Рынок интернет-торговли
Интернет-торговля и офлайн-ритейл вовсе не являются противоборствующими сторонами. Сегодня эффективный бизнес возможен только при совместном использовании обоих каналов доступа к покупателю.
Интернет-торговля и офлайн-ритейл вовсе не являются противоборствующими сторонами. Сегодня эффективный бизнес возможен только при совместном использовании обоих каналов доступа к покупателю.
Интернет-торговля и офлайн-ритейл вовсе не являются противоборствующими сторонами. Сегодня эффективный бизнес возможен только при совместном использовании обоих каналов доступа к покупателю.
Самый растущий
Интернет принято считать одной из главных опасностей, грозящих обычным магазинам. И поводов для этого достаточно. По темпам роста именно интернет-торговля на протяжении многих лет остается в числе лидеров среди всех секторов российского рынка. Ежегодная прибавка настолько весома, что аналитики почти спорят, кто покажет более высокие цифры. Так, «Центр стратегических исследований» компании Enter оценивает среднегодовой прирост в 25%. Агентство Data Insight, специализирующееся на исследованиях интернет-рынка, говорит о 30%, а Morgan Stanley – о 38%. При этом некоторые магазины ежегодно показывают удвоение и даже утроение продаж.
Это выглядит особенно привлекательно на фоне розницы обычной, офлайновой. В последние годы она тоже демонстрировала рост, но на уровне всего 8-10% (непродовольственные товары), что мало по сравнению с сетью. Причем если в 2014 году рост онлайн-торговли в валютном эквиваленте всего лишь замедлился, то офлайновая розница показала сжатие.
По оценке агентства Data Insight, в 2014 году россияне купили в интернете товаров и услуг на 660 млрд рублей, из которых треть приходилась на билеты и цифровые товары и две трети – на товары материальные. По мнению экспертов J’son & Partners Consulting, объем рынка интернет-торговли в России по итогам 2014 г. превысил 683 млрд руб. и на протяжении последних пяти лет рос в среднем на 42,5% в год.
Объем интернет-торговли в России (млрд руб.)
По данным опросов ФОМ, ежемесячно 16,9% российских интернет-пользователей делают покупки в интернете, что равно 11,1 млн человек. Еще 6,1% выбирают товар в интернете, но фактически делают покупку в офлайновом режиме или по телефону.
Успех интернет-торговли обусловлен прежде всего ростом аудитории сети. Сейчас в России Всемирной паутиной пользуются 70 миллионов человек и примерно 30 млн хотя бы раз покупали что-то онлайн. В среднем за год каждый покупатель потратил в сети 17 600 рублей или 12 500 рублей, если брать в расчет только материальные товары.
Догнать и обогнать
Много это или мало? По мировым меркам – средне. диаграммы на соседних страницах показывают, как российские данные соотносятся с другими странами. Они же дают представление о возможностях роста. Так, интернет-продажи составляют всего 2,5% от общего оборота розничной торговли, в то время как у лидера –США – 13,5%. Относительно невелика у нас доля пользователей сети, делающих покупки, – 38% против 82% в Великобритании. По среднегодовой сумме расходов на человека (828$) мы обгоняем Италию (741$) и Испанию (761$), но отстаем от США (1847$) и Великобритании (1789$). Наш клиент делает покупки реже, чем немец (10,1 покупка в год против 18,1 в Германии),и они более дешевые (75$ за один заказ), чем в США (119$).
Причина отставания заключается в более позднем проникновении интернета в Россию по сравнению с рядом других стран. Однако мы быстрыми темпами наверстываем разрыв. Если в 2003 году у нас было подключено к сети лишь 10% взрослого населения, в 2007 году – 20%, то сегодня в нее регулярно заходят более 50% взрослых. В сентябре 2011 года по числу уникальных пользователей интернета Россия обогнала Германию и заняла по данному показателю первое место в Европе. если рост продолжится такими темпами, нам понадобится менее десяти лет, чтобы достичь сегодняшнего уровня стран Европы с наибольшим проникновением. по прогнозам института социологии РАН, к 2020 году охват населения может достигнуть 75%, а к 2030-му – 90%.
