Путь любого товара от производителя до потребителя долог и сложен. Он проходит через много звеньев, каждое из которых призвано решать свои задачи. И благосостояние каждого из этих звеньев зависит от контрагентов: чем грамотнее выстроены партнерские связи, тем меньше потери каждого из предпринимателей. Самый массовый вид договора в сфере товародвижения – договор поставки. Проанализируем несколько типичных ситуаций на примерах взаимоотношений его участников: розничного продавца и поставщика.
ЗА ЧУЖИЕ ГРЕХИ
Вот одна из самых распространенных ситуаций: розничный продавец принял у покупателя неисправные часы и направил их для ремонта в сервисное предприятие. Однако сервис с ремонтом не спешит, ссылаясь на длительность доставки необходимой запчасти от зарубежного изготовителя. Потребитель нервничает, негодует, и в итоге меняет свое требование о безвозмездном ремонте на требование о расторжении договора купли-продажи. Деньги потребителю выплачивает розничный продавец, а сервис и производитель оказываются не причем. Получается, что продавец расплачивается за те грехи, которых не совершал: за брак и неспособность производителя обеспечить своевременный ремонт.
Вопрос о том, как можно минимизировать свои издержки в таких ситуациях, интересует, пожалуй, всех без исключения ритейлеров. А сделать это можно – нужно лишь грамотно выстроить отношения с поставщиком, по отношению к которому розничный продавец является покупателем по договору поставки.
В отличие от отношений с конечным потребителем, которые регулируются договором розничной купли-продажи, отношения между розничным продавцом и поставщиком (дистрибьютором или производителем) регулируются другим документом – договором поставки. Как правило, «рыбу» такого договора предлагает поставщик. И зачастую он содержит лишь пункты, регламентирующие товарно-денежные отношения между ним и покупателем, т.е. розничным продавцом: минимальный объем закупки, порядок и сроки оплаты, размер пени за просрочку оплаты и т.п. А взаимоотношения сторон в период гарантийного срока, т.е. когда товар реализован конечному потребителю, как правило, вообще не оговариваются.
Оно и понятно: поставщику выгодно получить деньги за поставленный товар и забыть о сделке, предоставив розничному продавцу полную свободу действий в общении с потребителем на весь период гарантийного срока. Но такой свободой продавец может захлебнуться, и поэтому он, как сторона договора поставки, напрямую заинтересован оговорить порядок взаимодействия сторон в случае, если в товаре выявится конструктивный или производственный недостаток и у потребителя появится законное право на отказ от исполнения договора розничной купли-продажи.
Идеальным вариантом защиты собственных интересов для розничного продавца будет включение в договор поставки следующих условий:
1. Гарантийное обслуживание Товара осуществляется авторизованными сервисными центрами изготовителя, адреса которых должны быть указаны в документации, передаваемой Поставщиком Покупателю одновременно с товаром. В случае, если авторизованные сервисные центры изготовителя Товара отсутствуют, гарантийное обслуживание Товара осуществляется Поставщиком.
2. В случае невозможности устранения недостатка Товара в установленные потребительским законодательством сроки силами авторизованного сервисного центра, а при их отсутствии силами Поставщика, Покупатель вправе возвратить Товар ненадлежащего качества Поставщику, а Поставщик обязан возвратить Покупателю уплаченную за него денежную сумму либо, по согласованию с Покупателем, заменить Товар ненадлежащего качества на аналогичный Товар надлежащего качества.
3. В случае предъявления потребителем, которому Товар реализован Покупателем в розницу, законного и обоснованного требования об отказе от исполнения договора купли-продажи Товара ненадлежащего качества и при отсутствии определенных п. 6 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» оснований, освобождающих потребителя от ответственности за ненадлежащее качество Товара, Покупатель вправе возвратить Товар Поставщику, а Поставщик обязан возвратить Покупателю уплаченную за него денежную сумму либо, по согласованию с Покупателем, заменить Товар ненадлежащего качества на аналогичный Товар надлежащего качества.
Чем хороша такая формулировка? Тем, что к взаимоотношениям между поставщиком и покупателем, которые регулируются только Гражданским кодексом РФ, «привязываются» еще и нормы Закона РФ «О защите прав потребителей». Иными словами, поставщик (дистрибьютор) не устраняется из цепочки «изготовитель – потребитель», а получает дополнительный стимул поставлять на рынок товар только надежных изготовителей, чтобы случаев возврата его потребителями было как можно меньше.
Конечно, если поставщик – крупный игрок рынка или вообще монополист, а розничный продавец – индивидуальный предприниматель, добиться включения в договор поставки таких условий крайне затруднительно. Что делать продавцу в этом случае? Расхлебывать проблемы с качеством товара в одиночку?
ДОГОВОР ПО УМОЛЧАНИЮ
Даже в том случае, когда договор поставки не регулирует в явном виде отношения сторон в случае возникновения проблем с качеством товара, у розничного продавца все равно есть права в отношении некачественного товара. Более того: определенный объем прав есть у него даже тогда, когда договор поставки в письменном виде между сторонами вообще не заключался!
