Сергей Бурлаченко: берем курс на стабильную работу

— Какова ситуация в часовом бизнесе в вашем городе, Керчь?

— Последние несколько месяцев мы наблюдаем заметный спад в рознице. Пока понять, почему это происходит, не получается.Меньше людей заходят в магазин, возможно, отдавая предпочтение онлайну, а, возможно, из-за низкой покупательской способности. Наш город довольно маленький, и даже при отсутствии особой конкуренции, роста нет.

— Какие бренды в этом году показали хорошие продажи, а какие - не оправдали ожиданий?

— Casio — наш двигатель торговли. Остальные японские бренды, Orient, Citizen, например, также стабильно имеют достаточно хорошие показатели. Российские марки после присоединения Крыма в 2014 году показывали рост на протяжении двух лет. Затем был спад, но последний год, особенно во второй половине 2019 года, «Штурманские», Charm демонстрируют определенный рост продаж и в штуках, и в деньгах.  Хорошо продаются Jacques Lemans и Adriatica. Но, например, с новым дистрибьютором Timex не смогли найти общий язык, поэтому марку будем убирать из портфеля.

— Почему так случилось?

— Компания «Фортуна-Тайм» отдала свои марки на откуп интернет-магазинам. В том же Wildberries, пункт выдачи которого находится совсем недалеко от моего магазина, можно взять Timex, Michael Kors, Donna Karan New York. Внимание компании сфокусировано больше на таком канале продаж. Плюс неправильная подача всех этих марок в интернете. Например, приходит обычный керчинский клиент за часами Diesel,  узнает его ценовую категорию в 15-20-25 тысяч, и сразу начинает грустить, потому что в его понимании цена за Diesel не должна превышать 5000 рублей.  По остальным маркам — то же самое. Откуда покупатели берут такие цены, из каких источников и соцсетей, непонятно.

— Может, им за эти деньги предлагают реплики?

— Да, к нам тоже часто обращаются за копиями. Мы рассказываем и показываем, в чем главные различия оригинала и подделки и люди, наконец, понимают, почему цена выше. Мой товарищ  специально приобрел в интернете копии по 20 $ и теперь они служат наглядными пособиями. Демонстрирую и предлагаю: найдите 120 отличий.

— Как повлияло на ваш бизнес присоединение Крыма к России?

— Если говорить про работу с оптовиками, то из плюсов: появилось многообразие марок и с некоторыми из них московские дистрибьюторы хорошо работают. "Группа Август", например, на складе имеет достаточно много товарных остатков, всегда можно подобрать что-то хорошее. В Украине были свои плюсы: доставка в течение двух дней. В России, к сожалению, сроки доставки другие, минимум от недели. Это расстраивает, конечно. Также раньше у нас доставка была за счет оптовика, а теперь она, мало того, что долго идет, но и к тому же стоимость достаточно высокая, что накладывает свой отпечаток.  

В целом, сейчас наблюдается спад, может потому что у нас город маленький в сравнении с остальными крымскими городами. Он и раньше, при Украине,  был тупиковый, а сейчас, опять же, люди будто проскальзывают через него. Даже с открытием железнодорожного моста не появилось станции «Керчь» ,  ичтобы добраться до нашего городатак надо выходить в Анапе или Симферополе. Все едут мимо: город не является курортным, хотя и расположен на двух морях. Есть отличные песчаные пляжи, но нет ни инфраструктуры, ни гостиничного бизнеса, а ресторанный бизнес не развит вообще.

Также изменились правила размещения наружной рекламы, билбордов. Во-первых, сильно вырос ценник, а, во-вторых, не были пролонгированы те соглашения, что были при Украине, так что многих площадок просто не стало. Стоимость рекламы сильно выросла, но отдачи соответствующей не наблюдается. Тем более, что сейчас вся молодежь в соцсетях, и актуальность наружной рекламы снизилась.

— Как вы работаете соцсетях?

— У «Женевы» есть странички в соцсетях, но ощутить их влияние на работу сложно. Через них приходит не так много клиентов, хотя за последний год их количество прибавилось. Люди приходят и говорят: «Мы видели у вас есть вот такие часы. А сколько они стоят?» И когда им говоришь стоимость, интерес сразу пропадает. Но, однозначно, специалисты по соцсетям нужны и реклама там обязательно принесет свои плоды. Видимо, нужно время.

Интернет можно рассматривать как рекламную площадку культуры ношения часов, продвижения часов как товара, особенно для той части молодого поколения, которая родилась в 2000-х годах и не представляет жизни без смартфонов. Для них такая реклама особенно нужна.

— Ощущаете ли вы конкуренцию с онлайн-магазинами?

— Благодаря тому, что скорость доставки в Керчь из интернет-магазина, за исключение разве что Wildberries, достаточно большая, клиент возвращается в офлайн-магазины. Особенно это касается предпраздничной суеты. Покупатель решил сделать заказ 15 декабря, надеясь получить его в 20-х числах, но, вероятнее всего, они придут к нему уже в новом году. Также людей пугает 100% предоплата заказа интернет-покупки при условии доставки в Крым. Часть клиентов интернет, конечно, забирает, но мы чаще с этими марками и не работами. А на тех, что остаются, те же Casio, например, демпинга со стороны интернета не ощущается. Так что мы работаем в своем режиме.

— Чем вам запомнился 2019 год?

Попробовал поработать в курортном городе Анапа.  Открыл точку в формате «островок» в пятизвездочном отеле в период с июня по октябрь. В высокий сезон выручка больше, чем в магазине в Керчи, но высокая аренда съедает прибыль. Несмотря на это, в летние месяцы с точки в 8 кв. м удалось получить больше, чем от магазина, который работает годами.

— Какие планы на будущий год?

— Сегодня задачи бизнеса заключаются, в целом, в выживании, но необходимо искать и пути для развития. Думаю, стоит сделать упор на обучение персонала. Качественное обслуживание —  это очень важно. Также хочется заняться более качественным представлением товара, найти помещение побольше, которое позволило бы разместить новое торговое оборудование, и за счет этого достойно представить товар. В виду отсутствия торговых центров в Керчи сделать это затруднительно. На данный момент в городе есть два строящихся объекта  и, если удастся, то планируем открыть новую точку там. Если же в 2020 году этого сделать не получится, то в летний период опять будем работать в Анапе, получать опыт работы в курортном городе, где в это время  происходит десятикратный приток населения, соответственно и денег. Желание продолжать работу в часовом бизнесе есть, но, очевидно, что она будет видоизменяться исходя из сегодняшних реалий. Очень понравилась статья с Александром Савельевым из Челябинска, увидел много пересечений и знакомых моментов, и согласен с тем, что сейчас мы преодолеваем очередной кризис, который встречается нам уже не первый раз. Так что берем курс на стабильную работу!