СДЕЛАНО В ГОНКОНГЕ. СОБРАНО В ШВЕЙЦАРИИ

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Ведение бизнеса</span></span></p>

Гонконг не является ведущим мировым экспортером часов и, наверное, в ближайшие два-три года таковым не станет.

Гонконг не является ведущим мировым экспортером часов и, наверное, в ближайшие два-три года таковым не станет. Но китайская мудрость гласит, что недальновиден тот, кто не смотрит дальше своего носа. Те же,-кто способен заглянуть чуть дальше, со всей ответственностью утверждают: в среднесрочной перспективе все может измениться.
Гонконгский "дракон" уже не просто очень силен и амбициозен. Он как губка впитывает западные стандарты ведения бизнеса и планомерно расширяет сферы своего влияния, нить за нитью плетя кружева внешнеэкономических связей и эффективно используя плоды глобализации мировой экономики. Несомненно, роль одного из главных инструментов в достижении таких показателей играет ежегодная Honkong International Watch & Clock Fair, очередное открытие которой состоялось 6 сентября.

Город контрастов
"Вау! Вот это да!" - именно таким оказывается первое впечатление, охватывающее большинство "иноземцев" при взгляде на этот остров. Огромные зеркальные небоскребы, древние памятники архитектуры, бурлящий и в то же время неторопливый ритм жизни, пешеходные галереи, многоярусные дорожные развязки, поражающий своими масштабами порт - все это придает неповторимый шарм этому великолепному городу. Хотя язык не поворачивается назвать Гонконг просто городом. Гонконг - это государство в государстве, исторически сложившийся за последние полтора века мост между быстрым прагматичным Западом и мудрым неторопливым Востоком.
Эта двойственность и неоднозначность проявляет себя во всем - начиная от обшарпанных панельных многоэтажных "хрущевок", расположенных за широкими спинами сверкающих гигантов из стекла и бетона, и заканчивая надписями и указателями, повсеместно дублирующимися на китайском и английском языках. Диссонанс проявляет себя и за пределами делового центра - в многочисленных деревнях и рыбацких поселках, расположенных за городской чертой, и следа не остается от показного лоска продвинутого английского Гонконга, здесь повсеместны обычная размеренная китайская неприхотливость и тяжелый ручной крестьянский труд.
При всем этом чувствуешь себя в Гонконге на удивление легко и комфортно. Подозреваю, что немалая заслуга в этом принадлежит организаторам выставки и торговому совету Гонконга, денно и нощно опекающим всех гостей, приглашенных на столь важное для экономики региона мероприятие. Было заметно, что продуманы и призваны создавать приподнятое рабочее настроение даже несущественные детали. К примеру, каждый (!) выставочный стенд буквально утопал в цветах, а в течение первых трех дней под аккомпанемент живого оркестра проводились мини-парады: молодые и весьма привлекательные модели выходили к публике с лучшими моделями часов-экспонентов на запястьях. Не говорю уже об отличных условиях проживания приглашенных гостей.
У неискушенного посетителя вполне могло сложиться впечатление, что столь комфортная обстановка не очень-то располагает к напряженной работе. Мнение сколь наивное, столь и неверное: не стали бы китайцы вкладывать столько средств в Honkong Watch & Clock Fair, если бы они не отбивались сторицей.
В отличие от пафосных Базельской и Женевской выставок, главная цель участия в которых - хороший PR, Гонконгская является гораздо более западной в отношении прагматичности. На мой взгляд, правильнее называть ее не столько выставкой, сколько огромной торговой площадкой. Площадкой для общения продавцов и покупателей. Последних здесь становится с каждым годом все больше и больше, а их "знатность" и уровень - все выше. Так, основным докладчиком на Азиатской часовой конференции выступил Филипп Шариоль - думаю, эта персона в представлении не нуждается.

