РОЖДЕНИЕ КАЛЕНДАРЯ
«Солнце показывает свое время обманчиво», — писали 300 лет назад на своем гербе парижские часовщики. Они знали, о чем говорили. Стремление упорядочить время по какому-то определенному светилу приводило к заблуждениям.
«Солнце показывает свое время обманчиво», — писали 300 лет назад на своем гербе парижские часовщики. Они знали, о чем говорили. Стремление упорядочить время по какому-то определенному светилу приводило к заблуждениям.
ЛУННЫЙ КАЛЕНДАРЬ
«Солнце показывает свое время обманчиво», — писали 300 лет назад на своем гербе парижские часовщики. Они знали, о чем говорили. Стремление упорядочить время по какому-то определенному светилу приводило к заблуждениям.
Первый в европейской культуре календарь — юлианский — был лунным. В его основе лежал греческий синодический месяц — промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны. Точно фиксировать момент новолуния можно только во время солнечных затмений, а они наблюдаются редко. Поэтому пришлось выбрать фазу, близкую к новолунию, а именно наблюдать первое появление лунного серпа после новолуния. Такой момент греки назвали неоменией.
Тысячелетия назад было установлено, что в промежутке между двумя последовательными неомениями всегда либо 29, либо 30 дней.
Поэтому продолжительность синодического месяца первоначально была определена в 29 с половиной дней, а месяцы календарного года попеременно чередовались по 29 и 30 дней. Первые из них назывались пустыми, а вторые — полными. Начало всех римских месяцев совпадало с новолунием, что было очень удобно. Необходимость в единице времени более крупной, чем месяц, привела к лунному году, состоящему из 12 лунных месяцев. Точная продолжительность астрономического лунного года 354,36706 суток. Таким образом, получилось, что разница между солнечным и лунными календарями составляет 10.874537 суток (примерно 11 дней), а сто лет по солнечному календарю равны 103 годам по лунному. Получалось, что лунный календарь при всей своей простоте и точности существенно «плавал» относительно движения Солнца, а значит и смены сезонов, что делало его неудобным для планирования сельхозработ.
Мало кто знает, но чтобы максимально приблизить свой календарь к солнечному, римляне додумались вводить каждые четыре года високосный месяц меркедон. в котором было 27 дней. Месяц вводился в конце февраля, который по такому случаю сокращался до 23 или 24 дней. В результате в таком «високосном» году оказывалось иногда по 378 дней. Именно по этой причине о дате каких-либо событий из античной и раннехристианской истории мы всегда сможем сказать лишь очень приблизительно.
СОЛНЕЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
В основу современного календаря положен тропический год — промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весен него равноденствия. В первых календарных системах год содержал 360 суток. Древние египтяне и китайцы около пяти тысяч лет назад определили длину солнечного года в 365 суток. Чуть позже, за несколько столетий до нашей эры, как в Египте, так и в Китае, продолжительность года была уточнена до 365,25 суток. Из этой четверти суток и набегает дополнительный «високосный» день, который стали вводить раз в четыре года, хотя для максимальной точности исчисления его следовало бы вводить два раза в 7 лет.
В XVI веке, когда была проведена радикальная реформа юлианского календаря, за основу была принята именно солнечная система годового разделения. Новая система получила название «григорианский календарь», или «новый стиль». Он отличается большей точностью по сравнению с лунным. однако тоже не лишен недостатков. Так, продолжительность календарных месяцев по-прежнему различна, месяцы разной продолжительности чередуются беспорядочно, месяцы начинаются с разных дней недели, начало года всегда «плавает» относительно дня недели, число рабочих дней в году непостоянно, не говоря уже о том, что числа не привязаны к дням недели, поэтому все время приходится переносить праздники и издавать огромное количество печатных календарей.
12 ФАЛАНГ
За право считаться изобретателем понятия «час» как единицы измерения времени меж собой соревнуются цивилизации Китая, Индии, Египта и шумеров. Вначале счет был очень простой: 12 часов дневного времени между восходом и заходом Солнца, а ночью полагалось спать. Потом ввели и 12 ночных часов. Почему именно 12? Известно, что двенадцатиричная система измерения древнее десятичной. К ней же привязано разделение на 12 знаков зодиака или те же 12 месяцев в году. Считается, что она была более удобной для древних людей, потому что 12 делится на 6, 4, 3 и 2, тогда как десять всего на 5 и 2. На самом деле, все гораздо проще: на пальцах человеческой руки 12 фаланг (по 3 на каждом пальце, большой не в счет). Именно собственные пальцы служили людям первым калькулятором, поэтому все считалось дюжинами и их производными. А как еще считать, если одна рука все-таки рабочая?
