третий квартал, закончившийся 31 декабря 2022 года, рост продаж Richemont в Америке замедлился до 3%, что отчасти отражает увеличение доли покупок за границей (в основном во Франции и Италии) с учетом сильного доллара США. Несмотря на рост продаж в США на 22% за третий финансовый квартал, закончившийся 31 января 2023 года, цена акций Watches of Switzerland Group упала больше всего за более чем два года после того, как компания сообщила о более слабых, чем ожидалось, продажах, особенно в США.
В Великобритании конец года также был непростым для многих продавцов часов и ювелирных изделий. Исполнительный директор Watches of Switzerland Брайан Даффи прокомментировал ситуацию так: «Настроение макрорынка, особенно в Великобритании, мы оценили как очень негативное». Он добавил, что на праздничную торговлю повлияли забастовки, ограничивающие посещаемость Лондона. Поскольку здесь нет возмещения НДС, рынок Великобритании также страдает от снижения доходов от туризма, в отличие от Франции, которая привлекла большое количество туристов из США и Ближнего Востока.
В Германии, страдающей от продолжающегося снижения стоимости жизни, потребители в последнем квартале тратили меньше средств на часы и ювелирные изделия. Кроме того, во Франции в декабре было зарегистрировано резкое замедление роста, завершившее длительный период двузначного роста.
Благодаря постепенному возвращению туризма, поддерживаемому отменой ковидных ограничений в последнем квартале 2022 года, Япония и Сингапур продолжали оставаться лидирами по темпам роста. В Токио универмаги Isetan Shinjuku и Mitsukoshi Nihombashi сообщили о высоких продажах часов и ювелирных изделий. Однако, к сожалению, эти рынки лишь частично смягчили падение продаж в США, Великобритании, материковом Китае, Гонконге и Макао в последнем квартале 2022 года.
Аналитики полагают, что в первой половине 2023 года потребители в США и Европе, вероятно, продолжат сокращать расходы на фоне резкого роста расходов на жизнь и слабого экономического роста. Таким образом, и в отсутствие восстановления под руководством Китая, глобальные розничные продажи часов и ювелирных изделий, вероятно, продолжат тенденцию к снижению.