К сожалению, для многих адептов традиционных взглядов в среднесрочной перспективе эта фраза вполне может превратиться в нечто само собой разумеющееся. Представителей многих известных западноевропейских брэндов в Гонконге год от года становится все больше. И приезжают они сюда, разумеется, не только из праздного интереса и не из стремления себя показать. Скорее наоборот: делают все возможное, чтобы их не заметили. Оно и неудивительно. Те, кто дорожит лейблом Swiss Made на своей продукции, не заинтересованы в разглашении информации о том, что львиная доля комплектующих дорогих престижных часов закупается в Гонконге.
Причина их интереса к острову проста: здесь уже есть современнейшие производства, оснащенные самым совершенным оборудованием, менеджеры которых также грамотно, с истинной швейцарской педантичностью подходят к качеству производимой продукции и внедрению передовых технологий. В Гонконге вы без проблем сможете заказать и турбийоны, и хронографы, и часы с GMT, и минутные репетиры. При этом все будет исполнено на самом высоком уровне, и главное - по более чем приемлемым ценам. европейцы про это знают. И заказывают.
По словам руководителя одного из российских компаний, от поездки на такое предприятие он пережил настоящий шок: "если бы не характерный разрез глаз сотрудников, видных сквозь стекла масок, я бы никогда не поверил, что нахожусь в китае, а не на швейцарской мануфактуре. И производство, и оборудование, и само управление процессом - на высшем европейском уровне".
А потому европейцы заказывают гонконгским компаниям все большее количество и номенклатуру комплектующих. В ближайшем будущем Гонконг вряд ли превратится в серьезного конкурента тех же швейцарцев в производстве конечной продукции ценового сегмента "выше среднего". Да и цели китайцы такой не ставят, прекрасно понимая, что за спиной у ведущих европейских марок - вековые традиции и работа по взращиванию и поддержанию лояльности потребителей к своим брэндам. Хотя… Японцы в свое время тоже начинали с дешевых качественных автомобилей, а на марку Lexus в момент ее рождения европейские и американские автопроизводители смотрели свысока.
Но помимо сегмента "выше среднего" есть и еще одна часть рынка, самая емкая в стоимостном и количественном выражении. В мире появляется все больше потребителей, предпочитающих громкому имени качество по разумной цене. И их будет все больше по мере того, как люди будут понимать, что в более дешевых и менее раскрученных часах установлены те же самые "внутренности", что и в дорогих швейцарских. В моду входит функциональность. А по соотношению цена/качество с гонконгцами мало кто может поспорить.
Сами "британо-китайцы" отмечают усиливающуюся конкуренцию со стороны Японии и Южной кореи (в среднем ценовом сегменте) и материкового китая (низшем ценовом сегменте). У последних - свой сегмент, прежде всего дешевые часы. А перед остальными у гонконгских компаний есть более чем серьезное преимущество в виде поддержки государства. Для примера, с 1 января текущего года все производители часов и комплектующих к ним в Гонконге освобождены от уплаты НДС (а он составлял ни много ни мало 30%)! Такое отношение со стороны органов власти вполне объяснимо - часовая отрасль для экономики региона является одной из самых важных.
Есть еще один момент, который внушает оптимизм местным часовщикам. Речь идет о тотальном проникновении современных цифровых технологий в жизнь обычного человека. По мнению большинства гонконгцев, с которыми довелось пообщаться, рано или поздно доля многофункциональных цифровых часов в общем объеме станет доминирующей (кстати говоря, на выставке было представлено немало таких чудо-механизмов). Угадайте, кто будет лидером на этом направлении? Правильно, Гонконг. с его богатым опытом в производстве часов традиционных и широким развитием микроэлектронных производств.
В общем, мнение гонконгского часового сообщества таково: через 5-10 лет большая часть комплектующих традиционных "дорогих" европейских брэндов будет выпускаться в Гонконге. Там же будут производить большую часть качественных часов среднего ценового сегмента и многофункциональных цифровых наручных устройств. И лишь низший ценовой сегмент "оккупируют" материковые китайцы. Планы, конечно, наполеоновские. Но что-то мне подсказывает, что такой сценарий развития событий очень даже возможен. Что и продемонстрировала Honkong International Watch & Clock Fair.
В этом году в Гонконге не было экспонентов из Японии, России и сингапура. Но это означает лишь то, что они уступят какую-то часть мирового рынка тем, кто приехал им на смену: компаниям из канады, Дании, Малайзии и США. Ведь HWCF - всемирная торговая площадка, на которую ежегодно съезжаются покупатели со всех стран мира, в том числе из России. Деталей своих визитов те же россияне не разглашали, но результатами переговоров, судя по всему, были очень довольны. По их единодушному мнению, перспективы Гонконга нельзя недооценивать. Более того, нужно сделать все возможное, чтобы из этих перспектив извлечь как можно больше выгоды и пользы.
Тем же, кто еще раздумывает, ехать ли в следующем году на Honkong International Watch & Clock Fair, смело рекомендую: обязательно поезжайте! Помимо пользы коммерческой, поездка будет несомненно полезна всем, кто интересуется новым, неизвестным - ни в одном из "традиционных" городов вы не найдете такого сплава западно-европейской и восточно-азиатской культур, как в городе контрастов с названием Гонконг.

Информация к разммышлению
•    С 1 января 2006 года гонконгские производители часов и комплектующих освобождены от уплаты нДС в размере 30%.
•    В настоящее время Гонконг - второй по величине экспортер часов в мире. Большую часть экспорта составляют наручные часы, далее по убыванию удельной доли - запчасти и комплектующие.
•    Три четверти часовой продукции Гонконга составляют изделия, произведенные на основании ОЕM-технологий. Приоритетные импортеры и дистрибьюторы - США, ЕС, Япония.

 

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №5-2006

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: 5-2006