Прогноз объема российского онлайн-ритейла (млрд USD)
Это позволяет ожидать высокий потенциал роста онлайн-торговли и в будущем. Ассоциация компаний интернет-торговли говорит, что доля электронных магазинов в общем объеме розничных продаж может вырасти в пять раз. Эксперты компании Hermes еще более оптимистичны: по их мнению, интернет-торговля потенциально может составить до 20% от всего оборота торговли, т.е. Нарастить свою долю ни много ни мало в восемь раз. По их прогнозам, в течение не более двух лет Россия станет крупнейшим интернет-рынком Европы. Залог этого видят в том, что ежегодно армия интернет-покупателей увеличивается на 25-30%, а среднегодовые затраты одного покупателя растут на 15% в год. При этом средний чек стабилен, растет интенсивность покупок.
Ключевыми драйверами являются удобство, привлекательные цены и широта ассортимента, недоступная ни в одном реальном магазине. Многие люди, особенно вступающая в активную жизнь молодежь, привыкли быть всегда онлайн, и для них оформление заказа в электронном магазине является совершенно обычной операцией, по сути – привычкой. На развитие электронной торговли будет работать и постепенно налаживающаяся ситуация с дистанционными платежами. При этом эксперты отмечают, что главными точками роста станут небольшие города, магазины которых при всем желании не в состоянии обеспечить ту широту ассортимента, что предлагает сеть.
Все это позволяет делать прогнозы о том, что в течение десяти лет объем электронной торговли в России может достичь уровня в 100 млрд долларов. Некоторые идут дальше и называют цифры в 150 млрд.
Интернет-торговля в ведущих странах мира
Разумеется, в разных товарных группах ситуация будет разной. Но интерес к часам подтверждают данные проекта World Watch Web, анализирующего интерес жителей различных стран мира к дорогим часам и другим люксовым товарам. По их данным, Россия занимает восьмое место по числу поисковых запросов по часам, опережая, например, Индию и собственно Швейцарию.
Разумеется, общая экономическая ситуация скажется и на интернет-продажах. В 2015 г. эксперты прогнозируют снижение объемов рынка на 5%, но даже эта вроде бы отрицательная цифра выглядит очень оптимистичной для обычной торговли. Так что электронный рынок останется одним из крайне привлекательных.
Деньги к деньгам
Стремление заработать в интернете охватило огромные массы людей и организаций. В начале 2013 года платежный агрегатор Robokassa и аналитическая компания Openstat из более чем трех миллионов всех сайтов в российском интернете выделили 1200 тысяч «коммерческих», т.е. хоть в каком-то виде предлагающих платные услуги. Однако в реальности только малая часть из этого миллиона с лишним может рассматриваться в качестве интернет-магазинов. East-West Digital Nes считает, что к реальным интернет-магазинам в 2013 году можно было отнести лишь около 50 тысяч сайтов, т.е. около 4% из предлагающих услуги. Еще более жесткой оказалась оценка компании InSales, которая в том же 2013 году насчитала всего 39 000 активных магазинов, формирующих как минимум 2 заказа в месяц. Это ничтожно мало, но процесс идет: в 2010-м таких сайтов было всего 16 000, а в 2007-м – вообще 6000.
Может ли «два заказа в месяц» служить приемлемым критерием отнесения сайта к категории торговых площадок? из 39 000 магазинов адекватным бизнесом являются далеко не все: 95% из них генерируют всего 10% от общего объема заказов. В рунете всего 2000 магазинов, оформляющих более 10 заказов в сутки, и меньше 100 с числом заказов больше 1000 в сутки. Не более 30 площадок имеют оборот более 100 млн долларов в год.
