Сделано в России?

Все знают, что такое Swiss made. Собственно, за это швейцарские часы и ценятся. А вот значит ли что-нибудь маркировка «Сделано в России» на часах, которые мы привыкли считать отечественными? Свое мнение по данному вопросу высказывает Надежда Лоскутова, начальник производства ЧЧЗ «Восток».



 

Прежде всего хочу сказать, что мне больно и обидно за нашу российскую часовую промышленность. То, что в ней происходит, я знаю не понаслышке. Проработав на часовом производстве более 30 лет, видела разные периоды ее истории: и времена расцвета, и годы практически полного разрушения.
Ряд процессов, происходящих на рынке последнее время, вызывает у меня тревогу. С одной стороны, отрасль вроде бы на подъеме, появляется все больше новых марок, заводы модернизируют оборудование и модельный ряд, улучшается дизайн. Часов, имеющих российское название и маркировку «Сделано в России», становится все больше. Но при этом доля часов, действительно произведенных в России, уменьшается Д огромное количество якобы российских часов на самом деле от начала до конца производится в Китае и других азиатских странах.
Иногда можно услышать, что это «работа по западным стандартам» Дмол, в Швейцарии большинство марок тоже имеют только сборочный цех, а все комплектующие закупают на стороне. Но какие бы умные термины и громкие лозунги ни звучали, факт остается фактом: под прикрытием надписи «Сделано в России» продаются часы, в которых нет ни одной отечественной детали. Механизм сделан в Китае, корпус Д в Корее, и даже собираются часы зачастую не в России.
Почему так происходит, почему мы видим все больше русских названий на циферблатах импортных моделей? Почему вместо китайских или корейских имен люди предпочитают ставить на свою продукцию российские? Ответ прост: потому что наш покупатель знает и любит отечественные часы. И продать часы с русским именем легче, чем с китайским или корейским. Ставя на циферблате русское название и надпись «Сделано в России», производитель объявляет о своей причастности к нашей часовой промышленности, к тому, что было создано за 75 лет ее истории.
Само стремление ассоциировать себя с российским часпромом, может, и понятно и даже похвально. Страшно то, что продукция, продающаяся с маркировкой «Сделано в России» и прикрывающаяся авторитетом российских часов, зачастую разрушает этот авторитет. В ситуации, когда производство находится непонятно где, а сборка осуществляется неизвестно кем, гарантировать качество и соответствие описания часов действительности невозможно. Например, недавно в мастерскую по ремонту часов при нашем заводе принесли модель, паспорт которой утверждал, что корпус и браслет часов позолоченные. Вид этих часов показался странным, и мы провели анализ покрытия в химической лаборатории завода. Специалисты подтвердили худшие предположения, вынеся вердикт: «В покрытии часов данного образца золота не обнаружено». Что, как не такая некачественная, прямо скажем, подделка, произведенная неизвестно где, может сильнее уронить престиж отечественных часов?
Не надо пилить сук, на котором сидим. Сегодня отечественная часовая отрасль держится на плаву благодаря все еще живому доверию покупателя к маркировке «Сделано в России». Выпуская под этой маркировкой часы низкого качества, мы можем потерять остатки доверия покупателя. А тогда и русские названия на циферблат ставить будет незачем.
Как мне кажется, нужно что-то предпринимать для сохранения престижа российских часов. Все знают, что если на часах стоит маркировка Swiss мade, то в этих часах стоит швейцарский механизм, часы собраны и проверены в Швейцарии. Какое бы название ни стояло на циферблате, одна эта надпись Д уже гарантия качества. То же самое относится и к маркировке Made in Japan. Гарантируя покупателю качество, эти надписи гарантируют рабочие места для многих тысяч людей в Швейцарии и Японии. В России, где еще остается своя часовая промышленность, тоже должно быть какое-то свое обозначение для действительно российских часов.
Все, кто связан с отраслью и кто действительно заинтересован в долгосрочной работе, должны собраться и принять какие-то наши, российские внутриотраслевые стандарты, своеобразный «кодекс чести». Нужно договориться о том, в каких случаях на часах может появиться маркировка «Сделано в России».
Мне представляется, что главным условием при этом должно быть использование российского механизма. За рубежом требования точно такие же. Механизм Д это сердце часов, их основная деталь. Вполне допускаю, что импортными могут быть детали внешнего оформления Д циферблат, стрелки, даже корпус. На мой взгляд, ничего страшного, если сборка будет произведена не в России, а в другой стране. Но уж если мы говорим, что часы российские, то механизм просто обязан быть российского производства.
При отсутствии какого-либо внимания со стороны государства принимать все эти стандарты и следить за их соблюдением предстоит самим часовщикам. В Швейцарии и Японии часовая промышленность активно поддерживается и регулируется государством. Так же было и у нас в советское время. Сейчас не осталось ни одного органа, который бы контролировал происхождение и качество часов. Нет ни министерства, нет ни прежнего главка
НИИЧаспрома, не работает и Госстандарт. С одной стороны Д это хорошо, потому что у производителей не связаны руки и мы можем быстрее менять модельный ряд. А с другой стороны Д и покупатель, и сами производители оказываются незащищенными от товаров низкого качества, плодов недобросовестной конкуренции. Возможно, необходимо создать какой-то независимый ни от одного из производителей орган, который бы контролировал происхождение и качество часов.
Это моя личная позиция, и, возможно, далеко не все мои коллеги согласятся с ней. Но поверьте Д действительно обидно за отрасль, которая создавалась и работала 75 лет, за 4000 человек, работающих на нашем заводе. Обидно за державу, граждане которой покупают не пойми что под видом отечественного товара.
Надежда ЛОСКУТОВА, начальник производства ЧЧЗ «Восток»
 
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 4-2004

 

Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: стратегии компаний Восток 4-2004