Рынок модной розницы: точно жив!

Вырастет или сократится рынок модных товаров, нужно ли государству заниматься поддержкой малого бизнеса и торговли, стоит ли развивать стрит-ритейл, есть ли угроза захвата российского рынка зарубежными торговыми сетями – эти и другие вопросы обсуждались на декабрьском форуме Fashion Retail Russia.

Вниз или вверх?

Fashion Retail Russia – ежегодное мероприятие, которое собирает ключевых специалистов рынка одежды, обуви и других модных товаров. Начало зимы – удачное время для подведения итогов и последней корректировки планов перед новогодними продажами. Общий настрой участников форума -2016 заметно отличался от аналогичного мероприятия прошлого года и особенно двухлетней давности. Исчезли безудержный оптимизм, надежды «переждать», шапкозакидательство. Рынок работает со скрипом, и глобальных улучшений скорее всего не будет. Участники не ждут наплыва новых брендов – точнее, выход новичков на рынок возможен, но, по общему мнению, он не окажет существенной конкуренции уже имеющимся операторам. На российском рынке наблюдается явный избыток торговых марок и магазинов, вследствие чего потребитель спокойно относится как к существующим, так и к ново-приходящим брендам.

При этом никто не ждет падения. Проведенный в зале онлайн-опрос показал, что большинство компаний планируют вкладываться в бизнес и рассчитывают на рост продаж в 2017 году. Цифры ожидаемого роста разнятся, но в целом вполне оптимистичны.

Необходимость легализации рынка

Одной из острых тем стало обсуждение вопроса легализации рынка и перспектив малого бизнеса. По словам Андрея Павлова, президента компании Zenden, одной из проблем рынка являются неравные конкурентные условия. Рядом с полностью «белыми» компаниями работают, те, кто не гнушается контрабандой, малый бизнес использует различные варианты оптимизации налогообложения. По его мнению, необходимо выровнять условия для всех операторов, для чего провести налоговую реформу и создать общие прозрачные правила игры для всех игроков рынка, независимо от размера. Более того, по его мнению, госрегулирование просто необходимо – без него предприниматели обречены вести бизнес нерационально и терпеть убытки. В качестве примера он привел график работы магазинов: боясь конкуренции, большинство из них открывается в 10:00, хотя первые часы после открытия залы пустуют, и компании попусту тратят деньги на персонал, коммунальные платежи т д. Договориться меж собой самостоятельно предприниматели не смогут –  в этом случае законодательное определение часов работы помогло бы им избежать убытков.

Стрит-ритейл и регионы

Следующими темами стали перспективы стрит-ритейла и экономическая обоснованность работы сетей в регионах. Участники обсуждения сошлись на том, что стрит-ритейл не интересен для крупных сетей. В силу слабого трафика он позволяет выживать только компаниям, не платящим НДС. Хотя есть регионы, где до сих пор сохранился формат БВП – «Базар-Вокзал-Подвал».

Относительно перспектив регионов такого единодушия не наблюдалось. Часть компаний признает, что спрос там не всегда достаточен для рентабельности, и они открывают магазины скорее в надежде на будущее. Управляющий директор Lamoda Флориан Янсен считает, что в регионах будет продолжаться развитие как оффлайн-, так и онлайн торговли. Рынок во многих городах еще далек от насыщения с точки зрения ассортимента. Говоря о влиянии интернет-продаж на бизнес местных операторов, он отметил, что приходя в такие регионы, Lamoda и коллеги не оказывают конкуренции местным игрокам, а скорее закрывают дыры в спросе. Можно ожидать развития онлайн продаж, т.к. на них в российской в fashion индустрии приходится только 5% оборота, тогда как в Великобритании это цифра достигает 20%. На форуме прозвучали оценки АКИТ: онлайн продажи в России составляют 16-20%, из которых 2/3 занимает трансграничная торговля.

