Трудно сказать, удачным или нет оказался для швейцарской часовой промышленности 2003 год. Однозначно можно утверждать одно: при сложной ситуации, складывающейся на традиционных рынках, Россия осталась одной из двух стран где продажи устойчиво растут.
Прогнозы на 2003 год менялись чуть ли не ежемесячно. В начале года они были оптимистичными, в апреле, когда началась война в Ираке, эпидемия пневмонии и разразился скандал в Базеле, сменились на пессимистические, а ближе к концу осени аналитики опять заговорили о подъеме. Вся промышленность облегченно вздохнула после подведения результатов года.
Пусть в этом году не было такого подъема, как в 2000–2001-м, но в целом картина оказалась вполне приличной. Отрасль несколько сбавила обороты, выпуск часов сократился на 8,4% в количественном и на 4,4% в стоимостном выражении, механизмов — на 7,5% и 4,9% соответственно. Но значительным это снижение не назовешь.
А если сделать поправку на выросший за год курс швейцарского франка по отношению к доллару, то в главной у.е. оборот даже несколько вырос. Наиболее заметным было снижение продаж механических калибров и кварцевых часов, объем продаж механических часов даже вырос. Оптимизм у швейцарцев вызывает возобновление роста экономики в США (и как следствие рост спроса) и хорошие общие показатели в последние четыре месяца года.
Однако ситуация на многих важнейших рынках по-прежнему сложна. Так, экспорт в Гонконг упал на 8,2%, в Японию — на 10,5%. Не очень оптимистическая картина складывается и в большинстве европейских стран. На этом фоне возрастает важность российского рынка. Россия остается одной из очень немногих стран, в которых наблюдается устойчивый рост спроса на продукцию швейцарских часовщиков.
В прошлом году объем поставок вырос на 22% и, составив 149 млн SFr, впервые перевалил за отметку $100 млн. Это позволило России подняться с 20-го сразу на 15-е место в рейтинге стран — импортеров швейцарских часов. При этом следует отметить, что наряду с ростом закупок часов очень резко увеличился импорт механизмов.
Очень сильно выросла и стоимость импортированных механических часов. Если количество часов выросло всего на 1,5%, то стоимость ввезенных часов увеличилась на целых 44%. Средняя цена импортируемых механических часов поднялась с SFr1485 до SFr 2108. В итоге средняя цена поставляемых в Россию часов (SFr752) более чем вдвое превысила среднюю цифру по миру в целом (SFr362).
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 2-2004
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: 2-2004