Проникновение интернета в разных странах мира (данные на середину 2012 г.)
В сети как нигде более велик разрыв между лидерами и догоняющими. Точнее – безнадежно отстающими. лидеры медленно, но уверенно «отъедают» долю у всего рынка. за пределами первой десятки число заказов снижается.
О том, что доля крупнейших операторов будет расти, говорит и мировая практика. Лидер российской интернет-торговли – «Юлмарт» – занимает лишь 7% рынка, в то время как мировой лидер – Amazon – имеет в Германии 16% рынка, Великобритании – 18%, а в США – 26%.
Разумеется, в разных сегментах рынка степень концентрации бизнеса разная, что определяется спецификой товаров. Например, сегмент продуктов питания практически монополизирован, в то время как в области торговли мебелью работают сотни небольших магазинов и нет явно выделенного лидера. Несмотря на то что часы в рунете предлагают несколько сотен магазинов, ЦСИ Enter выделяет три площадки, имеющие, по мнению исследовательского центра, более 20 тысяч посетителей в неделю: AllTime.ru, Bestwatch.ru, TimeCode.ru.
Великая Россия...
Крупнейшие компании в области интернет-торговли расположены в столицах, где ее проникновение достигло максимального уровня. Однако традиционный взгляд на «цифровую пропасть» между Москвой и регионами не полностью учитывает новые или возникающие реалии в развитии рынка.
Дальневосточный, Южный и Приволжские федеральные округа в последние годы показывают более высокие темпы роста интернет-аудитории, чем Центральный или Северозападный, уже достигшие определенного насыщения. По данным ассоциации компаний интернет-торговли, именно эти три округа наиболее интенсивно наращивают свой оборот, тесня столицы. Перспективы регионов становятся наглядно видны, если сравнить динамику электронной и офлайновой торговли.
Уже почти две трети продаж KupiVIP приходится на регионы, а некоторые региональные игроки (например, e96.ru, Newmans.ru) постепенно становятся компаниями всероссийского масштаба. Многие интернет-магазины, обслуживающие всю страну, фиксируют более высокую покупательскую активность (кол-во заказов на душу населения) в городах с населением от 300 тысяч до миллиона, чем в Москве.
По мнению специалистов, основная часть будущего роста рынка будет сосредоточена в регионах. Помимо роста уровня проникновения интернета и клиентуры электронных магазинов, на это будет работать ограниченность ассортимента, который может обеспечить офлайновая розница на местах. Главными тормозами процесса пока являются недостаточное развитие систем оплаты и служб доставки, из-за чего работа московских магазинов с другими городами становится дорогой или невозможной. Особенно справедливо это для ряда товаров, в том числе часов. Все это создает возможности для работы местных операторов.
По мнению экспертов, в наступивших условиях стимулами роста интереса к интернет-покупкам станут стремление сэкономить и более широкий ассортимент. При этом на разных товарных рынках ситуация будет отличаться. По подсчетам Google и ЦСИ Enter, рынок электроники и бытовой техники близки к насыщению и темпы роста продаж там продолжат снижение. Зато продажи детских товаров и ювелирных украшений выросли на 76%, а в категории товаров для спорта и отдыха – на 94%.
География посетителей Bestwatch.ru
Важным изменением последних лет эксперты считают то, что россияне перестали бояться покупать через сеть товары, требующие примерки – одежду и обувь. Это открывает хорошие возможности и для часовщиков.
По мнению многих участников рынка, в ближайшее время сохранится тенденция к росту онлайн-гипермаркетов, предоставляющих смешанный ассортимент товаров. Их успешность уже почувствовали на себе некоторые часовщики. Так, по словам Натальи Кувшиновой (компания Romanoff), работа с Wildberries и LaModa оказалась более эффективной, чем со специализированными часовыми интернет-магазинами.
---
Читайте продолжение статьи в ближайшее время на сайте Timeseller.ru
Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: интернет-торговля рынок 2-2015