Сдержанный оптимизм российского потребителя

Уже второй квартал подряд в позитивной зоне держится Индекс потребительских настроений россиян, который измеряет по данным всероссийского опроса компания GfK. Индекс следующим образом: доля положительных ответов - доля отрицательных + 100.  Значения индекса может варьироваться от 0 до 200 пунктов. При этом интервал от 0 от 99 пунктов называется «пессимистической оценкой» и означает, что население считает ситуацию ухудшающейся. Если значение Индекса равно 100 пунктам – население рассматривает ситуацию как стагнирующую. О позитиве говорит интервал от 101 до 200 пунктов. В июне 2017 года Индекс потребительских настроений прибавил 2 пункта по сравнению с апрелем 2017 года и вырос до 104.

Рост Индекса потребительских настроений зарегистрирован во всех федеральных округах, кроме Северо-Западного региона, который остается самым депрессивным регионом страны с точки зрения потребительских настроений. Наибольший прирост Индекса в июне зарегистрирован в Уральском регионе и в Москве, где Индекс приблизился к докризисным показателям. Впервые с 2013 года был отмечен рост Индекса на Дальнем Востоке. Здесь показатель увеличился с 90 пунктов в апреле 2017 года до 102 пунктов в июне 2017 года. В начале лета улучшилось и настроение потребителей Поволжья.

Исследования GfK показывают, что вслед за ростом потребительских настроений в ряде категорий товаров длительного пользования наблюдается восстановление спроса (продажи в натуральном выражении), однако объемы продаж в денежном выражении восстанавливаются не так быстро.  

Пусть покупатели и начинают верить в исправление ситуации, они продолжают применять привычный прагматичный подход, выбирая более дешевые модели или приобретая товары по промо-акции. Это доказывают и показатели для отдельных сегментов рынка. Так, по данным мониторинга розничных продаж GfK, продажи на рынке бытовой техники и электроники в первые пять месяцев 2017 года выросли на 2% в шт. При этом оборот рынка в рублях остался практически на уровне прошлого года. Средняя сумма покупки оказалась на 2% меньше, чем в 2016 году.

Говорить об уверенном росте торговли пока не приходится. По данным Росстата, оборот розничной торговли в июне 2017 г. составил 2417,0 млрд.рублей – на 1,2% больше показателя соответствующего периода предыдущего года. При этом оборот ритейла за полугодие незначительно снизился – на 0,5% до 13876,0 млрд.рублей.