Сергей Цимбалов: резких движений сейчас делать не стоит

— Помимо того, что вы являетесь владельцем часовых магазинов, у вас есть также музыкальный бизнес. Расскажите подробнее.

— Музыкальный бизнес подразделяется на несколько категорий: непосредственно продажи музыкальных инструментов, профессиональный свет, звук, инсталляции и госконтракты. Бизнес часовой и музыкальный одинаковы по доходности, в музыкальном выручка может быть больше, но за счет небольшой маржи, они выравниваются с часовым.

— Что сейчас происходит с вашими магазинами? Все закрыто?

—  Часовые магазины закрыты полностью, пытаемся работать удаленно, но продали пока одни часы. Музыка работает в полном формате удаленно, производим продажи, доставляем товар. Выручка упала процентов на 90, но продажи, по крайней мере, не остановились.

— Вы осуществляете продажи через интернет-магазин или через соцсети?

—Мы продаем, в основном, через наши сайты. Сайт по продаже музыкального оборудования достаточно хорошо заполнен. Дело в том, что если в часах нужно забивать порядка 30 000 позиций, то в музыке — порядка 3000, что намного проще. Классического интернет-магазина у нас нет ни в музыке, ни в часах, но на нашем музыкальном сайте представлен практически весь наш ассортимент. Люди звонят, пишут в мессенджеры, консультируются, делают заказы, оплачивают покупку, и мы ее доставляем.

— Услуги часового сервиса у вас сейчас работают?

— Нет, тоже закрыто.

— У вас был интересный опыт продвижения музыкальных инструментов бренда Casio через преподавателей музыки. Как думаете, можно ли придумать нечто подобное для часов?

— Мы действительно успешно популяризируем музыкальные инструменты через преподавателей. Устраиваем курсы, поддерживаем их технически, а потом предоставляем некоторые бонусы для преподавателей, которые эти курсы прошли. И они покупают у нас инструменты для своих учеников. Думаю, в часах такая схема никак не сработает, у нас же нет «преподавателей часов» или другого подобного понятия (смеется).

С часами у нас был другой любопытный опыт в середине марта. Мы с компанией Seiko ставили витрину в «Арене-2000. Локомотив». Занимались продажей часов во время матча «Локомотив-Йокерит» в 1/4 финала КХЛ. Лига, к сожалению, закончилась из-за ситуации с коронавирусом, так и не определив чемпионов. Но нам удалось поучаствовать в первой серии игр. Всем посетителям при входе мы раздавали печатную продукцию о бренде Seiko и буклеты с адресом нашего магазина. На одной из трибун стояла витрина, где были установлены терминалы, чтобы осуществлять продажи. Нам удалось продать там часы, хотя мы никак не думали, что у нас в Ярославле люди могут, придя на хоккей, купить часы за 20 000 рублей.

— Какие рекламные каналы сегодня работают лучше всего?

— Естественно, это интернет. До всей ситуации с пандемией, по большому счету, интернет в нашем регионе был абсолютно непопулярным каналом продвижения, вкладывать в него деньги было практически бессмысленно. Сейчас, возможно, это один из способов продвижения. Но кому продвигать? Наши клиенты и люди, которые нам доверяют, находят нас и пытаются приобрести что-то через сайт, как и произошло с последней покупкой часов. В других интернет-магазинах, думаю, сейчас тоже заказов не так много. Поэтому в сложившихся условиях мы не планируем расход средств на рекламное продвижение, по крайней мере, в часовом бизнесе.

—Часовщики делятся успехами в Instagram. Посещаемость страниц увеличивается, есть заказы. Не рассматриваете для работы эту площадку?

— Социальные сети мы пока не очень развиваем. У нашего музыкального бизнеса есть хорошие страницы в соцсетях, но они неэффективные. Мы выкладываем интересные факты, поддерживаем активность, но это все равно не имеет особого результата. Самый рабочий инструмент — это сайт, на который люди ссылаются, когда звонят и интересуются товаром.

— Планируете ли смену брендов в своем портфеле?

— Думаю, что сейчас точно не стоит делать резких движений. Я этого делать не буду. У нас достаточно большой портфель брендов, и пересматривать что-то пока я не готов. Думаю, нужно подождать какое-то время, посмотреть, что происходит с рынком, а уже потом делать выводы.

— Что сегодня можно сделать для поддержания интереса к часам?

— Знаете, когда Роспотребнадзор, давая противовирусные рекомендации,  сказал «снимайте часы и мойте их отдельно», я подумал, что часы сейчас не самый лучший товар для продажи. По большому счету, сейчас нам всем нужно сделать паузу, подождать пока ситуация прояснится. Я думаю, что у всех часовщиков есть определенные товарные запасы, и немаленькие. И, например, раздавать направо-налево скидки — это абсолютно деструктивно.

— Хотя многие, наверняка, этим займутся…

— Может быть. Ситуации у всех разные. У меня сейчас основная жизнедеятельность зависит от розничной продажи музыкальных инструментов. Мы выполняем госконтракты, поскольку заключили их до этой ситуации. А в часовом бизнесе резких движений я делать не буду.

— Что планируете делать, когда карантин закончится?

— С улыбкой встречать покупателей! Не стоит отчаиваться, мы переживали и не такое. Сейчас самое время пересмотреть жизненные приоритеты. Я, например, последние две недели активно занимаюсь спортом и скинул 4,5 кг - бегаю по 100 этажей в день. Самое главное, не останавливаться и не опускать руки. Нужно перестраиваться!