Михаил Уржумцев, генеральный директор Melon Fashion Group уверен, что инвестировать в регионы намного эффективнее, чем в Москву, т.к. аренда площадок и зарплата сотрудникам ниже, чем в столице. Однако первостепенное значение имеет правильно выбранный ТЦ. Выгодной работу в регионах считает и Андрей Павлов, президент Zenden: экономика региональных магазинов лучше.

Отношение к маркировке

Весьма различным оказалось отношение представителей модной отрасли к маркировке товаров, которую власти начали вводить с меховых изделий. Lamoda считает, что этот вопрос больше затрагивает производственные компании, чем розничную торговлю, для которого он не является проблемным. Михаил Уржумцев (Melon Fashion Group) относится к маркировке с осторожностью, т.к. она может повлечь за собой больше негативных последствий, чем мы предполагаем.

Интересным оказалось выступление на эту тема Андрея Павлова. Он «за» маркировку, но предлагает провести налоговую реформу: отменить ЕНВД и патентную систему налогообложения, а вместо этих режимов, нацеленных на поддержку малого бизнеса, ввести для него мораторий на налоги в течение 3 лет с момента старта (но чтобы предприниматель мог получить такую льготу только один раз в жизни).

По его словам, проблема в том, что сегодня в fashion retail огромную долю составляет малый бизнес, который мешает нормальным операторам. Пример с введением маркировки шуб показал, что доля контрабанды на рынке составляет не 50%, как ожидалось в самых мрачных прогнозах, а все 70-90%. По мнению Павлова, аналогичная картина на рынке обуви.

«Как только государство ограничит использование ЕНВД, введет онлайн-кассы (с 2018 года они будут обязательны в т.ч. для ИП), мы увидим уход с рынка сотен тысяч предпринимателей малого бизнеса» - считает Павлов. Это может показаться ужасным, но по его мнению, в итоге никто ничего не потеряет. Бюджет страны и регионов только вырастет, начнет дышать производство. Да, этим сотням тысяч ИП будет плохо, людям придется искать себе новое занятие. Но это неизбежно и полезно для страны.

Свою позицию он пояснил такими аргументами. Мы имеем дикий дефицит рабочих кадров в стране в целом, и в розничной торговле в частности. Все сталкивались с трудностями при поиске сотрудников даже на простейшие должности. В наступающем году ситуация ухудшится. В силу пенсионного возраста с рынка труда уходят люди 1957 года рождения (плюс-минус несколько лет), и приходит поколение рожденных в 1997-м. Но если в 1957 родилось 2.8 млн человек, то в 1997 – только 1.2 млн. Итого рынок труда сократится на 1.6 миллиона человек. По его подсчетам, если вычесть людей, которые уйдут в различные «обязательные» сектора (оборона, МВД, …), прирост персонала в торговле составит минус 100 000 человек. То есть с людьми станет еще хуже. Представители государства говорят, что в стране около 30 млн человек «не видны» как работники. Но неофициально работающие есть только в торговле и услугах, и цель государства - вернуть 3-4 млн человек из этих отраслей в производство. Без этого никакой подъем экономики или развитие промышленности невозможны.

Сделано в России?

К возможности переноса производства в Россию участники отнеслись скептически. Для создания промышленности требуется не только оборудование, но и производственная культура. Она была в СССР, но с тех пор разрушена. Поэтому наряду со строительством заводов и фабрик потребуется «импорт мозгов» и развитие многих смежных производства: потому что сегодня для фэшн-индустрии в России нет даже фурнитуры и химии.

Вопрос малого бизнеса и регулирования всплыл и при обсуждении того, могут ли иностранные ритейлеры потеснить российские компании. Розничный рынок России делится на 4 категории операторов:

Западные сети, работающие «в белую», но имеющие возможность зарубежного кредитования и использования международных схем оптимизации налогов;
Российские крупные компании, работающие «в белую»;
Сети, дробящиеся на малые предприятия для ухода от налогов;
Малый бизнес, почти полностью работающий в «черную».

Из четырех категорий крупные российские компании сильнее всех отягощены налогами и регулированием. Это приводит к тому, что существует опасность захвата рынка западными сетями.