Школа мастеров

 В преддверии Нового Года Swatch Group Rus открыла в Москве тренинг-центр для обучения часовых мастеров.

 В преддверии Нового Года Swatch Group Rus открыла в Москве тренинг-центр для обучения часовых мастеров.

Проект «Школы часовщиков» три крупнейших оператора российского часового рынка – Swatch Group, Richemont и Mercury – обсуждали еще в докризисном 2008-м году. Уже тогда эти компании столкнулись с недостатком квалифицированных кадров для своих сервис-центров. Старая, советская система подготовки специалистов была разрушена в 1990-х, а потребность в мастерах, способных обслуживать и массовые, и сложные модели, только росла. По задумкам, школа была должна готовить специалистов-ремонтников «с нуля» по годовым или двухгодовым программам, инвестиции в проект оценивались в $3 млн. Однако разразившийся вскоре кризис заставил участников консорциума заняться другими вопросами, и казалось, что идее «Школы часовщиков» суждено остаться на бумаге.

Между тем, стратегия и растущие объемы продаж Swatch Group требовали наращивать сервисное направление. Сразу же после открытия собственного сервис-центра на повестку дня вышел вопрос о подготовке кадров для своей мастерской и партнеров. Долгое время проблемы решались благодаря выездным тренингам на часовых фабриках. Но зрела мысль и о создании собственного центра подготовки специалистов, тем более, что группа имеет подобный опыт: такие центры успешно функционируют в ряде других стран. И вот в первых числах декабря 2014-го тренинг-центр принял первых учеников: Ойвинд Энжин провел обучение по работе со специфическими калибрами Longines.

Школа ремонта

Тренинг-центр – это небольшая комната в том же корпусе, где находится сервис-центр Swatch Group. Антураж помещения, расположенного на мансардном этаже, чем-то напоминает швейцарские часовые ателье. Центр рассчитан на одновременное обучение максимум четырех студентов. Такое количество признано оптимальным по опыту других стран: у преподавателя хватает времени, чтобы проконтролировать работу каждого их подшефных. Соответственно, здесь оборудованы 4 полностью экипированных рабочих места плюс стол наставника. Помимо всего традиционно необходимого для мастерской оснащения есть и специфические «школьные» элементы: флип-чарт, проектор для трансляции обучающих материалов, и даже «четырехглазый» микроскоп, позволяющий преподавателю контролировать работу обучаемого.

Ключевое отличие созданного тренинг-центра от «Школы часовщиков», с которой мы начали рассказ, заключается в более краткосрочных программах. Swatch Group делает акцент не на обучении «с нуля», а на повышении квалификации уже состоявшихся специалистов. Предполагается, что человек имеет базовые навыки работы с часами, и представители отдельных фабрик учат особенностям конкретных калибров, которых в ассортименте группы становится все больше. Например, хронографы с колонным колесом, однокнопочные хронографы, ретрограды, механизмы, созданные с использованием новых материалов и технологий, как Tissot T-Touch и механизмы с деталями из кремния.

Стратегическое преимущество

Сегодня в сервис-центре Swatch Group Rus работают около 40 сотрудников, из которых 16 – мастера-часовщики, еще несколько специалистов занимаются приемкой и обслуживанием часов в принадлежащих компании магазинах. Общее число авторизованных сервис-центров группы в России перевалило за 30. С учетом того, что входящие в концерн марки в последние годы наращивают спектр уникальных калибров, потребность в обучении стала постоянной. До сих пор ее удовлетворяли за счет выезда групп мастеров на фабрики в Швейцарию. Однако это дорого и сложно: мастера часто не знают иностранных языков, нужны визы, и т.д. Проводить обучение в Москве намного удобнее, гибче и дешевле, даже с учетом того, что компания планирует оплачивать «студентам» проживанием в столице. Тренинг-центр позволит повысить интенсивность обучения, качество обслуживания покупателей и, в итоге, - их удовлетворенность от общения с той или иной маркой. Именно такую стратегическую цель ставят перед собой руководители компании.

Иметь корпоративный тренинг-центр в Москве – удовольствие дорогое, и в компании собираются обеспечить ему максимально полную загрузку. На первых порах обучение будут проводить специалисты, приезжающие с фабрик. Однако компания планирует через некоторое время иметь собственного сертифицированного тренера: русскоговорящего человека, способного на высоком уровне рассказать про работу с большим списком марок. Тогда центр действительно будет использован по максимуму и, возможно, готовить мастеров не только для России, но и для других русскоговорящих рынков. На вопрос готовы ли сдавать класс в аренду коллегам из других компаний, в Swatch Group ответили отрицательно: потребность в обучении столь высока, что загрузки хватит и внутри группы.

Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Swatch Group обучение персонала