Сергей Салеба. Рынок часов никуда не денется и через 10–15 лет

Рынок часов изменится, но никуда не денется и через 10–15 лет. За это говорит история и сам характер покупок часов. Часы не покупают как средство измерения времени, потому что в этом вопросе много конкурентов. Например, телефоны, которые гораздо удобнее часов. Помните, был период, когда молодежь активно покупала телефоны? Продажи часов тогда сильно упали, и многие предрекали смерть рынка. Действительно, имея телефон, часы не нужны, и часть людей до сих пор пользуются только телефоном. Но таких мало. Все равно рынок остался.

А после того спада рынок вырос. Для меня умные часы — это то же, что телефон, только телефон удобнее. И сейчас легко прослеживается соотношение ценности между телефоном как гаджетом и часами как гаджетом. Мы видим, что продавец продает телефон Samsung, а в подарок к нему дает часы, а не наоборот. Вот вам расклад в будущей ценности. Что бы ни говорили про «умные часы — это будущее», я в это не верю.

И я не думаю, что часовой рынок лет через 5–10 будет сильно отличаться от того, что есть сейчас. Конечно, будет интернет, будут продажи там. Но я считаю, что часовые марки разделятся на те, которые присутствую в основном в интернете, и те марки, которые будут представлены в основном офлайн. Интернет — это очень хорошее средство коммуникации и не очень удобный инструмент для продаж. В магазине покупать гораздо удобнее. Да, в Москве большую роль играет фактор пробок, но в любом случае интернет-торговля на данный момент не создает потоки, она паразитирует на существующих офлайн-потоках. И большинство интернет-магазинов направлено на то, чтобы забрать покупателей из офлайна. Но доля продаж хороших швейцарских марок в интернет-магазинах составляет не больше 15 %. А 10–15 % от рынка — это смешно!

В интернет уйдут fashion-часы, в офлайне их будет мало. Этот сегмент уже 10 лет только сжимается. А действительно сильные бренды, которые занимаются анализом, развитием рынка, будут ограничивать интернет. Собственно, это происходит и сейчас. В дальнейшем разделение будет усиливаться. Марки, которые хотят расти и иметь большие объемы продаж, будут использовать сеть как инструмент рекламы и поддержки офлайн-магазинов. Но основные продажи будут осуществляться в офлайне.

Часы в интернете можно рекламировать, собирать информацию, но чтобы сделать выбор, их все равно нужно физически трогать. И не двое часов, которые тебе привезет курьер, а больше. Сделать это можно только в офлайн-магазине.

Почему мы стараемся иметь в салонах много брендов? Человек хочет выбрать лучший вариант для себя. Как правило, он хочет посмотреть две-три марки одной ценовой категории, хотя бы одну-две марки пониже и повыше, а в каждой из них — по 3-5 моделей. В результате, покупая, человек меряет до 40 моделей. Никакая доставка с этим не справится.
Конечно, есть те, кто увидел что-то у соседа, в телевизоре, в рекламе. Им мерять не надо, они нацелены на конкретную вещь. Но основная масса — это люди, которые не понимают стоимость брендов и что такое часы вообще. Кто вышел на определенный уровень достатка и начинают задумываться о часах, либо молодежь.

У мультибрендовых салонов и бутиков брендов тоже разные роли. Марки выпускают не только коммерческие часы, но и какие-то особые модели, которые, как правило, не представлены в ритейле, их никто не хочет покупать. Чтобы наиболее полно представить бренд, нужны бутики. Но они, как правило, убыточные. Это инвестиции часовой мануфактуры в представление себя.

Давление интернета отрицать глупо. Он есть и отъедает покупателей. В интернете очень много предложений, от Q&Q до Rolex. Больше того: Rolex можно купить за 1500 рублей и за миллион. Как человеку понять, что есть что? Есть много информации, но она разная и противоречивая. Чтобы ее систематизировать и понять, где правда, а где ложь, нужно много времени и нужна помощь. Именно для этого и существуют и будут существовать магазины.

Часовой салон — это объект, которому люди доверяют. И именно в создание доверия мы инвестируем очень много денег: в продвижение магазинов как надежной, качественной сети с соответствующим сервисом, с физической мастерской, с наличием квалифицированных мастеров и грамотных продавцов, которые рассказывают, пропагандируют часы как товар.