МНЕ СТРАШНО. ЧТО Я С МИНУТАМИ
Зато минуты, и это известно точно, появились в древнем Вавилоне. Точнее, там придумали 60-ричную систему счисления, производную от дюжины, умноженной на 5 (число пальцев на руке). Само слово «минута» произошло позже от латинского pars minuta prima, то есть «первая маленькая доля» — иначе говоря, первая цифра, стоявшая после запятой. Секунда, кстати, происходит от pars minuta secunda и означает, соответственно, еще более мизерную долю. Впрочем, нужда в минутах и секундах в измерении повседневного времени не ощущалась до XVIII века.
Дело в том, что вплоть до повсеместного ввода григорианского календаря, который был осуществлен во многом силами инквизиции, продолжалась хаотичная путаница во времени. Например, у римлян была принята 8-дневная неделя, которая, несмотря на ввод христианства, продолжала существовать в Италии. Вплоть до XV века итальянцы не менее вальяжно считали и время: 12 часов от восхода до заката и 12 часов от заката до восхода. Между прочим, эта система, названная «итальянской», до сих пор при меняется кое-где на юге Италии, а также считается официальной в Эфиопии. Древние римляне вообще считать часы не умели, они обозначали их в основном в честь родовых животных (например, известный «час волка») и привязывали к ночной и дневной стражам, которые, соответственно, менялись с восходом и закатом. Утро и день разделял полдень (приблизительный) — час rex sacrоrum. то есть момент, когда император поднимался на трибуну перед Сенатом.
Не лучше обстояли дела и у христиан. До XV все обыватели ориентировались в основном на Horanum. то есть расписание молитв и медитаций, по которому следовало вести свой день. Молитвы же привязывались не к точному времени, а к утренним и вечерним звездам. Так, с появлением вечерней звезды Веспер следовало отложить все дела и при ступить к распеванию псалмов.
ПОПРОБОВАЛИ — УБЕДИЛИСЬ
Первая и единственная попытка утвердить хоть сколько-нибудь разумный календарь и времяисчисление была предпринята 5 октября 1739 года Национальным Конвентом революционной Франции. Изначально идея была проста и обоснованна: отказаться от вековой путаницы религиозных и исторических временных «ориентиров» и построить систему временного счисления, основанную на чистой математике.
Календарь Французской революции выглядел следующим образом. Год начинался 21 сентября (дата самой революции). 12 месяцев получили новые, в основном сельскохозяйственные названия (например, грозный термидор переводится всего лишь как «месяц жары»). В каждом месяце было 30 дней. Остальные 5 дней в конце года с 17 по 22 сентября отдавались праздникам (так называемые санклотиды). К сожалению, эта праздничная пятидневка была слабой отрадой для революционных масс — Конвент не только отменил все религиозные праздники, но и ввел «удобную» 10-дневную неделю. Дни недели (то есть декады) назывались просто: первый, второй, третий и т.д. Отдыхать полагалось только на десятый. Но чтобы гражданам жилось еще удобнее, сутки также поделили по десятичной системе. Сутки от полуночи до полуночи делились на 10 десятичных часов, час на 100 десятичных минут, а минута на 100 десятичных секунд. Таким образом, если 00:00 обычного 24-часового времени соответствовали 00:00 революционного, то 12:00 обычного превращались в 5:00 революционного. Час тянулся невероятно долго, а считать 100-минутные интервалы было сложно, поэтому десятичное время отменили в 1795 году. Сам календарь просуществовал чуть дольше — он был отменен Наполеоном в 1806 году к вящей радости трудящихся масс, которым надоело пахать по девять дней в неделю и мечталось о рождественских каникулах.
Позитивный опыт французских товарищей попытались повторить и в СССР. С 1929 по 1931 год в стране действовал свой собственный революционный календарь. В году также было 360 дней, а еще 5 были объявлены «лишними» праздничными, правда, не собраны в один ряд, а раскиданы по году. Так что легендарные «дни труда» 1 и 2 мая — это те же санклотиды. В каждом месяце было по 30 дней (поэтому можно найти вполне реальный выпуск, например газеты «Правда» этого периода, датированный 30 февраля). Но советские вожди оказались умнее французских и разбили месяц не на декады, а на пятидневки. Таким образом, рабочий трудился всего четыре дня и отдыхал на пятый, чему, вроде бы, должен был радоваться. Но вот незадача: взамен была придумана знаменитая «непрерывка» — скользящий график пятидневок. Все рабочие были разделены на пять групп, названных по цветам (это не шутка, в СССР был свой «мистер желтый», а также розовый, красный, фиолетовый и зеленый), и каждая группа имела свой собственный выходной день в неделю.
Трудящимся это опять же не понравилось: с таким графиком было почти нереально планировать быт и личную жизнь. Поэтому в 1931 году непрерывка была заменена шестидневкой с фиксированным выходным, а к концу 30-х революционный календарь окончательно уступил место международному григорианскому.
Интересно, что свой след в истории оставила даже суровая система 10-часового французского счета. На некоторых счетчиках воды и электричества в старых домах во Франции расчет до сих пор осуществляется по 10-часовой и 100-минутной системе. И только поднаторевший во временном вопросе хозяин дома знает, как переводить это все в нормальные цифры.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №3-2007
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: 3-2007