Как это? Почему это? А потому, что в подобных случаях на помощь магазину приходит Гражданский кодекс РФ – основной нормативный правовой акт, регулирующий отношения между предпринимателями, возникающие при заключении сделок по поставке товаров.
Дело в том, что обязательного заключения договора поставки в письменной форме ГК РФ не требует. Сделка считается состоявшейся, если поставщик передал товар покупателю, а тот оплатил его. Даже если в подтверждение совершенной сделки имеются всего лишь два документа – накладная ф. ТОРГ-12 и платежное поручение ф. 000 – возникшие между сторонами этой сделки отношения регулируются общими нормами гражданского законодательства о купле-продаже (глава 30 ГК РФ). А это означает, что у принявшего товар и оплатившего его розничного продавца возникают установленные ГК РФ права покупателя как стороны по договору поставки. Среди этих прав особенно примечательна статья 518, которую полезно знать каждому розничному продавцу:
Гражданский кодекс РФ
Статья 518. Последствия поставки товаров ненадлежащего качества
. . . . . . . .
2. Покупатель (получатель), осуществляющий продажу поставленных ему товаров в розницу, вправе требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, если иное не предусмотрено договором поставки.
Обратим внимание на оговорку «если». Дело в том, что все нормы ГК РФ об условиях договоров условно можно разделить на две категории. Первая – это нормы, в которых записано: «такой-то вопрос регулируется так-то». Вторая категория – нормы, отсылающие к договору. Например: «такой-то вопрос регулируется так-то, если иное не предусмотрено договором».
Как видим, если товар ненадлежащего качества возвращен потребителем продавцу, а договор поставки в письменном виде либо отсутствует, либо не содержит никаких специальных условий на этот случай – у розничного продавца имеется установленное п. 2 ст. 518 ГК РФ право требовать от поставщика замены этого товара.
Справедливости ради следует заметить, что поставщик, прежде чем удовлетворить основанное на ст. 518 ГК РФ требование своего контрагента по договору поставки, вправе затребовать от него документы, подтверждающие факт проверки претензии потребителя на предмет её законности и обоснованности. Это логично, потому что если поставщик будет безропотно принимать некачественный товар у розничного продавца, у последнего не будет никакого стимула «воспитывать» потребителей. В результате торговое предприятие рискует превратиться в пункт проката приборов времени.
Обоюдоострое право
Вот еще один реальный случай из практики взаимоотношений розничного продавца с поставщиком.
На одну из моделей часов, полученных по договору поставки, инструкции по эксплуатации оказались «неправильными». Произошло это потому, что производитель и дистрибьютор снабдили все часы определенной марки единым универсальным паспортом, не отражавшим особенности и некоторые режимы работы данной конкретной модели. Порок инструкции выявил один из потребителей, который через полгода после покупки предъявил розничному продавцу требование о расторжении договора купли-продажи. Свою претензию он обосновал тем, что вместе с товаром продавец передал ему неполную и недостоверную информацию о потребительских свойствах часов.
Дело развивалось по типичному варианту: претензия - отказ - иск в суд. Продавец боролся до последнего, однако суд признал правоту потребителя и своим решением обязал продавца выплатить ему не только стоимость часов, но и прочие сопутствующие суммы: моральный вред, неустойку, затраты на юридическую помощь.
Однако розничный продавец с поражением не смирился и требование о возмещении материальных потерь предъявил поставщику полагая, что его убытки в размере взысканной по решению суда суммы произошли исключительно по вине поставщика, не укомплектовавшего часы «правильной» инструкцией по эксплуатации.
Поставщик не отрицал, что вместе с часами передал продавцу «неправильную» инструкцию. Да и договором поставки было предусмотрено условие, в соответствии с которым одновременно с товаром поставщик был обязан передать вместе с товаром относящиеся к нему документы, в т.ч. и инструкцию по эксплуатации. Более того, даже если бы в договоре поставки такого условия и не было бы записано, обязанность по передаче товара полностью укомплектованным все равно возложена на поставщика законом:
Гражданский кодекс РФ
Статья 456. Обязанности продавца по передаче товара
1. Продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.
2. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Тем не менее, предъявленные к нему требования поставщик счел неправомерными, полагая виноватым в причиненных убытках самого продавца. Почему? Потому что о проблемах с инструкцией тот сообщил поставщику только тогда, когда конфликт уже возник и потребитель обратился в суд.
В соответствии с п. 47 «Правил продажи отдельных видов товаров» (утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55) часы, как технически сложный товар бытового назначения, до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает «… осмотр товара; проверку комплектности, качества изделия, наличия необходимой информации о товаре», и т.д. Если бы продавец выполнил требование Правил о предпродажной подготовке в полном объеме, то отсутствие (или неполнота) информации о товаре были бы выявлены не потребителем, а продавцом еще до подачи товара в торговый зал. На этой стадии продавец имел реальную возможность доукомплектовать часы с помощью поставщика, либо заменить их на другую модель. А коль скоро этого сделано не было, получается, что потребитель столкнулся с недостатком товара именно по вине нарушившего п. 47 Правил продавца. Поэтому ответственность за допущенную оплошность должен нести продавец.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 4-2009
Автор: Михаил Степкин
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: законодательство