Сергей Салеба: Новые проекты идут сложно
- Недавно вы расширили географию: открыли магазин в Липецке. Для чего это было сделано?
- Да, совместно с местным партнером мы открыли магазин в Липецке. Наши города находятся рядом, рынки практически одинаковые, у нас всегда было много покупателей из Липецка, нас там все знают.
Но мы не рассматриваем это как какой-то масштабный шаг и не ждем от него никаких чудес. Сейчас все новые проекты идут достаточно сложно. Например, в прошлом году у себя в Воронеже мы открывали два новых магазина, и оба закрыли.
- Тогда почему вы инвестируете в новые точки?
- Потому что нельзя стоять на месте. Например, мы купили новый магазин в Воронеже, отдельностоящий. Два зала, 120 метров, ассортимент от Casio до TAG Heuer.
Это нужно для увеличения стабильности бизнеса, чтобы не зависеть от арендодателей. Магазин в собственности в понятном месте позволяет спокойно работать и раскручивать его, не оглядываясь ни на кого. Но мы понимаем, что это долгосрочный проект. Рынок уже сформировался, покупательские потоки распределены. Стрит-ритейл вообще тема медленная, и чтобы магазин приобрел клиентуру, нужно время. Думаю, через год-два салон выйдет на нужные цифры.
Полтора года назад мы открыли новый магазин в «Галерее Чижова». Здесь мы тоже понимаем, что нужно время, чтобы он раскрутился.
- Как в целом идут продажи этой осенью?
- Нормально. Сентябрь всегда был достаточно неплохим месяцем, в октябре традиционно было хуже. Правда, в прошлом году все поменялось: хорошим оказался октябрь, а плохим, наоборот, сентябрь. В этом году и в сентябре были стабильные продажи, и октябрь для нас стал неплохим месяцем.
- Как ты думаешь, почему в этом году продажи были стабильными?
- В первую очередь, конечно, из-за колебаний валютного курса. Это объективный фактор. А еще мы стали более активно размещать рекламу в интернет, что тоже сказалось на продажах. Реклама через интернет, продвижение сайта - все это дает результат, потихоньку работает.
- Под колебанием курса ты имеешь в виду повышение курса доллара?
- Да. И вообще нестабильность. Когда есть движение, люди быстрее принимают решение о покупке.
- Но наибольшие движения доллара были в августе, а в сентябре-октябре колебания не доходили даже до 10%…
- У людей есть опасения роста цен, и изменение курса доллара стимулирует к совершению покупки. Например, сейчас мы ощущаем похожие процессы из-за падения цен на нефть, хотя курс пока стабилен. Если до этого человек думал, купить сегодня или послезавтра, то движение нефти или курса заставляют его приходить в магазин.
- Можешь ли отменить какие-то изменения в поведении клиентов по сравнению с прошлым годом, помимо нервозности, связанной с курсом?
- Уже второй год стали покупать недорогие часы Casio. Раньше такого не было.
- Почему?
- Я не знаю. Люди покупают Casio независимо от уровня своего дохода. Неплохо берут дорогие часы, а дешевые, типа Montana, просто сметают с полок. Такой тренд продолжается второй год, но особенно заметно стало этой осенью.
Очень радует Tissot. У марки появились хорошие новинки, но и старые модели продаются. Tissot и ранее был качественным продуктом с конкурентоспособной ценой, а в этом году еще больше добавилось позиций, которые хорошо продаются. Думаю, что именно выход удачных моделей поддержал цифры в октябре.
- С лидерами разобрались. А есть ли бренды, которые не оправдали надежд?
- У нас марок, которые сильно разочаровали, нет. Кто как должен продаваться, тот так и продается. Во время кризиса сильные бренды всегда продаются хорошо, а слабые, малоизвестные, просто перестают продаваться. Что, собственно, сейчас и происходит.
- Что из вашей активности оказалось эффективным?
- Продвижение сайтов через интернет. Это оказалось на удивление результативным. И показатели количества заявок, и выкупа после запросов нам очень нравятся.
- У вас просто сайт с каталогом, не интернет-магазин. Почему?
- А смысл? В Воронеже у нас много магазинов. Я считаю, что покупателю гораздо удобнее прийти в обычный салон в удобное для себя время, выбрать в реальности, чем заказывать через интернет. В салоне есть возможность еще раз сравнить модель с другими, и сделать конечный выбор.
- Дорого обошлось создание сайта?
- Нет, мы сделали его на готовом «Битриксе».
- Что ждете от конца этого года?
- В первую очередь, я надеюсь, будет стабильность. Через две недели посмотрим какие будут санкции и как они повлияют на нас. Но, по нашим прогнозам, Новый год должен пройти хорошо. Конец года должен быть стабильным по продажам.